Чем занимается редактор журнала. Должностные обязанности редактора, корректора


(Руководитель организации)
(Подпись)
(Инициалы, фамилия)
14.12.2016

14.12.2016 № 45

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ редактору

1. Общие положения

1.1. Редактор относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность редактора и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) руководителя организации.
1.3. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Редактор должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие издательско-полиграфическую деятельность;
- методы редактирования научно-методической, художественной литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания;
- порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректируемых оттисков к печати;
- государственные стандарты на термины, обозначения и единицы измерения;


- действующие нормативы на редактирование;
- порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами;
- экономику издательского дела;

- основы экономики и организации полиграфического производства;
- стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.);
- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- программное обеспечение издательской деятельности;
- авторское право;


- иное.
1.5. Редактор в своей деятельности руководствуется:
- Уставом организации;

- иными документами.
1.6. Редактор подчиняется непосредственно главному редактору.
1.7. Во время отсутствия редактора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

Редактирование материала.

3. Должностные обязанности

Редактор исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научно-методической и художественной литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.
3.2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.
3.3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.
3.4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.
3.5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.
3.6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т.п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.
3.7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописей их содержанию, а также насколько отражены в работах заявленные темы.
3.8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научно-нормативной и художественной литературе.
3.9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.
3.10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому, художественному редактору, корректору, наборщику.
3.11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.
3.12. Совместно с авторами и техническим редактором рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании и передает художественному редактору для своевременного изготовления графиков и клише.
3.13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.
3.14. Подписывает рукописи в производство, обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.
3.15. Составляет список обнаруженных опечаток.
3.16. Иное...

4. Права

Редактор имеет право:



4.8. Иное...

5. Ответственность

5.1. Редактор привлекается к ответственности:



5.2. Иное...

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа №___ на основании___.


14.12.2016


(подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016


14.12.2016

(Наименование организации) «УТВЕРЖДАЮ»
(Руководитель организации)
(Подпись)
(Инициалы, фамилия)
14.12.2016

14.12.2016 № 45

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ младшему редактору


1. Общие положения

1.1. Младший редактор относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность младшего редактора и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) руководителя организации.
1.3. Во время отсутствия младшего редактора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

Оказание помощи редактору в редактировании материала.
- Выполнение планов редактирования.

3. Должностные обязанности

Младший редактор исполняет следующие обязанности:
3.1. Под руководством редактора осуществляет техническую подготовку рукописей к сдаче в набор.
3.2. Проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам, полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на первоисточники, транскрипцию имен, терминов, наименований, правильность написания и унификацию символов, единиц измерения, соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте.
3.3. Считывает рукопись после перепечатки, исправляет допущенные при этом ошибки, вписывает формулы, специальные знаки и буквы редко применяемых алфавитов, иностранный текст.
3.4. Проверяет комплектность рукописей, нумерует страницы издательских экземпляров, направляемых полиграфическим предприятиям.
3.5. По поручению редактора переносит авторскую правку в рабочий экземпляр.
3.6. Регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в подготовке материала к изданию, заключенных с ними издательских договоров.
3.7. Ведет оперативный учет хода выполнения графиков подготовки и прохождения рукописей и корректурных оттисков.
3.8. Подготавливает заявки в бухгалтерию на выплату авторских гонораров.
3.9. Ведет делопроизводство в отделе, хранит авторские рукописи и документы, относящиеся к ним, в установленном действующими правилами порядке.
3.10. Иное...

4. Права

Младший редактор имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководителя организации.
4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений, работников необходимую информацию, документы.
4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.4. Давать указания, обязательные для исполнения работниками.
4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения указаний.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.7. Требовать от своего непосредственного руководителя ока­зания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.8. Иное...

5. Ответственность

5.1. Младший редактор привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Иное...

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа №_ на основании _ _ _ .

Руководитель структурного подразделения
(подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016

Начальник юридического отдела, юрист.
(подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. (подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016

(Наименование организации) «УТВЕРЖДАЮ»
(Руководитель организации)
(Подпись)
(Инициалы, фамилия)
14.12.2016

14.12.2016 № 45

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ корректору

1. Общие положения

1.1. Корректор относится к категории специалистов.
1.2. Назначение на должность корректора и освобождение от должности осуществляется приказом (распоряжением) руководителя организации.
1.3. На должность корректора назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Корректор должен знать:
- основы редакционно-издательской работы;
- порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректурных оттисков к печати;
- грамматику и стилистику русского языка;
- технику вычитки рукописей;
- правила корректуры и стандартные корректурные знаки;
- технические правила набора;
- государственные стандарты на терминологию, обозначения и единицы измерения;
- действующие условные сокращения, условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;
- действующие нормативы на корректорскую работу;
- основы технологии полиграфического производства;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
1.5. Корректор в своей деятельности руководствуется:
- Уставом организации;
- настоящей должностной инструкцией;
- иными документами.
1.6. Корректор подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ (главному редактору; редактору; др.)
1.7. Во время отсутствия корректора (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполне­ние обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.8. Иное...

2. Функции

Корректура текстов.
- Выполнение издательских планов.

3. Должностные обязанности

Корректор исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет вычитку отредактированных рукописей и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения графического и лексического единообразия различных элементов текста, устранения орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдения технических правил набора, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера.
3.2. При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т.п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании), сравнивает их название с заголовками в тексте.
3.3. Обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте.
3.4. Устраняет неясность в написании отдельных букв и знаков, неправильную разбивку текста на абзацы.
3.5. Согласовывает с редакторами замеченные стилистические погрешности.
3.. Проверяет правильность оформления таблиц, сносок, формул, справочного материала издания, полноту библиографического описания и наличие соответствующих ссылок на источники цитат и цифровых данных в тексте.
3.7. Дает указания наборщику по набору дефисов, тире, многозначных чисел и т.п.
3.8. Дополняет редакторский паспорт, отмечая в нем все особенности вычитки рукописи.
3.9. Проверяет соответствие набранного текста оригиналу при чтении корректурных оттисков.
3.10. Исправляет орфографические, пунктуационные и технические ошибки, допущенные при наборе или перепечатке рукописей.
3.11. Проверяет правильность набора текста, заголовков, примечаний и других выделяемых частей издания в соответствии с общими правилами и указаниями технического редактора.
3.12. Подписывает рукописи в набор, издания в печать и на выпуск в свет.
3.13. Иное...

4. Права

Корректор имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководителя организации.
4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений, работников необходимую информацию, документы.
4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.4. Давать обязательные для исполнения указания.
4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения указаний.
4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.7. Требовать от своего непосредственного руководителя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.8. Иное...

5. Ответственность

5.1. Корректор привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Иное...

Должностная инструкция разработана во исполнение приказа №__ на основании ______.

Руководитель структурного подразделения
(подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016

Начальник юридического отдела, юрист.
(подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016

С должностной инструкцией ознакомлен(а), один экземпляр получил(а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте. (подпись) (инициалы, фамилия)
14.12.2016

Привет всем читателям блога сайт! Сегодня предлагаю рассмотреть ещё один вариант работы на дому.

Профессия редактор непростая, но интересная, для творческих личностей. Ещё она для целеустремлённых, амбициозных, с организаторскими способностями. В статье разберём, кто такой редактор, как им стать, что делает и сколько зарабатывает специалист. Итак, поехали!

Начну с того, что это одна из самых древних профессий. С развитием книгопечатания появилась потребность в редактировании текста. Возникла необходимость в человеке, который бы следил за грамотностью печатного слова, правильным сложением его в предложения, ясностью и интересом для читателя.

Со временем редактура охватила все сферы стилистической деятельности. Работа в отрасли литературы, средств массовой информации не представляется возможной без участия редактора. Газеты, журналы, книги, статьи на сайтах, прежде чем попасть на глаза читателю, проходят через руки этого специалиста.

Редактор – кто такой и чем занимается

Название профессии берёт свое начало от латинского «redactus», что означает «приведённый в порядок». Что же приводит в порядок редактор? Конечно же, текст. Он отвечает за подготовку его к публикации.

В этот процесс входит:

  • подбор увлекательных и актуальных тем,
  • отслеживание тематического наполнения,
  • корректировка содержания в соответствии с требованиями определённого жанра,
  • правка и доработка готового материала.

Но не только это. Редактор совмещает в себе навыки журналиста, и даже . Это ещё и менеджер/управленец, т. к. ему приходится вести дела с авторами, издательствами и другими службами.

Разновидности профессии

Редактор – профессия креативная и многогранная. Всё зависит от того, в каком профиле вы желаете творить, каким редактором хотите стать:

  • литературным (редактором книжного издательства) – отвечать за художественную составляющую текста, его стилистическое оформление, выразительность речи;
  • художественным (бильд-редактором) – заниматься дизайном издания, его эстетическим наполнением;
  • научным – консультировать и редактировать научно-популярные и учебные произведения;
  • техническим – контролировать корректность написания текста, отвечать за технический процесс маршрута: редакция — типография;
  • главным – руководить издательским отделом, контролировать направление деятельности, отвечать за всю работу издательства.

Развитие и популярность интернета сделали возможным всем этим заниматься удалённо и приоткрыли завесу над ещё одной разновидностью профессии – редактора электронного издания/редактора сайтов/контент-редактора.

Функциональные особенности последнего отличаются лишь тем, что вся работа проводится онлайн, а публикации представлены широкой читательской аудитории в электронном виде.

Какие обязанности выполняет редактор

Бытует мнение о том, что основной и единственной обязанностью редактора является правка печатного текста. Глубокое заблуждение, потому как без специального образования, дара к написанию текстов и пониманию стилей речи, без врождённой или приобретённой грамотности, профессионалом не станешь.

Редакторская деятельность – нелёгкий творческий процесс и просто так, как говорится «с улицы», на эту должность не попадёшь, нужно иметь определённые навыки и уметь выполнять определённые обязанности.

Должностные обязанности редактора:

  • Работа с печатным материалом, в первую очередь: соответствие его требованиям жанра и стиля, исправление речевых недочётов и ошибок в тексте, перефразирование некорректных фраз/слов и т. д.
  • Создание основной концепции проекта, куда входит определение общего направления деятельности, тематики, название статей, задания авторам и контроль за сроками исполнения, анализ материала, проверка качества, а при необходимости доработка и правка редактируемых материалов.
  • Помощь в решении разного рода вопросов: художественное, а также техническое оформление материала перед подготовкой его к выходу в свет.
  • Выполнение управленческих задач.

Это далеко не весь спектр обязанностей. Он может быть дополнен, расширен или, наоборот, сокращён в зависимости от штатных особенностей, наличия или отсутствия специалистов, а также концепции редакции/организации/сайта.

Важные профессиональные качества

Кто может стать редактором? Кому подойдёт эта профессия? Какими качествами должен обладать человек, желающий стать профессионалом в этом деле?

Увы и ах, многих придётся расстроить: далеко не каждый, кто уже сейчас видит себя в редакторском кресле, может добиться успеха. Необходимо обладать многими личностными качествами, от которых будет зависеть результат работы.

  • ответственны,
  • внимательны,
  • выносливы,
  • креативны,
  • коммуникабельны,
  • грамотны,
  • эрудированны,
  • эмоционально уравновешенны и стрессоустойчивы,
  • имеете организаторские и ораторские способности,
  • обладаете аналитическим складом ума и хорошей памятью,
  • любите читать,
  • хорошо владеете компьютером,

эта работа для вас. Если же каких-либо из перечисленных качеств у вас нет, не беда, «нет предела совершенству» – их в себе можно развить при желании. Отличным подспорьем будет опыт в журналистике, педагогической деятельности в области филологии, знание языков. И главное – любить то, чем занимаешься.

Целеустремлённый, уверенный в своих способностях профессионал, имея за спиной солидный багаж знаний и навыков, невостребованным не окажется.

Плюсы и минусы профессии

Как в любой другой профессии, в работе редактора есть свои плюсы и минусы.

К позитиву можно отнести:

  • Моральную составляющую

Выход в свет очередного издания приносит радость и удовлетворение от проделанной работы. Сама работа, будь то статья или книга, влечёт за собой формирование мнения, отношения, вкусов и пристрастий читателей. Во многом это заслуга редактора.

  • Возможность спокойно работать удалённо в уединении с компьютером, авторским материалом и языковым великолепием, быть первым в очереди за шедевром.
  • Постоянное саморазвитие и совершенствование. Работа с образованными, интеллигентными людьми – мощный стимул к самообразованию, познанию и реализации своих возможностей.
  • «Хорошая прибавка к пенсии», как говорил Лёня Голубков из нашумевшей некогда рекламы МММ, т. е. ваше умение писать и редактировать даёт вам отличную возможность подработки.
  • Перспектива карьерного роста.

К минусам, в первую очередь, относятся медицинские противопоказания:

  • ограничения по зрению,
  • заболевания опорно-двигательного аппарата,
  • заболевания нервной системы.
  • многочисленные стрессы в связи с большим объёмом работы в рамках жёсткого ,
  • высокая ответственность,
  • большая конкуренция.

Профессия высоко востребованная, т. к. редакционные организации, интернет-ресурсы стремительно развиваются. Всё больше новых проектов появляется каждый день, и необходимость в грамотной и своевременной редактуре увеличивается в разы.

Сколько можно зарабатывать

Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Гонорар редактора может зависеть от многих составляющих: образования (оно обязательно должно быть высшим филологическим или журналистским, на крайний случай, педагогическим), квалификации, места работы (что очень важно), вашего опыта, сложности выполняемых проектов, сопутствующих навыков (знание иностранных языков, например) и др.

Немаловажный фактор, влияющий на уровень дохода – большая конкуренция. Понятно, что престижное издательство новомодного журнала или редакция книжного издательства более конкурентоспособны и зарплаты там в разы выше, нежели редакция районной периодики или электронного издания.

Если конкретно интересуют цифры, то во Всемирной сети они варьируются от 300 до 1 000 $. Сколько будете зарабатывать вы, зависит только от вас и вашего желания.

Трудоустройство

Как стать удалённым редактором? Как уже было сказано выше, без опыта никто не доверит вам свой проект. Обычно карьера начинается с работы , по мере и повышения уровня профессионализма в этой сфере, уже можно рассчитывать на должность редактора.

Устроиться можно так же, как и на любую другую удалённую работу, ищите и отзывайтесь на вакансии .

Заключение

Вывод каждый, думаю, сделал для себя сам. Работа, позволяющая совместить приятное с полезным, хобби превратить в источник дохода.

Если вы серьёзно задумались о том, чтобы заняться этой работой, то вот вам напоследок несколько советов от уже состоявшихся профи в этой нише:

  • чтобы «набить руку» в редакторском промысле, не ограничивайте себя чем-то одним, работайте в различных жанрах, ориентируйтесь на свою целевую аудиторию;
  • не оставляйте факты непроверенными;
  • учитесь работать с большим объёмом информации;
  • осваивайте правила правописания (помните: права на ошибку у редактора нет!);
  • изучайте компьютер (освойте необходимые для редактирования программы);
  • развивайте ;
  • редактору сайта необходимо знать ;
  • постоянно совершенствуйтесь, читая познавательную литературу, расширяя кругозор.

“Ох, нелёгкая это работа…” Ну, а кто говорил, что будет легко? Зато как потом будет приятно похвастаться своим умением даже самую скучную статью превратить в шедевр.

На этом всё, друзья. Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Делитесь своими мнениями, соображениями. Жду ваших комментариев. До встречи на страницах блога.

Редакторы отвечают за проверку качества рукописей, присылаемых в издательство. Редактор должен прочесть текст, убедиться в соответствии текста стилистике издания, а также проверить текст на наличие ошибок и отсутствие фактических ошибок. На долю редакторов выпадает отбор материалов для публикации и прочая соответствующая работа. Если вам все это интересно - статья расскажет вам, как стать редактором.

Шаги

Часть 1

что нужно сделать

    Полюбите чтение. Редакторы читают много, долго и часто. Лучше бы вам полюбить чтение сразу. Чтобы стать хорошим редактором, нужно развить в себе чувство языка, разбираться в грамматике, пунктуации и синтаксисе. А для этого нужно читать, читать много и, при всем при этом, совсем не бульварное чтиво.

    • Из газетных текстов можно получить представление о том, какой должна быть структура текста. Читайте передовицы, анализируйте особенности подачи материала.
    • Читайте романы, развивайте фантазию и воображение. Во многих романах раскрываются темы, помогающие лучше понять человеческую природу - не говоря уже о других их полезных особенностях.
    • Читайте историческую и научно-популярную литературу, чтобы расширить собственный кругозор. Хороший редактор может узнать немало полезного даже из простого исторического романа.
  1. Пишите каждый день. Если вам кажется, что редактор - читатель, а не писатель, то вы заблуждаетесь. Редакторы, конечно, не писатели в классическом смысле этого слова, но и они тратят немало времени, выгранивая фразы и играя со стилистикой текста. Пишите каждый день - не важно, про что именно. Главное - пишите. Единственный повод не писать - смерть.

  2. Расширяйте свой словарный запас. Богатый словарный запас - важная составляющая на пути становления редактором. Новые слова, новые смыслы, новые оттенки значений - редактор должен хорошо ориентироваться во всем этом.

    • Держите под рукой толковый словарь, пусть даже и в виде приложения на смартфоне. Встретили незнакомое слово - посмотрели значение - выучили слово.
    • Научитесь выражать мысли метко и точно, как говорят французы - mot juste . Чтобы, как говорится, не в бровь, а в глаз. Лучшие редакторы и писатели известны тем, что без труда находят нужные слова к любой ситуации.
  3. Не запрещайте себе быть любопытным. Писатели, читатели и редакторы - что общего у них всех? Врожденное любопытство, вот что. Это любопытство заставляет их узнавать про окружающий мир больше, а затем делиться своими открытиями с другими людьми.

    • Если у вас есть такая возможность, то путешествуйте! Это лучший способ узнать про другие культуры и страны. Встречайтесь с людьми, общайтесь с ними, задавайте вопросы и слушайте ответы, попадайте в ситуации, участвуйте в приключениях - и пишите, пишите!
  4. Мыслите четче. Чтобы стать редактором, ваш разум должен сочетать в себе креативность, постоянство (чтобы выдержать долгие часы работы над текстом) и способность к аналитическому анализу (чтобы быстро принимать решения о том, насколько текст отвечает предъявляемым к нему требованиям).

    • Общайтесь с теми, кто умнее вас. Если вы - молодец среди овец, то среди молодцев сами рак-рыбой будете, как гласит народная поговорка. Вам станет скучно, вы зазнаетесь, прогресса не будет. Окружите себя теми, кто умнее вас, и вы увидите вещи под новыми углами и познакомитесь с новыми взглядами на существующее положение вещей.
    • Допускайте ошибки. Ошибки - ваши друзья, пока вы учитесь на них. Допускайте ошибки, пожалуйста, но всегда прорабатывайте их потом, анализируйте, что пошло не так и как это можно исправить. И не допускайте одну и ту же ошибку дважды.

    Часть 2

    Получаем образование и начинаем искать работу
    1. Определитесь, каким именно редактором вы хотите стать. Определитесь также с отраслью, где вы хотите работать, и какую литературу редактировать. Как только вы решите, чего же вы хотите от профессии, станет понятно, что делать дальше. И не бойтесь - определиться можно с достаточной долей достоверности!

      • Вам должны нравиться те книги, которые вы хотите редактировать, более того - вы должны любить и хорошо разбираться в самом направлении, по которому пишутся книги или журналы.
      • Редакторы, хоть и совмещают в себе частенько все и сразу, все же бывают разными. Некоторые следят за достоверностью изложенного материала и стилистикой текста, некоторые выискивают пропущенные запятые и ошибки в корневых гласных.
      • В ряде случаев, как, например, в юридических, медицинских и технических текстах, необходимо соблюдение четких стилистических требований. В других областях, возможно, потребуется развить дополнительные навыки - скажем, научиться рисовать обложки.
    2. Подумайте, где бы вы хотели учиться, чтобы стать редактором. Как правило, люди поступают в университеты на соответствующие специальности - но далеко не все идут именно на “Редакторское дело”. Если вы хотите стать редактором - конечно, идете на такую или аналогичную специальность. Впрочем, мы должны вас предупредить: многие из тех, кто оканчивает такие факультеты, впоследствии начинают жалеть о собственном выборе, особенно когда долго не могут найти работу.

      • Высшее образование желательно, но не обязательно. Да, с дипломом вам будет проще устроиться в штат - но, собственно говоря, если вы умеете писать и редактировать, то вас возьмут и без диплома.
      • Фрилансеру-редактору важнее уметь редактировать хорошо, чем иметь диплом. Хотя, конечно, если идти к фрилансу через офис, то диплом нужен.
    3. Приобретите опыт во время практик или стажировок. Если вы пока еще студент, то стажировка и практика в каком-нибудь издательстве для вас будет более чем желательна, благо что во время учебы такая возможность предоставляется. Если вы уже не студент, то поищите по друзьям или НКО - возможно, кому-то нужен помощник.

      • В некоторых организациях на стажеров спихивают всю черную работу, об обучении тут речь уже не ведется. Поэтому не лишним будет узнать мнения тех людей, кто уже проходил там стажировку.
    4. Подумайте, не стать ли вам литературным негром или фактчекером. В редактуре, как и во многих других областях человеческой деятельности, нужно пройти долгий и непростой путь, чтобы оказаться на вершине “пищевой цепочки”. Начать, скорее всего, придется снизу. Конечно, вовсе не обязательно впрягаться в ярмо фактчекера - но так вам будет проще войти в специальность, у вас будет шанс показать всем, как вы можете работать, и впечатлить окружающих остротой ума и готовностью работать. Стоит ли говорить, что так вам будет куда проще пробиться к вершине?

      • Литературные негры пишут тексты за других. С одной стороны - работы хватает надолго, да и полезных знакомств (дорожите ими) заведете порядочно. С другой стороны, имя литературного негра публике не станет известно.
      • Фактчекер - это самый низ пищевой цепочки издательского дела. Эта работа, конечно, мало пересекается с непосредственно написанием текстов, но она отлично воспитывает в людях внимательного к фактам журналиста. Кроме того, в некоторых изданиях фактчекеров любят и ценят.
    5. Расскажите о себе настолько большому количеству работодателей, насколько это позволяет ваша специальность. Будьте гибким, будьте многогранным. Чем больше вы умеете и знаете, тем более полезным редактором вы будете. Соответственно, тем лучшие вас ждут перспективы!

      • Например, вы можете предлагать свои услуги редактора как начинающим писателям, так и издательствам. В первом случае можете сделать акцент на, собственно, качество редактуры, во втором - на умение работать с графическими редакторами.

I. Общие положения

1. Редактор относится к категории специалистов.

2. На должность редактора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Назначение на должность редактора и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению заведующего редакционно-издательским отделом.

4. Редактор должен знать:

4.1. Законодательные и нормативные правовые акты.

4.2. Методы редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, редакционной обработки цифр, формул, символов, иллюстраций, составления справочного аппарата издания.

4.3. Отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей области знаний.

4.4. Порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректируемых оттисков к печати.

4.5. Государственные стандарты на термины, обозначения и единицы измерения.

4.6. Действующие условные сокращения, условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках.

4.7. Грамматику и стилистику русского языка.

4.9. Действующие нормативы на редактирование.

4.10. Порядок заключения издательских договоров с авторами, трудовых договоров (контрактов) с рецензентами.

4.11. Экономику издательского дела.

4.12. Основы технологии полиграфического производства.

4.13. Основы экономики и организации полиграфического производства.

4.14. Законодательство о труде.

4.15. Правила и нормы охраны труда.

6. На время отсутствия редактора (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Редактор:

1. Осуществляет редактирование выпускаемой редакционно-издательским отделом научной и методической литературы, информационных и нормативных материалов с целью обеспечения высокого научного и литературного уровня изданий.

2. Участвует в подготовке издательских договоров с авторами изданий и трудовых соглашений с внешними рецензентами.

3. Рассматривает рукописи и рецензии на них.

4. Подготавливает заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений.

5. В случаях отклонения издания рукописей подготавливает обоснованные письменные отказы в установленные договорами сроки.

6. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом авторам необходимую помощь (по улучшению структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т.п.), согласовывает с ними рекомендованные изменения.

7. В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям при их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию, а также насколько отражены в работах новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта.

8. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, оформление справочного аппарата издания, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе.

9. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей.

10. Составляет редакторский паспорт рукописи, дает указания и пояснения техническому редактору, корректору, наборщику.

11. Подготавливает сноски, дубликаты, рабочее оглавление.

13. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий.

14. Подписывает рукописи в производство, обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет.

15. Составляет список обнаруженных опечаток.

III. Права

Редактор имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства редакционно-издательского отдела, касающимися его деятельности.

2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4. Привлекать всех (отдельных) специалистов редакционно-издательского отдела к решению задач, возложенных на него.

5. Требовать от руководства редакционно-издательского отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Редактор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.

Я - редактор-издатель. Моя стихия - тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.

Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.

Корректор (от лат. corrector - исправитель) - это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста - это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus - приведенный в порядок) - это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.

(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor ) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor ) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)

Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта - это тоже редактирование.

Поэтому, если кто-то говорит: "Петр Иванов редактирует газету", - вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.

Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их - просто не может. Этим занимается целый коллектив.

Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами - книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.

Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego , конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны - редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой - автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное - не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало - это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами - вещь трудная.

Суть работы

Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст - это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?

Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.

Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.

Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.

Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: "человек сел на траву"; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: "высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь". Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*

Замечательный редакторский совет писателя писателю!

Читать или писать?

Плох тот редактор, который сам писать не любит. Это значит, что он отводит себе роль судьи, не понимая ни природы творчества, ни чувств автора - ничего! Если бы Чехов не был писателем, он бы не мог дать Пешкову никакого совета. Потому что такой совет нужно выстрадать.

Это не просто редактор, который любит время от времени писать. Это тот, чья работа состоит в составлении обзоров и написании статей.

Еще одна ипостась профессии - рерайтер. Это тот, кто вгрызается в текст гораздо глубже, чем того требует простое литературное редактирование. Он может вообще всё в тексте переделать, поменять что-то местами, что-то вписать… Т.е. практически пишет заново. (Потому он так и называется.) Если тема интересная, то и работа доставляет удовольствие.

Я совершенно не понимаю редакторов, которые писать не любят. Такой коллега обязательно возразит что-то в том духе, что «он не писатель, он читатель». Очень глупо. И бездарно, доложу я вам.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят "одевать" вместо "надевать"… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звони т, а зво нит, - пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора - вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово "редактор" повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит "во-вторых". А где "во-первых»???!!!" Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы - это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги - ту же классику.

Хорошие книги - это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Печальные моменты

Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов - и все впустую?!

И еще ненавижу читать неряшливые тексты, написанные одной левой. Иногда открываешь, а там - сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это - отдавать корректору текст в таком виде.

Как выглядит карьера?

Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.

Карьерная лестница может быть такой: корреспондент - редактор отдела - выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)

Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).

Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего. Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается.

И наконец, главный редактор - это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.

Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.

В крупных издательствах существует разделение труда - это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.

В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором - человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.

Со временем можно стать ведущим редактором - так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора, который отвечает лишь за художественное оформление.

Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.

Как стать редактором?

Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»

Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.

Еще один важный момент - грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы , а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).

Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.

Но образование - это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.

Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?

Иначе получится, что редактор - это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.

Тема - это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.

* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.



Читайте также: