Четыре священных животных китая. Животный мир китая

Мифы, религии, исторические предания Китая. Еще с V в. до н.э. в Китае начинает свой путь конфуцианство, в I веке н.э. приходит буддизм, приносит свои представления и мифы. Тогда же в Китае начинает распространяться даосизм. В первые столетия н.э. древняя мифология была окончательно вытеснена назидательно-исторической традицией этих учений и религий. В результате появилось около 500-600 божеств, официальных и народных. Особую группу среди них составляли божества природы, в представлениях о которых отчасти вошли древние мифы. Но чаще всего персонажи первобытных мифов получали новую жизнь добродетельных или плохих царей, сановников, ученых магов.

А сами мифы не были записаны целиком, не получили продолжения в каких-либо циклах сказаний, как у других народов. Мифические мотивы были вытеснены на дальний план традиции и остались больше всего в фольклоре.

Из письменных источников, где сохранились следы мифов, следует назвать «Книгу гор и морей», где есть сведения о мифических горах и существах, и поэму «Вопросы и ответы», которая содержит перечень вопросов, касающихся разных персонажей древних мифов.

Поклонение Небу, Солнцу, Луне, Земле. Главным объектом императорского культа стало Небо. Оно мыслилось как божество, которое карало за проступки и награждало за добрые дела. Глашатаем воли Неба объявлялся народ. В крупных городах строились алтари Неба. Их форма всегда должна была быть круглой, а храмы, находиться в южной части императорского города-усадьбы. Эти храмы обязательно покрывались черепицей цвета небесной лазури. Такого же цвета должны были шить одежду сановникам, участвовавшим в поклонении Небу. К храму вела лестница с девятью ступенями. Формы остальных алтарей должны были быть квадратными, и размещаться в других строго определенных сторонах от дворца.

Солнцу приносили жертвы в день весеннего равноденствия, его храм и алтарь были красными, такого же цвета была одежда участников жертвоприношения, и украшалась она кораллами. Луне поклонялись на алтаре из белых камней, и делали это в одеяниях «лунно-белого» цвета, украшенных бирюзой.

Парадные одежды императоров украшались изображениями солнца и луны. На императорском халате светлый солнечный диск украшал правое плечо, темный лунный диск - левое.

Поклонение Небу и Земле входило издавна и в свадебный ритуал. Молодые в доме жениха начинали праздник у семейного алтаря, где по очереди отвешивали поклоны духам Неба и Земли, Солнцу и Луне. Эта традиция в деревнях существует и до сих пор. Обряд поклонения Небу и Земле, а также предкам жениха считается официальным уведомлением о состоявшемся браке.

Мифологические существа (животные) в поверьях. Китайцы сохранили и даже дополнили мифологические представления о разных фантастических существах и особых свойствах многих реальных животных.

Дракон. Главный «герой» мифологии - дракон. Он и доныне остается олицетворением водной стихии. Считается, что в виде личинки он зимует в замерзших водах. А весной взмывает в небеса, и его дыхание проливается оттуда обильным дождем.

Его доныне представляют и изображают как существо фантастическое: он имеет тело змеи, которое покрыто золотистой чешуей карпа. По поверьям, 117 драконьих чешуй обладают благой силой, а 36 способны причинить вред. Брюхо у дракона лягушечье. Он имеет тигриные с четырьмя или пятью когтями лапы и волосатый хвост. Еще диковинней выглядит голова дракона: у него уши коровы, глаза зайца, усы и длинная борода. В бороде скрыта «волшебная жемчужина» - символ солнечного сияния. Дракон любит драгоценные камни и не любит железо.

Драконы прочно вошли в китайскую символику. Так, два дракона, возносящийся и низвергающийся, которые борются между собой за «огненную жемчужину», олицетворяют императорскую власть. По преданию первые цари мира обладали парой драконов, на которых они могли возноситься на небо. Парадные одежды императоров также украшались вышивками, изображавшими драконов.

Фигурки драконов находят в раскопках, относящихся к древних китайских царствах 1 тысячелетия до н.э.

Единорог. Согласно поверью, именно единорог принес на своей спине и передал основателю цивилизации и культуры Фуси знаки, от которых произошли письмена. Сам единорог имеет тело оленя, конские копыта, хвост быка и большой рог, растущий из лба. Его голос сильный и красивый напоминает колокольный звон. Питается единорог только сухой травой, отличается очень нежным нравом, и его невозможно поймать. Он появляется пред людьми только во времена всеобщего счастья и благоденствия. В последний раз единорога видели незадолго до смерти древнего мудреца VI-V вв. до н.э. Конфуция, и он сетовал, что явление чудесного зверя было напрасным, потому что добрые нравы древности не удастся воскресить.

Птица фэнхуан. Как и единорог, она показывается людям только во времена великого умиротворения. Питается семенами бамбука. Думают, что у нее зоб ласточки, клюв цыпленка, шея змеи и хвост рыбы. Ее оперение очень красиво, в нем пять счастливых цветов - белый, красный, желтый, голубой, черный. Она считалась в средние века эмблемой императрицы.

Черепаха. Как помним, черепаха была важным персонажем древних китайских мифов, связанных с созданием мира. Изображение сплетенных черепах издавна символизировало сотворение мира. Она превратилась в символ долголетия, силы и выносливости. Ее изваяние часто служило основанием для каменных стел-памятников на могилах.

До сих пор бытует уходящее в миф объяснение того, почему у черепахи такой необычный панцырь: мудрая черепаха помогла Фуси догнть убегавшую от него Нюйву, за что та разбила панцирь черепахе. Фуси вновь пришлось собирать его из отдельных кусков.

Рыбы в Китае до сих пор символизируют изобилие и согласие. А птицы - свободу и радость.

Мифологические персонажи в рельефах, росписях, на лубочных рисунках. Больше всего темы и герои мифологических сказаний представлены именно в художественном творчестве китайцев. Их можно обнаружить на древних глиняных и бронзовых сосудах, которые использовались в ритуалах жертвоприношений богам.

В древности по обоим сторонам дороги, которая вела к гробнице знатного человека, могли стоять каменные изваяния мифических животных. В первые века нашей эры фигурами Фуси в паре с Нюйвой стали украшать рельефы могильных сооружений. Они представлены там в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными змеиными (драконьими) хвостами, что символизирует супружество.

Фигурки мифических существ устанавливали (и до сих пор это делают) на коньках и карнизах крыш домов. А на юге Китая дома одного клана или фамилии образуют сплошные концентрические круги, напоминающие свернувшегося дракона.

Использовали вещи и украшения с мифологической тематикой и на свадьбах. Скажем, семьи жениха и невесты выдавали друг другу брачные поручительства, которые писались на листках счастливого красного цвета, украшенных изображениями дракона и волшебной птицы. В особых красных коробках высылались подарки. Обычно лицо невесты скрывала вуаль из красного шелка с изображением дракона, чтобы уберечь новобрачную от дурного глаза. Переезжала невеста в дом жениха в особом красном паланкине. Так, в одной из провинций сохранился свадебный паланкин. Его украсили деревянной резьбой с изображением 20 пар волшебных птиц-фениксов, 36 драконов, 54 журавлей (символов долголетия), 250 других мифологических персонажей.

Фигурками мифических персонажей расшивали шелковые одежды. В Китае с древности до наших дней каждую девочку обучают искусству вышивания по шелку.

Мифологические драгоценные камни. Из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера до сих пор отдают предпочтение яшме - воплощению творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В глубокой древности яшму считали столь священной, что ограничивались минимальной обработкой камня, придавая ему круглую (символ Неба) или квадратную (символ Земли) форму. Такие яшмовые диски и пластины использовались в религиозных церемониях. Кусочек яшмы в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Кроме того, одежду покойного скрепляли яшмовыми застежками в виде драконов или рыб.

Яшмовая печать была обязательной принадлежностью китайского императора и его сановников. До сих пор личная печать остается обязательной принадлежностью каждого китайца. Ныне их делают из яшмы для любого человека. Но по-прежнему они украшаются фигурками мифических зверей или божеств.

В свое время только император мог пользоваться предметами из белой яшмы, или «яшмы как бараний жир» - самой красивой и ценной. От средних веков сохранился рассказ о том, как один император приобрел кусок белой яшмы, в котором увидел фигуру дракона, борющегося с двумя псами. Он позвал мастера, а тот заявил, что ему видится образ карпа, плавающего в зеленых водах Небесного дворца. Через некоторое время мастер поднес императору готовое изделие, и оказалось, что опилки, оставшиеся от обработки этого куска, едва покрывают тонким слоем одну монету.

Из яшмы с древности делают фигурки мифических существ, животных - драконов, птиц, черепах, единорогов, пары рыбок. И ныне китайцы хранят любовь к этому камню. А если человека сравнивают с яшмой, значит, видят в нем большого ученого и мудреца.

Современные народные представления о мифологических персонажах. Изустно некоторые мифы бытуют среди населения китайских провинций и ныне. Так, специалисты в экспедиции записали предание о Фуси и Нюйве. Они превратились в мифах в брата и сестру, которые спаслись от потопа, затем вступили в брак, чтобы возродить погибшее человечество. Думают, что Нюйва породила ровно сто бесформенных комочков плоти, от которых пошел человеческий род, именуемый по-китайски «сто фамилий».

Кроме того, считается, что Фуси впервые изобрел музыкальный инструмент сэ, или лютню. У инструмента была квадратная нижняя часть, символизирующая Землю, и округлый верх - символ Неба. Цитра имела пять струн, символизировавших пять мировых стихий, большую голову, символизировавшую правителя, и тонкую шею - народ. Звук больших струн обозначал голос правителя, а малых - глас народа. Прекрасная музыка могла родиться, если большие и малые струны находились в полной гармонии.

Музыкальные приемы до сих пор носят названия, напоминающие о мифологических существах: «дракон парит в небесах», «черепаха выходит из воды».

Наконец, тот же Фуси изобрел кулинарное искусство в Китае. И в названиях некоторых из 5000 блюд можно услышать отголоски мифов. Например, «Борьба дракона с тигром» приготовляется из ядовитых змей трех видов, дикой кошки и множества пряностей.

Мифологические сюжеты в литературе. Древние мифы не нашли большого отражения в китайской литературе. Их темы встречаются лишь в отдельных небольших поэмах эпохи средневековья, а также в «Сказании о начале мира», возникшем в ХУI в., где есть сюжеты о Паньгу и Нюйве.

Самым замечательным примером современного использования подобных сюжетов является сочинение Лу Синя «Старые истории в новом изложении». Автор перелагает в них историю Небесного стрелка И и его жены Чанъэ, повествование об усмирителе потопа Юе и другие.

Итак, мифы в Китае продолжают жить больше всего в народных представлениях, обрядах и традициях. Они показывают вековое уважение китайцев к древним истокам собственной истории и культуры.

Немаловажно было и то, что полный оборот за 12 лет совершает огромная планета - Юпитер. Учитывалось и движение планеты-гиганта, Сатурна, - полный оборот его примерно 30 лет. Поэтому цепь созвездий, где двигались солнце и планеты (пояс зодиака), делили на 12 частей, что было очень удобно.

В лунном календаре годы обозначались сочетанием названий из двух циклов (гань-чжи), 10 «небесных стволов» (гань) и 12 «земных ветвей» (чжи). Священные животные Китая использовались для обозначения 12-ти зодиакальных знаков. В число этих животных входили: Крыса, Буйвол, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. Чаще встречаются китайские названия: цзы, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай. Каждому году раз и навсегда определено имя животного и задолго до его наступления известно, под какой стихией он будет проходить.

Священные животные Китая

1. Крыса (цзы). Крыса - знак Воды. Человеку-Крысе свойственна живость поведения, свежесть и бодрость духа, суетность, спорость в работе, умение своим незаметным, но упорным трудом «точить камни», подобно воде.
Вода в то же время темна и способна скрыть любые тайны.

Человек, родившийся в год Крысы, в глазах окружающих выглядит симпатичным, общительным и веселым. Однако такое впечатление обманчиво. За очаровательной внешностью и раскованностью характера скрывается суетливая, беспокойная натура. Недостаток этот человек-Крыса большим усилием воли всячески старается подавить. Он тщательно скрывает от людей свои заботы, умело хранит личные тайны от посторонних глаз.

Годы Крысы будут суетливыми и беспокойными, будут состоять из сплошного прибирания и копошения, из попыток сделать все точно, четко и аккуратно.

В зависимости от стихии различают «разных» Крыс: Земляная Крыса (у-цзы, 1948) - практичность и разум; Железная Крыса (гэньцзы, 1960) - воля и обаяние; Водяная Крыса (жэнь-цзы, 1972) - расчет и артистизм; Деревянная Крыса (цзя-цзы, 1984) - задор и трудолюбие.

2. Буйвол (чоу). Человеку-Буйволу свойственна скрытность, склонность таить переживания в себе и т.п. Впрочем, отсюда и сила, она проникает во все, отсюда и ум, мудрость.

Родившийся под знаком Быка отличается терпением, сдержанностью. Молчалив и медлителен, педантичен. Под его немного деревенской внешностью скрывается оригинальный и острый ум. Имеет дар вызывать людей на откровенность, и это одно из орудий его успеха. Созерцатель, любит одиночество. В нем до фанатизма развит дух сектантства. Несмотря на спокойный нрав, бывает вспыльчив и неистов. Поэтому с ним трудно спорить. Очень упрям, ненавидит неудачи в достижении задуманного.

Каждый человек-Буйвол довольно отличен от другого рожденного в такой же год: Земляной Буйвол (цзи-чоу, 1949) - долг и упорство; Железный Буйвол (синь-чоу, 1961) - жесткость и своенравие Водяной Буйвол (гуй-чоу, 1973) - напор и мягкость; Деревянный Буйвол (и-чоу, 1985) - твердость и терпение. Огненный Буйвол (дин-чоу) - неистовый труд, горячие стремления.

В годы Буйвола дела будут вершиться медленно, но неуклонно, будет много труда и тяжких раздумий.

3. Тигр (инь). Человеку-Тигру приписывают любопытство, жажду приключений, поиск чего-либо нового.

Ему свойственно упрямство, иногда неразборчивость. Человек-Тигр легко возбудим, гибок, силен. Тигр всегда идет впереди, презирает установленную власть, иерархию и консерваторские умы. Парадоксально, но он может отступить перед принятием важного решения, вплоть до того момента, когда принимать его уже поздно. Он может быть военачальником или руководителем предприятия. Любит все виды деятельности, в которых есть риск...

Тигр - франт со вспыльчивым характером, всегда восстает против старшего по чину. Резкий вспыльчивый борец, Тигр способен пожертвовать собой ради задуманного. Упрямый и упорный, поэтому часто находится с кем-то в конфликте. Эгоист в мелочах, он часто способен на бескорыстие в великих делах.

Тигры различаются по цвету и характеру: Железный Тигр (гэнь-инь, 1950) - мятежность и холодность; Водяной Тигр (жэнь-инь, 1962) - страсть и ловкость; Деревянный Тигр (цзя-инь, 1974) - отвага и увлеченность; Огненный Тигр (бин-инь, 1986) - решимость и несогласие. В год Тигра бывает немало рисковых, но ярких и решающих дел, появят­ся всевозможные новинки моды, техники, искусства, проявится благородство и величие.

4. Заяц (мао). Человеку-Зайцу свойственны мудрость и уверенность. Стихия Дерева гибка и устойчива, с глубокими корнями, отсюда происходит спокойствие и проницательность человека-Зайца.

Он одарен, честолюбив в меру. Приятный компаньон, скромный, сдержанный, утонченный, добросовестный, умеет хорошо говорить. Однако в этом потоке достоинств имеется и прореха, хотя и небольшая - о многом он судит поверхностно.

Он любит общество, и оно отвечает ему тем же. Любит светсткие собрания и охотно иногда сплетничает. Но делает это тонко, тактично, осторожно. Он редко выходит из равно­весия. Это спокойный человек...

В зависимости от стихии Зайцы отличаются характером: Железный Заяц (гуй-мао, 1951) - тонкость и настойчивость; Водяной Заяц (и-мао, 1963) - мудрость и обходительность; Деревянный Заяц (цзи-мао, 1975) - уклончивость и твердость; Огненный Заяц (дин-мао, 1987) - движение и осторожность.

В годы Зайца дела будут вершиться мягко и незаметно, будет много дипломатичности, мудреные разговоры и т.п.

5. Дракон (чэнь). Человеку-Дракону приписывают спокойствие и размеренность, опытность и силу. Однако ему, кроме того, присущи гибкость и ранимость. В Драконе избыток здоровья, жизненной силы, активности. Он открыт, честен, но способен к мелочности, лицемерию, злословию. Доверчив, чувствителен. Часто беспокоится по ложным причинам.

Его стремление к совершенствованию делает его требовательным к себе и к другим. Много требует, но дает намного больше. Упрямый энтузиаст. Легко увлекается. Его слушают, он влиятелен. Всю жизнь не будет нуждаться ни в чем. Сможет преуспеть в любом начинании, везде будет блистать; согласится пойти и на плохое дело, но выйдет из
игры победителем.

Согласно отличиям стихий различаются и Драконы: Водяной Дракон (жэнь-чэнь, 1952) - сила и терпение; Древесный Дракон (цзя-чэнь, 1964) - мощь и милосердие; Огненный Дракон (бин-чэнь, 1976) - гнев и благо­родство; Земляной Дракон (у-чэнь, 1988) - храбрость и лидерство;

В годы Дракона дела будут идти с переменным успехом: то взлетать вверх, как Дракон к небу, то падать вниз, как Дракон в пучины океана. Но все будет очень живо и энергично, хотя и довольно беспокойно.

6. Змея (сы). Человеку-Змее, несмотря на любовь к приключениям, приписывают осторожность, осмотрительность, постепенность и тщательность, глубокий ум. Змея неболтлива. Она много и глубоко размышляет. Это интеллектуал-философ. Змея мудра, у нее замечательная интуиция. Если она образованна, ее интуиция может стать ясновидением.

Больше доверяет своим впечатлениям, ощущениям, симпатиям, чем фактам; собственному опыту и опыту других, чем суждениям и советам. Решительно доводит дело до конца. В любви, если выбирает себе партнера, нетерпелива и ревнива, даже если уже не любит.

В зависимости от стихии года, различают разных Змей: Водяная Змея (гуй-сы, 1953) - интрига и расчет; Древесная Змея (и-сы, 1965) - мудрость и тонкость; Огненная Змея (дин-сы, 1977) - ум и нетерпение; Земляная Змея (цзи-сы, 1989) - разум и хладнокровие.

В год Змеи (год «стальной», утонченный, неуступчивый и суровый, острый и опасный, как отравленное копье) будет много раздумий и мало болтовни, все будет вершиться тихо, «ползком», втайне.

7. Лошадь (у). Огонь - главный элемент этого знака, и человеку-Лошади свойственны приветливость, дружелюбие, яркие эмоции.

В то же время разгоревшийся оставленный без присмотра огонь способен сжечь все, отсюда астрологи производили «силу» человека-Лошади, необходимость «самоконтроля» и т. п. Человек этого знака любит зрелище: театр, концерты, собрания, спортивные состязания. Он красуется там, где есть толпа.

Успешно занимается каким-либо видом культуры. Ве­сел, симпатичен, болтлив, умеет сделать комплименты. Блистателен в этом. У него большая легкость управлять толпой. Его ум быстро схватывает мысли людей до того, как они успели их высказать. У Лошади горячая кровь. С успехом может завоевать доверие многих людей, оставаясь в то же время чрезвычайно критичной к себе, к своим поступкам.

Согласно различию стихий различают и разных лоша­дей: Деревянная Лошадь (цзя-у) - бодрость и оптимизм; Огненная Лошадь (бин-у, 1966) - гнев и трудолюбие; Земляная Лошадь (у-у, 1978) - спокойствие и сила; Железная Лошадь (гэн-у, 1990) - мастерство й нетерпение.

Годы Лошади обычно бывают трудовыми, почти без передышек, довольно бурными, с активностью, перехлестываю­щей через край, но без каких-либо жестокостей.

8. Овца (вэй). Огненное животное. Человеку-Овце свойственны горячность, капризность, непостоянство, жизнерадостность и озорство. Овце свойственны любовь к уюту, домашность и т.п.

Элегантная, влюбленная в природу Овца - по японскому календарю могла бы быть самым очаровательным знаком, если бы не была колеблющейся, беспокойной, надоедливой, недовольной своей участью. Умеет нравиться, когда это в ее интересах, стремится использовать других и жить за их счет.

Легко приспосабливается к любому образу жизни с того момента, когда ей обеспечивают минимум безопасности. Робкая, женственная, иногда изменчивая. Нравится, когда о ней говорят, руководят ею, советуют ей. Полагается на других, не зная, что выбрать самой. Безмятежный пессимист... отсутствует чувство ответственности.

Так как годы различаются по стихиям, то различаются и люди-Овцы: Деревянная Овца (и-вэй, 1955) - шаткость и откровенность; Огненная Овца (дин-вэй, 1967) - азарт и чувственность; Земляная Овца (цзи-вэй, 1979) - аккурат­ность и недовольство; Железная Овца (синь-вэй, 1991) - элегантность и холодность.

В годы Овцы все будет очень подвижно, утонченно и беспокойно, много нервов, немало капризов и ненужных требований как от низов, так и от верхов. Ничего особо толкового в этот год сделано не будет.

9. Обезьяна (шэнь). Человеку-Обезьяне свойственны крикливость, веселость, эмоциональность, но и поспешное отступление в случае поражения.

Стихия Металла передала ей остроумие, иронию и ехидство, подчас чрезмерную грубость и наглость, этому человеку свойственно непостоянство, любовь к перемене внешности.

Рожденные под этим знаком отличаются взбалмошным характером. Обезьяна хитра, лукава. Создается впечатление, что она ладит со всеми. Но это лишь тактика. Она корыстна.

Игривая, любезная, даже услужливая, она презирает все другие знаки.

Обезьяна интеллектуальна. У нее большая тяга к знаниям. В курсе всего, что происходит в мире. Обладает прекрасной памятью, может вспомнить малейшие детали того, что услышано.

По стихиям «разные» Обезьяны ведут себя по-разному. Согласно астрологическим принципам это Огненная Обезьяна (бин-шэнь, 1956) - уловки и энергия; Земляная Обезьяна (у-шэнь, 1968) - сноровка и ненасытность; Железная Обезьяна (1980, гэнь-шэнь) - твердость и эгоизм; Водяная Обезьяна (жэнь-шэнь, 1992) - блеск и интрига.

Год Обезьяны будет «вести себя» по-обезьяньи, хаотично, взбалмошно, иногда весело, но чаще совершенно бестолково, что проявится и в политике, и в экономике, и в личной жизни каждого.

10. Петух (ю). Рожденному под влиянием металлической стихии, человеку-Петуху приписывают негибкость, отсутствие дипломатичности, резкость, прямолинейность, упрямство.

У него присутствует потребность в саморекламе, любовь к речам и звучным высказываниям, пестрым одеждам, громкой музыке и т.п. Петух принимает себя всерьез. Не стесняется в выражениях и иногда проявляет себя резко и агрессивно, говорит то, что думает, без обиняков... Он всерьез полагает, что он всегда прав, не доверяет другим и надеется только на себя. Вместе с тем щедро раздает советы.

Его распирает от абсурдных и неосуществимых проектов. Воображает себя героем, однако сам мечтает прозябать в уюте, облачившись в домашние одежды. Это философ с несколько близоруким взглядом... Он бывает смел до такой степени, что может рисковать жизнью с улыбкой на устах. Это безрассудство.

В зависимости от цвета (стихии) Петухи бывают разные: Огненный Петух (дин-ю, 1957) - трудолюбие и безрассудство; Земляной Петух (цзи-ю, 1969) - гордость и благородство; Железный Петух (синь-ю, 1981) - цель и благородство; Водяной Петух (гуй-ю, 1993) - напор и честолюбие.

«Петушиные» годы достаточно кропотливы, «крикливы» (в политике и в домашних делах), но довольно мирные, хотя и не слишком благодарные на удачи, их приходится «выцарапывать» буквально «по зернышку».

11. Собака (сюй). Рожденному в стихие Металла, человеку-Собаке приписывают хотя жесткость, но разумность, честность, ему можно доверять.

Так же, как и любому металлическому предмету, свойственна прямолинейность, неуступчивость, резкость, сила, бойцовские качества и т. п. Собака всегда беспокойна, всегда на страже, никогда не отдыхает. Замкнута, упряма до крайности. Знает, чего хочет.

Ее боятся за резкие и неприятные замечания. Критикует по поводу и без повода, систематически ищет какой-либо по­вод для разрыва отношений с партнером, заподозренным в неприглядном поступке.

Смело действует против несправедливости. Скептик, но чувство юмора и неоспоримое величие души спасает от ме­лочности. Не любит сборищ и толпы. Лояльна, честна, верна. Сильно развито чувство долга. Можно рассчитывать на нее - не предаст.

В годы Собаки дела вершатся серьезно, уверенно и жестко, бывает много лая, рычанья, грызни и собачьей возни, виляния хвостом перед сильными и облаивания более слабых. И все будет предельно честно и открыто, хотя подступиться к чему-либо собаки могут не дать.

Земляная Собака (цзи-сюй, 1958) - усердие и чет­кость; Железная Собака (гэн-сюй, 1970) - преданность и хваткость; Водяная Собака (жэнь-сюй, 1982) - верность и исполнительность; Деревянная Собака (цзя-сюй, 1994) - стойкость и вера. Ближайший собачий год - 2006-й, Красной Собаки (бин-сюй), по астрологическим меркам ничего хорошего не несет: скандалы, склоки, войны и недоверие, «поскольку» собака эта - «огненная», почти бешеная.

12. Свинья (хай). Рожденному в стихии Воды человеку-Свинье свойственны искренность, доверчивость, раскованность и нерешительность.

Ему присущи жадность к знаниям, любопытство. Человек, рожденный в год Свиньи, обладает рыцарским характером.

Талантлив, услужлив, щепетилен до крайности, доверчив. В то же время японцы считают, что Свинья - очень противоречивая натура. Она наивна, беззащитна. Можно сказать: Свинья - «шляпа». В самом деле, она легко позволяет одурачить себя, принимает неудачи безмятежно, а недостатки других - терпимо. Хотя она умна, но в ней хитрости нет ни на йену. Строга и редко идет на компромисс. Всегда верит в то, что ей говорят. Верный товарищ в сообществе. Раскованна. Говорит редко, но если на это решится, то высказывает все разом.

Различают и пять разновидностей характера: Огненная Свинья (дин-хай, 1947) - искренность и сила; Земляная Свинья (цзи-хай, 1959) - уравновешенность и честность; Железная Свинья (синь-хай, 1971) - наивность и стойкость; Водяная Свинья (гуй-хай, 1983) - такт и дружелюбие.

Годы Свиньи бывают относительно спокойными; в этот период не обращают внимания на существующие не­достатки. Время проходит в мирном похрюкивании, чавканье и лежании в грязи (читай - в решении бесконечных и надоевших мелких бытовых проблем). Возможны, конечно, и «взвизгивания» (то есть эксцессы) по разному поводу, но для астрологической Свиньи это не слишком характерно.

Китайская астрология

4 священных животных Китая. Каждый из них представляет одну сторону света, одну четверть зодиакальной полосы неба, и одно время года, и каждый обладает собственными свойствами и происхождением. Они описываются во множестве исторических китайских и корейских мифах и рассказах, а также появляются в современной японской манге и анимации.

Считается, что одним из источников традиции 4-х священных животных, исполненных мудростью, было «Описание правил приличия и церемоний» («Лицзи») — трактат, приписываемый Конфуцию.

Историки полагают, что эта традиция представляет собой слияние четырёх мудрых существ и идеи четырёх духов, которым люди приносили жертвоприношения со времен династии Чжоу для защиты от нападения с четырёх сторон.

Все четыре знака зодиака соотнесены со стихиями системы У-син. Каждый из священных зверей содержит по 7 созвездий, что вместе дает 28 знаков, которые адаптируются к 12-ти привычным.

1.Лазоревый (сине-зеленый) дракон ( 青龍 - Цин Лун), Восток - Дерево. Родившиеся весной.

Ассоциируется с красотой и мощью, процветанием и развитием, счастьем и удачей, с богатством и властью. Духовный символ подъема, лидерства, плодотворности творчества, новаторства, оставление следа в истории.

Янский символ - светлый мужественный.



Лазоревый Дракон является символом восточной области Неба. Включает 7 мелких созвездий:

Цзюэ «Рог» и Ган «Шея» - Шру-Син (звезда долголетия) соответствует Рыбам - «Дракон манипулирования».

Тянь ди «Основа», Фан «Дом» и Синь «Сердце» - Да-хо (Великий огонь) соответствует Овну - «Дракон очага».

Вэй «Хвост» и Цзи «Корзина» - Си-му (Ограда) соответствует Тельцу - «Дракон защиты».


Изображения этого дракона обнаружены на керамике 6000-4000 лет до н.э., что свидетельствует о синхронности возникновения этого образа с возникновением самой китайской культуры.

Цин-луна изображали в древности на знамёнах и несли с восточной стороны.

Извивающийся в облаках, он сыплет чудесными, источающими пламя, жемчужинами, золотом, серебром, кораллами в "вазу, собирающую сокровища", само его тело покрыто вместо чешуи золотыми монетами.

Миф гласит, что Цин Лун, поднявшийся из вод Хуанхэ, натолкнул мудреца Фу Ши на открытие символов, которыми можно было бы описать сразу все существующие философские понятия. Так появились обозначающие все процессы и предметы, символы ян и инь, «Книга перемен», концепция ба-гуа (8 триграмм) и фэн-шуй.


2.Красная птица (朱雀 - Чжу Няо, Чжу Цяо) или Феникс (鳳凰 - Фэнхуан ), Юг - Огонь. Родившиеся летом.

Ассоциируется с благим предвестием, интуицией, внутренней концентрацией. Миротворчество, процветание, человеколюбие, героизм, верность, справедливость, страстность. Великолепие и красота. Продолжение рода, семейственность.

Иньский символ - светлый женственный.


Включает 7:

Цзин «Колодец» и Гуй «Души предков» - Чунь Шоу (Голова Феникса) - соответствует Близнецам - «Чтимый Феникс».

Лю «Изгиб», Ци-син «Семь звезд» и Чжан «Лук» - Чунь Хо (Огонь Феникса) - соответствует Раку - «Взрывающийся Феникс».

И «Крыло» и Чэнь «Колесница» - Чунь Вэй (Хвост Феникса) - соответствует Льву - «Смелый Феникс».

Чжу Няо родоначальник династии Мин. У этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Появление Б.-х. устрашало всякую нечисть и одновременно рассматривалось как знак прогресса мирных наук.

Существуют многочисленные изображения на могильных рельефах рубежа и начала н.э.

Встречалась на гадательных надписях (ок. 15 в. до н. э.). Изображалась на военных знаменах, несли с южной стороны.


3.Белый тигр (白虎 - Бай Ху ) , Запад - Металл. Родившиеся осенью.

Соединяет в себе противоположные начала. Перемены, видоизменение, гуманность, чувство долга. Вместе с тем, свирепость, агрессивность, капризность, изменчивость. Властность и сила.

Темное женское начало инь.



Согласно древнекитайской астрономии и астрологии, ему соответствует «Западный дворец Неба», включающий в себя:

Куй «Скипетр» и Лоу «Оковы» - Сян-Лоу (Жнецы) - соответствует Деве - «Цепкий белый Тигр».

Вэй «Желудок», Мао «Гнездо утки», Би-сю «Сеть» - Да-лян (Болото) - соответствует Весам - «Практичный белый Тигр».

Цзуй «Голова Тигра» и «Шэнь Заслуги» - Ши-чэнь (вечные борцы) - соответствует Скорпиону - «Тщеславный белый Тигр».

Страж страны мертвых - зверь должной справедливости, являющийся белой тигрицей с черным узором (вэнь) и хвостом длиннее туловища, питающийся мясом неубитых и не едящий живых существ». Гадатели и прорицатели считали появление Бай Ху признаком «гуманного правления».

С середины 1000 стал атрибутом ритуального облачения императора и высших сановников. Изображался в местах захоронения около 433 до н.э. Вместе с Цин Луном воспроизводит архаическое деление пространства и времени надвое (восток-запад: дун-си, весна-осень: чунь-цю).


4.Чёрная черепаха или Черный воин (玄武 - Сюань У ), Север - Вода. Родившиеся зимой.

Ассоциируется с борьбой духовной и физической. Аскетизм, самосовершенствование, раскрепощенность или наоборот замкнутость, справедливость. Гордость, желание опередить всех, стать иконой современности.

Темное мужское начало - ян.


«Северный дворец неба» включает также 7 созвездий:

Тянь-гуань «Ковш» и Цань-ню «Воловод» - Син-цзи (Звезда памяти) - соответствует Стрельцу - «Целеустремленная черная Черепаха».

Нюй «Дева», Сюй «Пустота» и Цзя-ву «Идол» - Сюань-Сяо (Пустыня) - соответствует Козерогу - «Одинокая черная Черепаха».

Ин-ши «Постройка» и Дун-би «Стена» - Цзуй Цзы (Рот Рыбы) - соответствует Водолею - «Красноречивая черная черепаха».

«Темная воинственность». Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости») после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. Когда Сюаньу начал свой путь обучения, ему открылось, что он должен искупить все свои прошлые грехи, чтобы стать богом. Он промывал желудок и кишечник в реке. Вымытые из его внутренностей, его грехи приняли тёмную, чёрную форму. Они воплотились как чёрные черепаха и змея, которые стали терроризировать людей. Когда Сюаньу понял это, он вернулся и победил свои грехи, после чего они стали его слугами. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшаиь (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-У спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов.

В китайских текстах поясняется, что понятие «Сюань-У» сложилось в связи с представлением о цвете земнего ночного неба - чёрный с красным оттенком и о черепахе, как существе с панцирем-бронёй («у», означает «воинственность»).
Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. - нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена - на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска в северной части.

5-ый священный зверь, не входящий в систему знаков — Жёлтый дракон (黃 龍 - Хуан Лун) — Земля.

Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. Однако если в мифах европейцев и индийцев дракон - воплощение зла, страшного хтонического мира, а сражение с ним - главное испытание, которое проходят все истинные боги и герои от Аполлона и Сигурда до Святого Георгия, то у китайцев дракон воплощает, прежде всего, стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди, многочисленные божества рек и озер тоже представлялись в виде этого животного. В древности, чтобы сдержать ярость рек, их владыкам приносили многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. У драконов есть свой царь Лун-ван, который однажды заболел и был вылечен знаменитым целителем (ему за чешую на пояснице заползла сколопедра, которую удалил врач, а затем смазал поврежденную рану мазью). В благодарность за исцеление царь драконов обещал посылать людям по их просьбе хорошую погоду и полное благополучие, поэтому каждый год в этот день (День исцеления) в Китае исполняется танец дракона. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон - знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов. Императоры и великие герои могли даже повелевать драконами: так Хуан-ди побеждает врагов с их помощью, а усмирителю потопа Юю дракон своим хвостом намечает расположение каналов. В Китае существовал культ царя драконов Лун-вана, ему строились храмы, его заступничества просили все, кто зависим от стихии воды: моряки, рыбаки, земледельцы, водоносы. Другой знаменитый дракон Чжулун - Дракон со Свечой с горы Чжуншань - в одном из космогонических мифов называется создателем Вселенной, но особо подчеркивается, что он - разгоняющий мрак. Итак, китайский дракон - символ вечно движущейся и эволюционирующей природы, которая не враждебна человеку, но требует особого отношения и понимания.

Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») - царь птиц. Согласно одному из описаний, он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу - павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем - восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания. Феникс - символ императрицы-государыни, связанный со светлым началом янь.

Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Согласно китайским представлениям, он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция. Часто единорога изображали с младенцем на спине.

Культ великой черепахи связан с представлениями о долголетии, силе и выносливости. Ее панцирь был надежным материалом для гадания, т.е. для общения с сверхъестественным миром. Каменные изваяния черепах можно было встретить у берегов рек, поскольку они почитались как покровители дамб.

Царем зверей в Китае считался тигр. Его почитали как укротителя демонов, поэтому все маги - покорители злодеев - изображались сидящими на тигре. Его клыки и когти, обрамленные в серебро, служили ценными амулетами, сберегающими здоровье, а многих богов сопровождали эти могучие животные. Тигр в Китае не воплощение злобы и коварства (европейское представление об этом хищнике, доставшееся в наследство от Киплинга), но олицетворение силы природы, достойное подражания и восхищения, но, что самое удивительное, прекрасно сосуществующее с человеком.

Культ кота, этого прирученного домашнего тигра, был очень распространен. Он, как и его дикий собрат, отгонял демонов, поэтому потеря кота считалась огромным несчастьем. Кроме того, главным врагом шелководства были крысы, а кот как гроза коварных грызунов стал покровителем этого национального ремесла. Видящий в темноте кот был, по мнению китайцев, связан с потусторонним миром; сохранилась даже легенда о возможности перерождения человека после смерти в кота для отмщения своим врагам.

Петух стал объектом почитания как символ солнца, глашатай прихода дня, Нового года (изображение красного петуха на щите выставлялось перед домом в канун Нового года), защитник от огня и пожара. Как и тигр с котом, петух - гроза демонов, живого петуха или хотя бы его изображения часто дарят во время брачной церемонии.

Главным враждебным существом животного мира в Китае была лиса. Лиса - царь демонов, она может явиться человеку в любом облике, посулив многое и, конечно, обманув, она его погубит. Главные свойства лисы коварство и умение перевоплощаться: в возрасте 50 лет - в женщину, в 500лет - в прекрасную девушку, в 1000 лет - в небесного лиса, бессмертного существа, владеющего всеми тайнами мира. Любая встреча с лисой плохо заканчивается для человека, поэтому существовало множество амулетов, призванных охранить от влияния злого демона. Проделкам лис, влиянием лисьих чар на человека посвящена в Китае специальная литература, возглавляемая «лисьим эпосом» Ляо Чжая. Отчасти он напоминает французский «Роман о Лисе», но отличия достаточно существенные: европейский Ренар никогда не демонизировался в сознании средневекового читателя, а воспринимался скорее как пикаро, приключения которого вызывали смех, но не страх.

Четыре священных животных

Китай - страна с богатой и очень развитой мифологией. Откройте любую китайскую книгу, и вы увидите, что мифологические сюжеты так тесно сплетаются с реальной жизнью, как нигде в мире. Четыре мифологические фигуры задействованы в фэн-шуй: Тигр, Дракон, Феникс и Черепаха (рис. 1).

Рис. 1. Четыре мифических животных - Тигр, Дракон, Феникс, Черепаха

У каждого из них свои свойства. Дракон обладает чудовищной силой, кровожаден, необуздан. В этом образе нашли отражение разрушительные силы земли: двинулся Дракон - началось землетрясение, дохнул жаром из своей пасти - испепелил поселение. Горный Китай как нельзя лучше подходил для места жительства этих сказочных существ: многие горы напоминали очертаниями драконов, и люди знали, какие части «драконьего тела» подходят для строительства домов, а какие приносят несчастья. Образ Дракона - самый яркий и распространенный в изобразительном искусстве и литературе Китая. Даже засуху китайцы называли Спящим Драконом, а наводнение - Разгневанным Драконом. Существовал ритуал кормления Речного Дракона: чтобы выходящие из берегов реки пощадили поселение, в дар Дракону приносили девушек-красавиц. А до конца XVI века крестьяне рассказывали о своих вполне реальных встречах с этим вымышленным существом. Так что не удивительно, что центральная фигура в фэн-шуй - Дракон. Боязнь землетрясений отразилась в совете не строить дома на хвосте Дракона: Дракон может шевельнуть хвостом и погубить человека. Так же небезопасна и голова Дракона: жить рядом с его мозгом очень неплохо, но здесь же находится пасть, одно неосторожное движение - и ты погибнешь в этой пасти. А уж о жизни в пасти чудовища нечего было и думать - сожрет и не заметит. Дракон фэн-шуй - зеленый , ведь именно зеленью лесов были покрыты горы-драконы.

Другой зверь из этого пантеона - Белый Тигр . Тигр свиреп и силен, и многие холмы очертаниями тоже были очень похожи на тигров. Для того чтобы жизнь задалась, этот Тигр должен быть меньше Дракона, иначе Дракону не победить его свирепого норова.

Рис. 2. Магический квадрат

А еще была там Черная Черепаха . Черепаха, по китайскому поверью, открыла этому народу магическое значение цифр, так называемый квадрат с числами от 1 до 9 (рис. 2). При сложении в определенном порядке эти цифры давали число 15. На основе этого квадрата были созданы специальные гадания. Легенда гласит, что однажды мудрец У занимался оросительными работами на Хуанхэ. Как-то вечером, когда он отдыхал у реки, из вод выползла гигантская черная черепаха. Когда мудрец присмотрелся, он заметил, что панцирь черепахи разделен на квадратики. Так вот и появился магический квадрат. Его долго изучали мудрецы всего Китая и в процессе обсуждения черепашьего дара создали астрологию и нумерологию, а также именно тогда появилась и самая магическая книга древнего Китая - И Цзин, или Книга перемен.

А Птица Феникс - символ доброй удачи. Она, по фэн-шуй, должна была располагаться против всех мифических фигур - Тигра, Черепахи и Дракона. И такая фигура, когда все четыре персонажа были на месте, называлась креслом (рис. 3). Хороший дом располагался точно на середине пути к вершине горы-черепахи, чтобы по правую руку сидел Белый Тигр, по левую - более высокий Зеленый Дракон, а напротив входа, так, чтобы не заслонять прекрасного вида, лежал отдыхающий Красный Феникс.

Рис. 3. Кресло

Как видите, место для идеального дома выбиралось действительно наиболее защищенное: от ветров его надежно скрывали склоны Дракона, Черепахи и Тигра, а солнце свободно проникало в дом, потому что его не заслонял невысокий холм Феникса.

Из книги Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души автора Виллолдо Альберто

ЧЕТЫРЕ ДУХА ЖИВОТНЫХ В ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКЕ Подобно многим индейцам, шаманы настолько тесно связаны с животным миром, что зачастую называют себя их именами. Таким образом они стремятся обрести силу и энергию избранного животного. Для шаманов особое значение имеют четыре

Из книги Братство религий автора Безант Анни

Из христианских Священных Писаний Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. От Матфея 7:1-2 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из Священных Писаний ислама Без сомнения, Бог не остается глух к делам вашим, покупающие себе блага этого мира ценою будущей жизни не получат облегчения в наказании, ожидающем их и им не будет оказано помощи. Коран, 2:79-80 Бог никого не обидит даже на вес атома, за добрые

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из Священных Писаний сикхов Ты пожнешь плод своих деяний в близком или далеком будущем. Джанджи Гуру, I Что посеял ты, то и пожнешь, жатва состоит из карм. Бара Мага Мажха Гуру,

Из книги Техника исполнения желаний автора Санлайт Элинайя

Из индусских Священных Писаний Воистину теперь существует три мира: мир людей, мир отцов и мир Лучезарных. Брихадараньякаупанишада, I, V, 16 В трех мирах, о Партха, нет ничего, что Мне подлежало бы совершить или что Мною не было бы достигнуто. Бхагавадгита, III, 22 О сын

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник

Из Священных Писаний парсов Мы приносим жертву светлым небесам; мы приносим жертву светлой, всесчастливой, блаженной обители Пресвятых. Сорозах II, Асман, 27 Гаро-Нмана для святых душ, и никто из злых не может вступить в Гаро-Нмана и на его светлые, широкие, святые пути;

Из книги Знаки судьбы и искусство жизни автора Шереметева Галина Борисовна

Из буддийских Священных Писаний Он Сам все постигает и как бы видит лицом к лицу эту вселенную, мир нижний со всеми его духами и миры высшие. Тевиджа сутта Ученик преодолеет землю, и мир смерти, и мир Лучезарных. Дхаммапада, IV, 45 По растворению тела после смерти злой

Из книги Мать. Воспитание личности. Книга первая автора Ауробиндо Шри

Из еврейских Священных Писаний Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

[Культ священных животных в древних странах] Что касается до вопроса о культе кошки и некоторых птиц в Египте, то, несомненно, обожествление животных в глазах масс проводилось с определенной целью. Чаще всего это имело чисто практическое и охранительное значение. Так

Из книги автора

[О священных болях] Будьте осторожны со многими болями и не приписывайте всех их, именно, священным болям. Вы еще молоды, и многие священные боли преждевременны, притом и атмосфера города не благоприятствует подобным явлениям. Потому очень прошу Вас, следите за Вашим

Из книги автора

О животных «Животные были созданы таким образом, чтобы быть вашими друзьями, занимать определенное место в пространстве, учить вас, показывать вам путь и разделять путь вместе с вами. Животные - биогенетические создания, в основе которых лежит множество различных

Из книги автора

Из книги автора

О животных Животные в доме рассказывают об отношении хозяина к миру и людям, которое человек сдерживает в себе. Через домашних животных проявляются взаимоотношения с окружающим миром.Считается, что то, что для человека нельзя, невоспитанно, неприлично, – простительно

Из книги автора

Четыре вида аскезы и четыре вида освобождения 1Всестороннее воспитание и развитие личности, позволяющее человеку стать участником нисхождения и воплощения супраментального сознания, включают в себя четыре вида аскезы и соответственно означает обретение человеком



Читайте также: