=история любви= - =марк бернес и лилия бодрова=. Марк бернес - биография, информация, личная жизнь Марк бернес семья и дети

Марк Наумович Бернес (урожденный Менахем-Ман Неухович Нейман). Родился 25 сентября (8 октября) 1911 года в Нежине Черниговской губернии - умер 16 августа 1969 года в Москве. Советский актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).

Менахем-Ман Нейман, ставший широко известным как Марк Бернес, родился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1911 года в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье.

Отец - Неух Шмуэлевич (Наум Самойлович) Нейман, родом из Старобыхова Могилёвской губернии, был служащим в артели по сбору утильсырья.

Мать - Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская, домохозяйка.

В 1916 году семья переехала в Харьков, где Марк и вырос.

Окончил школу-семилетку, после чего родители отправили его учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако он училище бросил и поступил в театральный техникум. Параллельно работал статистом в Харьковском театре «Муссури». На сцене этого театра сыграл свою первую роль - заменил заболевшего артиста. Его высоко оценил знаменитый в то время режиссёр Н.Н. Синельников. Именно тогда он и взял себе сценический псевдоним Бернес.

В возрасте семнадцати лет в 1929 году отправился в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.

В 1930-1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли. Позже он называл своим учителем артиста Николая Мариусовича Радина.

С 1936 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде картины «Заключённые». В 1937-м сыграл шпиона Красовского в драме «Шахтёры».

Марк Бернес в фильме "Шахтёры"

В 1938-м исполнил роль Кости Жигилёва, красногвардейца Путиловского завода в известной картине «Человек с ружьём». Тогда же обратил на себя внимание исполнением песни «Тучи над городом встали».

Марк Бернес в фильме "Человек с ружьём"

Удачной стала работа 1939 года - главная роль в военной картине «Истребители». Его герой - лейтенант Сергей Кожухаров. В фильме он спел песню «Любимый город».

Марк Бернес в фильме "Истребители"

Звездой первой величины Бернес стал во время войны благодаря своим работам в военных картинах, прежде всего в фильме «Два бойца». В ленте он сыграл бойца Аркадия Дзюбина, бывшего в мирной жизни сварщиком-судостроителем. В фильме он исполнил свои знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды».

Марк Бернес в фильме "Два бойца"

Член КПСС с 1953 года.

В 1950-х-1960-х годах Марк Бернес создал в кино ряд сложных характеров, воплотил образы людей с нелёгкой судьбой - таких, как Умара Магомет («Далеко от Москвы»), Еремей Лукич Окладников («Море студёное»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»).

В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы».

Марк Бернес в фильме "Море студёное"

Марк Бернес пользовался огромной популярностью не только как актер, но и как исполнитель песен. Его первый публичный концерт как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.

Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки (сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года).

Марк Бернес - Темная ночь

В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов. Сначала на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др.

Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами.

В 1950-1960-е годы песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай - Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой - Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский - К. Ваншенкин).

В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). В лице Бернеса песня обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.

Позже вышли другие его песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский - Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель - К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский - Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер - М. Матусовский).

Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.

Бернес гастролировал по стране и за границей - в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ. Выступал на английском телевидении.

Смерть Марка Бернеса

В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако при более тщательном обследовании был поставлен куда более страшный диагноз: неоперабельный рак лёгких.

8 июля 1969 года, будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.

Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. При том что на понедельник 18 августа был подготовлен к выходу Указ о присвоении ему звания Народный артист СССР. Однако посмертно почётные звания не присваиваются.

Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).

В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.

В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.

1 апреля 2002 года в Одессе в саду скульптур Литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали...» (скульптор Т. Судьина), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» - рыбачку Соню и Костю-моряка.

7 октября 2011 года в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (с ошибочной датой рождения - 7 октября), а 13 октября 2011 года в Театральном сквере - бронзовый памятник (скульпторы Владимир Чепелик и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого - кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках. Украден в ночь на 3 мая 2017 года, найден 4 мая 2017 поврежденным (отбитые куски валялись рядом).

Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.

20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса.

Рост Марка Бернеса: 163 сантиметра.

Личная жизнь Марка Бернеса:

Дважды был женат.

Первая жена - Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911-1956). Паола была примой частного Театра Корша, на момент знакомства - замужняя женщина, но ушла от своего мужа, состоятельного инженера, к Марку Бернесу. Поженились в 1932 году. В браке в 1954 году родилась дочь Наталья, она окончила Институт восточных языков при МГУ, ныне живёт в США. Жена умерла от рака спустя два года после рождения дочери, что было сильнейшим ударом для Бернеса.

При этом Бернес, любивший супругу, не стал ей опорой в сложный момент: он испугался - в его семье перед тем от рака умерли отец и сестра, а актер боялся заразиться смертельной болезнью. Муж перестал общаться с женой, приказал домработнице разбить дом на две половины, разделил все вещи. Никто не смог переубедить Бернеса. Жена умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.

Далее у него был роман с актрисой . Из-за нее он поссорился с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Как-то Бернес нарушил правила движения и скрылся с места происшествия. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем актера и отпустила. Но протокол был сохранен и об этом узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и развернул кампанию против Бернеса. В ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества.

17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на "Волге"» нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Путь на эстраду также был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы.

История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.

Изольда Извицкая - любовница Марка Бернеса

Вторая жена - Лилия Михайловна Бодрова (1929-2006). Они познакомились, когда 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В ту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала "Пари-матч" и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. А в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: "Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту".

Поженились в 1960 году. Марк Бернес воспитал сына Бодровой от предыдущих отношений - Жана Люсьеновича Бодрова (1953 г.р.), он окончил операторский факультет ВГИКа, живёт в Москве.

Фильмография Марка Бернеса:

1936 - Заключенные - заключенный (нет в титрах)
1937 - Шахтеры - Красовский, шпион
1938 - Человек с ружьём - Костя Жигилёв, красногвардеец Путиловского завода
1938 - Старая крепость
1939, 1946 - Большая жизнь - Борис Николаевич Петухов, горный инженер
1939 - Истребители - лейтенант Сергей Кожухаров (в титрах как Бернэс)
1940 - Преступление и наказание (короткометражный) - следователь
1941 - Стебельков в небесах (короткометражный) - Стебельков
1941 - Последняя очередь (короткометражный) - лётчик Феденко
1941 - Валерий Чкалов - комментатор авиапарада (нет в титрах)
1941 - Боевой киносборник №8 - Михайло Юрченко, командир танка
1942 - Дорога к звёздам - генерал Кожухаров
1942 - Боевой киносборник №9 - польский рабочий
1943 - Жди меня - эпизод (нет в титрах)
1943 - Два бойца - Аркадий Дзюбин
1944 - Большая земля - Алексей Васильевич Козырев
1945 - Великий перелом - "Минутка", шофер командующего
1948 - Третий удар - матрос Чмыга
1950 - Далеко от Москвы - Умара-Магомет, сварщик
1950 - В степи (короткометражный) - Емельянов, отец Сережи
1951 - Тарас Шевченко - Косарев, капитан
1952 - Максимка - корабельный врач
1953 - Огни на реке - старший помощник капитана
1954 - Школа мужества - Афанасий Чубук
1954 - Море студёное - Окладников Еремей Лукич
1954 - Запасной игрок - Лев Павлович Коломягин, тренер
1956 - Они были первыми - Иван Александрович Родионов
1956 - Дело № 306 - Василий Иванович Градов, подполковник милиции
1957 - Цель его жизни - Иван Максимович Ануфриев, лётчик
1957 - Удивительное воскресенье (V šest ráno na letišti) - Командир ТУ-104
1957 - Ночной патруль - Павел Васильевич Обручев / «Огонёк»
1959 - Особый подход - Николай Дмитриевич Налимов
1959 - Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1961 - Чёртова дюжина (Maizes ducis) - Исаак Львович, пассажир
1963 - Это случилось в милиции - Сергей Панфилович Прошин, полковник милиции
1963 - Мелодии Дунаевского (документальный)
1963 - Аппассионата (короткометражный) - Гиль, шофёр Ленина
1966 - Сказки русского леса
1967 - Самая высокая... (фильм-спектакль)
1967 - Женя, Женечка и "катюша" - полковник Караваев (озвучил Григорий Гай)

Озвучивание Марка Бернеса:

1947 - Рюи Блаз (Ruy Blas)
1950 - Адрес неизвестен (Sans laisser d"adresse)
1952 - Покорители вершин (роль Зураба Лежава)
1953 - Хлеб, любовь и фантазия (Pane, amore e fantasia)
1953 - Граф Монте-Кристо (Comte de Monte-Cristo, Le) - Жерар де Вильфор (роль Жака Кастелло)
1953 - Банковский билет в миллион фунтов стерлингов (Million Pound Note, The)
1955 - Счастье Андруса (Andruse õnn) (роль Р.Нууде)
1955 - Салтанат - Джоомарт
1955 - Крушение эмирата - Джафар
1955 - Дым в лесу (короткометражный) - Федосеев
1956 - После шторма (Pēc vētras) (роль Ж.Катлапа)
1956 - Война и мир (Guerra e pace) - Пьер Безухов
1957 - Я скажу правду - Коста (роль Г.Шавгулидзе)
1958 - Мари-Октябрь (Marie-Octobre)
1960 - На пороге бури (Vētra) - Силениек (роль Роберта Мустапса)
1962 - Шестнадцатая весна - текст от автора

Вокал Марка Бернеса:

1938 - Человек с ружьём - песня "Тучи над городом встали";
1939, 1946 - Большая жизнь - песня "Три года ты мне снилась" (Н.Богословский - А.Фатьянов);
1939 - Истребители - песня "Любимый город" (Н.Богословский - Е.Долматовский);
1943 - Два бойца - песни "Темная ночь", "Шаланды посные кефали", "Бессмертный Ленинград" ("Споем, товарищ боевой, о славе Ленинграда...") (Н.Богословский - В.Агатов);
1950 - В степи (короткометражный) - песня "Дорожная" ("Городов в России много и дорог красивых много, и людей хороших много - всех их надо повидать...") (А.Лепин - А.Галич);
1954 - Школа мужества - песня "Разгулялся вольный ветер над моею стороной..." (М.Зив - В.Коростылёв);
1957 - Цель его жизни - песня пилотов (В.Юровский - автор слов неизв.);
1957 - Ночной патруль - песня о Родине (А.Эшпай - Л.Ошанин);
1962 - Шестнадцатая весна - песня "Рабочий человек" (Ю.Левитин - М.Матусовский);
1966 - Я родом из детства - поёт песню Владимира Высоцкого "На братских могилах";
1968 - Щит и меч - песня "С чего начинается Родина" (В.Баснер - М.Матусовский);
1970 - Смерти нет, ребята! - песня "Тёмная ночь" (Н.Богословский - В.Агатов);
1970 - Кавказец родом из Цада (документальный) - песня "Журавли";
1971 - Поговорить нам необходимо... (документальный)

Песни Марка Бернеса:

Тучи над городом встали из кинофильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. П. Арманда);
Любимый город из кинофильма «Истребители» (муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского);
Спят курганы тёмные из кинофильма «Большая жизнь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
Огонёк (муз. Н. Богословского, Е. Долматовского);
Письмо в Москву (муз. Н. Богословского, сл. М. Тевелева);
Боевые ястребки из кинофильма «Последняя очередь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
До свиданья, города и хаты из кинофильма «Стебельков в небесах» (муз. Григория Лобачёва, сл. М. Исаковского);
Тёмная ночь из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Шаланды, полные кефали из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Песня о Ленинграде из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. М. Голодного);
Наша любовь из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Три года ты мне снилась из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. А. Фатьянова);
В жизни так случается (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Песенка фронтового шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Полевая почта (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Морская песенка (муз. Н. Богословского, сл. В. Дыховичного и М. Слободского);
Далеко от дома (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
В дальнем рейсе (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Дорожная из кинофильма «В степи» (муз. А. Лепина, сл. А. Галича);
Собачка верная моя из кинофильма «Тарас Шевченко» (русская народная песня терских казаков);
Песенка влюблённого шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разгулялся вольный ветер из кинофильма «Школа мужества» (муз. М. Зива, сл. В. Коростылёва);
Песня посвящается моя (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.));
Когда поёт далёкий друг (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор) (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Песня (Романс) Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. М. Фрадкина, Е. Долматовского);
Песня о Родине из кинофильма «Ночной патруль» (муз. А. Эшпая, сл. Л. Ошанина);
Песня пилотов из кинофильма «Цель его жизни» (муз. В. Юровского, авт. сл. неизв.);
Песенка-импровизация из кинофильма «Звёзды встречаются в Москве» (авторы неизвестны);
Если бы парни всей земли (муз. В. Соловьёва-Седого, Е. Долматовского);
Вечерняя песня (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина);
Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека, сл. Я. Хелемского);
Москвичи (Серёжка с Малой Бронной) (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова);
Песня туристов (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского);
Я люблю тебя, жизнь (муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина);
Перекрёсток (муз. Э. Колмановского, сл. Виктора Орлова);
Старому другу (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского);
С добрым утром (муз. О. Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой);
Хотят ли русские войны (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Течёт река Волга из кинофильма «Течёт Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Рабочий человек из кинофильма «Шестнадцатая весна» (муз. Ю. Левитина, сл. М. Матусовского);
Где же ты, друг (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Настоящие мужчины (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и М. Владимова);
Песня о кино (муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича);
Сыновья (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Солдаты (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Я спешу, извините меня (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Моя Москва (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна);
Напиши мне, мама, в Египет (муз. Я. Френкеля, сл. Л. Ошанина);
Американцы, где ваш президент? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Песенка моего друга (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Ошанина);
Я работаю волшебником (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина);
Пани Варшава (муз. Э. Колмановского, сл. Я. Хелемского);
Слушай, Земля (муз. Э. Колмановского, сл. Александра Кравченко);
Слышишь, я жду, приходи (муз. А. Островского, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Служи, солдат! (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Воспоминание об Алжире (муз. В. Мурадели, Е. Долматовского);
Новобранцы (муз. Р. Майорова, сл. Д. Иванова);
Нелётная погода (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Убийцы ходят по земле (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Тополя (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Гитара (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова);
Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута);
Я улыбаюсь тебе (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Я не забуду (муз. А. Эшпая, сл. В. Котова и Л. Дербенёва);
На братских могилах (муз. и сл. В. Высоцкого);
Холода, холода (муз. и сл. В. Высоцкого);
Всё ещё впереди (муз. Э. Колмановского, сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева);
Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
Красный командир (муз. Б. Терентьева, сл. Марии Швечиковой);
Когда разлюбишь ты (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Последний урок (муз. Я. Френкеля, сл. В. Лифшица);
Грустная песенка (муз. Я. Френкеля, сл. М. Светлова);
Здравствуйте, дети (муз. И. Якушенко, сл. Л. Дербенёва);
Песня о Белграде (муз. Я. Френкеля, сл. Я. Хелемского);
А самолёты сами не летают (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана);
С чего начинается Родина из кинофильма «Щит и меч» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
На площади Красной (муз. Б. Савельева, сл. Л. Дербенёва);
Огромное небо (муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского);
Журавли (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева)

16 августа 1969 года случилась трагедия, умер М. Н. Бернес. Даже после смерти для него не прекращали делать исключения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, хотя оно только народных артистов, а Бернесу звание народного дали только через три дня после его смерти. Изначально, когда еще не подписали разрешение на захоронение на Новодевичьем, его планировали похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы.

Для второй жены Бернеса уход мужа из жизни обернулся настоящей трагедией. Сама же она говорила, что ее жизнь закончилась с уходом Марка Наумовича. Но у нее остались двое шестнадцатилетних детей, ради которых нужно было жить, их нужно было ставить на ноги, тем более что шестнадцать лет - это катастрофа, переходной возраст, а отсутствие отца прибавляет хлопот. У Лилии Михайловны целыми днями только и крутилась одна мысль в голове: "Как же сделать так, чтоб дети не чувствовали сиротства?". Ей пришлось починить старый автомобиль и сесть за руль. Именно на ней когда-то Бернес попал в аварию, с тех пор она так и стояла не объезженная. Лилии Михайловне, пришлось учиться ездить и объезжать заново стального коня. Наташа (дочь Бернеса от первого брака) к тому времени уже окончила МГУ. Она отучилась на факультете восточных языков, вышла замуж и уехала в Америку. Вот только жизнь ее, к сожалению не сложилась. Она два раза была замужем, от первого мужа ушла сама, второй ушел от нее. Одна радость в жизни - это сын Жан.

Лилия Михайловна Бодрова-Бернес так и живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Жизнь так распорядилась, что с сыном и дочерью покойного супруга она не поддерживает отношений.

После смерти Бернеса она похудела на 18 кг, начались проблемы со здоровьем, открылось язвенное кровотечение, а после перенесла два инфаркта. Врачи рекомендовали сделать операцию на сердце, но она не согласилась, ведь за ней некому ухаживать. Но мир не без добрых людей, фонд Анастасии Вертинской последнее время оказывает вдове великого человека помощь. У нее осталась одна радость в жизни - внучка Люсенька, которая обожает слушать записи песен в исполнении деда.

Лилия Михайловна приложила немало усилий, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Трагично то, что Жан, внук Бернеса, долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.

У Бодровой-Бернес личная жизнь так и не сложилась. Нет даже подобных тому человеку с которым она жила и любила...

С Бернесом мы познакомились в школе: я была тогда замужем, он - вдовцом, один воспитывал дочку. И так странно получилось: мой муж сам нас познакомил. Марк потом признавался: "Я с первого дня решил, что уведу тебя"
Первого сентября мы привезли сына в школу (это была единственная на всю Москву французская школа, в ней учились дети многих известных людей). Выходя из машины, я увидела Марка: он держал за руку дочку, рядом стояла какая-то женщина (потом я узнала, что это домработница). Его лицо мне показалось знакомым, и я шепнула мужу: "Смотри, вон Крючков стоит". "Не Крючков, а Бернес", - поправил муж. И представил нас друг другу.
- Они приятельствовалиN
- Нет, конечно, но мой муж всю жизнь работал фотокорреспондентом "Пари-матч" и знал очень многих.
- Так он французN
- Наполовину. Отец Люсьена - француз, мама - русская.
- Не тот ли это человек, о котором упоминает в своей последней книге Андрей Кончаловский, - Люсьен Но, знаменитый московский иностранец, плейбой, обладатель немыслимой красоты замшевых пиджаковN..
- И единственного в Москве "шевроле". Да, это он. Когда я от него ушла, у наших знакомых был шок. Мои подруги, которым я рассказывала, что Марк сделал мне предложение, никак не хотели поверить, что я говорю серьезно: "КакN Ты готова уйти из такого благополучного домаN"

Марк знал, что происходит в моей семье, - об этом многие в Москве знали, шумная была история.
- Я тоже что-то слышала... Рассказывали, что ваш первый муж так любил женщин, что не мог пропустить ни одной...
- Несколько раз я пыталась от него уйти, он меня возвращал, клялся-божился, что это не повторится. Но все повторялось... Некоторые женщины с этим мирятся - я не хотела. Мне надо было вырваться из той семьи, а Марк сделал все, чтобы я ушла к нему.
Когда я приезжала за сыном в школу, ко мне всегда подбегала Наташа Бернес, чтобы передать от отца привет: "Папа вчера звонил из Ташкента, спрашивал, видела ли я вас, как вы себя чувствуете, как выглядите". Я не придавала этому особого значения. А потом было первое родительское собрание. Нас всех усадили на места наших детей, и мы с Бернесом оказались за одной партой. И вдруг он мне сказал: "Вы не хотите послушать АзнавураN"

Тогда в Москве никто не слышал о таком певце: знали Монтана, Эдит Пиаф и все, пожалуй. А Марк только что вернулся из поездки во Францию и привез пластинку, которая ходила по рукам, - он был очень увлечен Азнавуром. "Давайте поедем к моим друзьям, на Кутузовский, и там послушаем". К себе он почему-то меня не приглашал.

Мы поехали, и с того дня Марк начал мне звонить. Мы подолгу разговаривали, ходили на какие-то закрытые просмотры на "Мосфильм". Были бесконечные цветы - чуть ли не каждый день на пороге стоял посыльный с розами.

А муж не пытался узнать, кто это засыпает вас цветамиN

Он ни о чем меня не спрашивал, делал вид, что не замечает. К тому же это продолжалось не так уж долго - три месяца. В начале ноября Марк сказал мне: "Лиля, уходи из дому". Это было так неожиданно... Я растерялась, стала говорить, что не знаю - у меня же сын, и потом я должна лечь в больницу, у меня не все в порядке со здоровьем... "Отлично, - сказал Марк, - выйдешь из больницы - и уходи".

И вот муж везет меня в больницу, мы выезжаем на Ленинградское шоссе, и вдруг я вижу мигающие фары встречной машины. Это был Марк - он уже доехал до больницы, узнал, что меня еще нет, и отправился навстречу - хотел проводить... Потом была больничная палата, знакомый врач, у которого я спрашивала совета, как мне поступить, - у меня же сын и муж, с которым я прожила столько лет, а Марка я совсем не знаю, только чувствую - я ему очень нужна. У него девочка растет без матери...

Бернес, наверное, был очень обаятельным человеком.

Очень, а в молодости так просто красивым. Когда мы познакомились, ему уже исполнилось сорок семь - он старше меня на восемнадцать лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур - все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо - и женщина была готова на все. Правда, со мной он такого не проделывал - был очень осторожен, видимо, боялся спугнуть.

Поначалу я не была в него влюблена. Только чувствовала какое-то тепло и нежность - он очень трогательно ко мне относился, бережно, внимательно. Его терпеливое ухаживание, обещание спокойной счастливой жизни с двумя детьми было для меня важнее самых пылких признаний. Я вернулась из больницы и через несколько дней сказала мужу, что ухожу. Люсьен заявил, что об этом не может быть и речи, он этого не допустит. Он долго кричал на меня, даже вызвал приятеля, чтобы тот не выпускал меня из квартиры, а сам поехал разговаривать с Марком. Они встретились во дворе того самого дома, в котором я живу по сей день, и начали выяснять отношения. Марк предложил: "Ну что мы тут спорим, поедем к ней, пусть Лиля все и решит". А я все это время сидела и ждала. Наконец муж вернулся и пробурчал, не глядя на меня: "Иди, он тебя ждет".
- Как же он вас отпустилN
- Все решилось в дороге. Они ехали по Садовому кольцу на Ленинский каждый в своей машине и обменивались репликами из окна в окно. На первом перекрестке Люсьен спросил: "Это вы розы присылалиN" "Я", - ответил Марк. Следующий светофор. "Вы с ней спалиN" - "Да", - сказал Марк. Это была маленькая ложь, но он очень не хотел меня потерять.
Так все и случилось. Вечером, часов в пять, Марк меня увез, а на следующий день мы с ним и его дочкой пришли забирать из школы моего сына. Наташка в тот день была больна, пропустила уроки, он подбежал к ней, начал рассказывать про школу, что там было... Когда я ему сказала: "Жан, я сейчас съезжу за нашими вещами", у него округлились глаза. Но он первым стал называть Марка папой, никто его не заставлял. Наташа довольно долго никак меня не называла. Потом уже стала говорить "мама". Я приходила в школу, она бежала навстречу и громко кричала: "Мамуля!" - чтобы все слышали.

Друзья Марка приняли меня сразу. Я не понравилась только Никите Богословскому... и домработнице. Она была злая баба и к тому же привыкла считать себя в доме хозяйкой. А тут появилась молодая женщина, да еще и с сыном... Наташа росла без матери четыре года и каждый день утром привыкла есть сосиски. А я сына по утрам кормила манной кашей. Так домработница назло стала давать Жану ненавистные ему сосиски, а Наташу принялась пичкать манной кашей, которую девочка терпеть не могла. Когда по воскресеньям наша злобная тетка уходила, я лазала по углам и выгребала горы грязи.
Марк переехал в эту квартиру после смерти жены - что бы не оставаться в одном доме с людьми, которые видели, как она болела и умирала.
- Ее, кажется, звали ПаолаN
- В кругу друзей. На самом деле она была Полина Семеновна. Марк никогда мне о ней не рассказывал, но домработница насплетничала, что при Паоле он вел себя довольно свободно, Полина Семеновна переживала...
- Ходили слухи о его романе с Людмилой Гурченко...
- Вот это абсолютная неправда. Она снимала в нашем подъезде комнату и долго не была с ним знакома. В своей книге Люся сама рассказывает, как однажды ехала с Бернесом в лифте, но он не обратил на нее внимания. Потом уже, когда для нее настали тяжелые времена, не было работы, она просто пришла к нам и сказала: "Марк, мне очень плохо". И тогда Марк предложил ей выступать в первом отделении его творческих встреч, чтобы она немножко заработала. Никакого романа у них не было, это все сплетни.

- Лилия Михайловна, а почему ваши подруги так сокрушались, что вы ушли из благополучного домаN Разве у Марка Бернеса жизнь не была устроенаN Популярнейший человек, символ советской песни, лауреат Сталинской премии...

Он пережил очень тяжелые времена. Это, правда, было еще до меня, до того, как мы познакомились. У него умерла жена, и почти одновременно началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. В "Правде" появилась статья "Пошлость на эстраде", в "Комсомолке" - фельетон "Звезда на Волге..."

Что-то связанное с машиной, по-моемуN Кажется, Бернес кого-то сбил...

Да ничего подобного, он просто не остановился, нарушил приказ милиционера. Эта статья была организована зятем Хрущева Аджубеем, который был тогда главным редактором "Комсомольской правды". Они с Марком когда-то не поделили даму, за которой оба ухаживали.

В это время проходил съезд комсомола. Марка пригласили выступить на закрытии. Тогда же все было регламентировано, программа концерта заранее определялась: допустим, ты можешь исполнить две песни, и не более того, как бы тебя ни вызывали на "бис". Марк спел свои две песни, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал Марку. Он за кулисы - а там нет никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню". Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали.

Потом Аджубей подтвердил, что эта кампания была спровоцирована. В начале бО-х мы с Марком ехали в Болгарию на одном пароходе с группой журналистов, которые направлялись в Алжир. Когда в Констанце всех начали пересаживать в автобусы, к нам подошел Аджубей и извинился за все, что тогда было сделано. Марк сказал: "Ну что ты, Алеша, не стоит об этом вспоминать". На самом деле он очень болезненно переживал, что не снимается, что запрещают какие-то песни, что его не включают ни в одну официальную киноделегацию...

Вы его жалелиN

Марк не давал повода для жалости. Но я видела, как ему трудно. Кино уже было в прошлом, ему оставались только концерты, творческие вечера, платили за них копейки...

Когда мы познакомились, я училась на курсах французского языка, но Марк сказал: "Никаких курсов, ты будешь работать со мной". Сначала я испугалась: как я выйду на сцену, я же никогда близко к ней не подходила! Но с первой поездки стала вести его концерты, и затем, куда бы Марка ни приглашали выступить, он всегда предупреждал: "Меня будет объявлять Лиля".

Это были безумно интересные концерты. Ночью после представления все собирались в номере - Лидия Русланова, Зоя Федорова, Гаркави - и начинались долгие разговоры. Это были не светские сплетни, к которым я привыкла в той, прошлой жизни с Люсьеном, а воспоминания о тюрьмах и лагерях, как люди возвращались после реабилитации, как их встречали в Москве. И никаких жалоб: "Ах, какие мы несчастные - сидели в карцере!" (Зоя Федорова, по-моему, все время сидела в карцере, потому что сопротивлялась.) Ко всему этому отношение было таким: это позади, теперь вот живем дальше, вся жизнь еще впереди. Зоя вспоминала, как приехала в Москву после освобождения. Ее дочь Вика все это время жила где-то в Казахстане с Зоиной сестрой и была уверена, что та ее мать. Когда они встретились, Зоя заплакала, а девочка никак не могла понять, в чем дело, и удивлялась: "Тетя Зоя, почему ты плачешьN"

Федорова и Русланова познакомились на пересылке во Владимирском централе. Лидия Андреевна была удивительная женщина, царь-баба. На кремлевские приемы приходила роскошно одетая, в бриллиантах, и как-то раз Сталин - я это от нее самой слышала - поинтересовался: "Неужели все это настоящееN" "Русская баба, - ответила Русланова, - должна быть во всем настоящей!"

Говорят, что как раз за бриллианты ее и посадили...

Это все болтовня. Ее посадили как жену врага народа, после того как репрессировали ее мужа, генерала Крюкова. Помню, как она возмущалась: "Мне там говорили, что Крюков такой богатый - пол-Германии вывез. Ничего он мне не принес в приданое, кроме своей дочери!" Причем говорилось все это при Гаркави, который когда-то был ее мужем - Русланова ведь от Гаркави ушла к Крюкову.

Колоритная была женщина, и силы невероятной. Однажды руководство лагеря пожелало устроить ее концерт. Она долго отказывалась, потом согласилась, вышла на сцену, обвела глазами зал: "А где мои товарищиN Если их не пустят, я петь не буду". Пришлось собрать заключенных. На первом же своем концерте в Москве Русланова опустилась перед публикой на колени...

Еще она рассказывала, как собирала по московским домам свои вещи, по музеям - свои картины: имущество репрессированных обычно конфисковывали, потом распродавали. У Михалкова, к примеру, она ковер свой обнаружила. Отвернула угол - а там знакомое клеймо: "Серега, это ж мой ковер!"

Марка окружали достойные люди, слушать их было интересно. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила, и много.

Помню, как после ужина стояли на одной ноге возле стола балерины Ольга Лепешинская и Люся Юткевич - им надо было блюсти фигуру. У нас часто бывал тогдашний американский посол Томпсон, я его принимала. Уйма иностранных корреспондентов - французы, югославы... И смех был, и хохмы, и танцы - все что хотите.

А песниN Марк Наумович пел, когда собирались гостиN

Никогда. Я помню, как-то в Одессе (там всегда были богатые люди) ему предложили: "Марк, ты не мог бы поехать на дачу, спеть, тебе за это хорошо заплатят". Марк ответил: "Я за столом никогда не пою". Он гордый был человек. Во Франции, когда мы уже объехали все побережье и вернулись в Париж, ему предложили остаться еще на неделю и выступить по телевидению. Марк спросил: "А в какое времяN" - "В пять часов". - "А когда передают выступления Монтана, АзнавураN" - "В семь". Он подмигнул мне: "Знаешь, поедем домой". И в тот же день мы уехали.

Бернеса так хорошо знали во ФранцииN

У нас же там было много друзей, знакомых журналистов, они привозили пластинки Марка. Его песню "Когда поет далекий друг" Ив Монтан пел по-французски. Поэтому нам частенько приходили письма откуда-нибудь из Марселя от совершенно незнакомых людей, которые приглашали нас в гости.

Помню, как-то раз мы попали в Канн во время кинофестиваля. Из всей советской группы на прием пригласили Жанну Болотову, нас с Марком и жену Чухрая. Я себя немножко неловко чувствовала, поскольку у меня не было специального туалета. В том же положении оказалась и Жанна - ее багаж задержался в Париже. Сидим мы за столиками... А в нашей группе был грузинский актер, который, кстати, спустя несколько лет остался во Франции. На прием его никто не приглашал, но он каким-то образом туда попал и оказался за одним столиком с американцами. И вдруг он к нам подходит:

"Марк, я с твоей помощью могу выиграть пари. Только что вон тот американец мне сказал, что отдал бы все на свете, чтобы увидеть Марка Бернеса. Я сейчас его приведу". И подводит к нашему столику пожилого уже мужчину. Тот обнимает Марка, целует, взволнованно что-то говорит ему по-французски... Марк ничего не понимает. Потом, когда подошла переводчица, выяснилось, что этот человек - американский продюсер, который во время войны прокатывал "Двух бойцов".

Говорят, Бернес вас страшно ревновал, не отпускал от себя ни на минуту...

Это даже не ревность была, а желание всегда быть рядом. Порой до курьезов доходило. Помню, я собралась в гости к приятельнице - Жене Аркановой. Марк сказал: "Мне неохота. Я лучше дома полежу". Женя неподалеку от нас жила, на Самотеке. Я звоню к ней в дверь, она открывает - и я вижу Марка: он приехал на машине. Во всем должен был участвовать.

Он ревновал меня даже к детям. Вечером они делали уроки, я заходила к ним в комнату, чтобы помочь. А Марк открывал дверь, брал меня за руку и уводил: "У них вся жизнь впереди, а нам с тобой неизвестно сколько осталось..." Я должна была принадлежать только ему.

Но самое главное - он не мог без меня работать. Как-то его отправили в Польшу - по-моему, вместе с Майей Кри-сталлинской. Мой паспорт не был готов, и я осталась дома. Приезжает Марк в Варшаву - а через три дня звонок от посла с просьбой, чтобы меня немедленно отправили к Бернесу. Мне принесли паспорт на дом и чуть ли не вытолкнули за границу. Оказывается, Марк объявил: "Без Лили не буду выступать!" Если его приглашали куда-то одного, он отказывался: "Разве вы не знаете, что я женатN"

Тогда ведь это не было принято - даже члены правительства всюду ездили без жен. А я всегда должна была быть рядом. Но на полшага позади него. Как-то нас пригласили в Дом кино - праздник, застолье, ну и, как обычно, кто-то из знакомых здоровается, заводит разговор. Какая-то дама подходит к нам: "Марк, какая у вас прелестная жена!" Марк взял меня за руку и сухо сказал: "До свидания!" Больше он с ней не общался. Все знали, что не стоит делать мне комплиментов - Марк может ответить очень резко.
- А вы отмечали годовщину знакомстваN
- Нет, мы просто считали, что всегда были вместе.
- Но ведь вы вышли замуж по сути дела за совершенно незнакомого человека. И не были в него влюблены...
- А что такое любовь, кто может сказатьN Я никогда не понимала, как можно влюбиться с первого взгляда. Во чтоN В силуэт, голос, лицоN Чтобы полюбить человека, надо его почувствовать.
Когда мы встретились, я была настолько закомплексована своим первым мужем, что боялась голову поднять. А с Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом.

Помню один смешной случай: отмечали 50-летие Зямы Гердта. А перед этим был юбилей Утесова, на который из Одессы доставили специально приготовленную фаршированную рыбу. Зяма тоже купил рыбы и принес мне: "Лиля, приготовь!" На банкете администраторы-одесситы стали спрашивать: "А кто фаршировал эту рыбуN Она же вкуснее, чем наша с Одессы!" Тогда Марк гордо объявил: "Это моя гойка готовила!" (имелось в виду - русская).
У него был взрывной характер, и мне часто приходилось сглаживать ситуацию, звонить людям и объяснять: "Ну, Марк погорячился, давайте не будем обострять отношения". Иногда кто-то из наших детей выводил его из себя, и тогда по дому летали тарелки. Все это было. Но я знала главное - он не может жить без меня. А в дни своей болезни Марк в буквальном смысле не мог без меня дышать: не давал врачам поставить капельницу, не позволял делать уколы, пока я не приду.
Его болезнь свалилась на меня как рухнувший дом. Он стал плохо себя чувствовать, жаловался, что нет сил. Конечно, он не один год был болен. Ему упорно ставили диагноз "радикулит", а в результате выяснилось, что это рак легких. Но поздно, уже ничего нельзя было сделать...
Когда его не стало, моя жизнь кончилась. Я осталась одна с двумя шестнадцатилетними детьми, которых надо было ставить на ноги. Шестнадцать лет - жуткий возраст, если у детей нет отца. Мне пришлось быть и мамой и папой, думать, как сделать, чтобы они не чувствовали сиротства, чтобы семья не развалилась. Все это было очень трудно. Я села за руль - починила старый автомобиль, который стоял с тех пор, как Марк попал в аварию. Прежде я никогда не водила машину. Многие наши знакомые говорили: "Если бы Марк сейчас открыл глаза и посмотрел!"
- Он считал вас беспомощнойN
- А я такой и была. Я при нем не знала даже, сколько хлеб стоит. Марк обо всем заботился, все за меня решал. Ему казалось, что без него я ничего не могу сделать. Но вот видите, справилась... Вышли книги о нем, изданы компакт-диски с его песнями. Правда, за них ничего не платят...
- А как сложилась судьба ваших детейN
- Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем, который очень хотел эмигрировать и ее уговорил. Сейчас она работает в какой-то фирме, живет благополучно, только, к сожалению, личная жизнь Наташи все никак не сложится. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. А ведь сорок шесть лет - уже не младенческий возраст, и она, конечно, очень страдает от одиночества
А Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал. Так, ходил с камерой... Что он сейчас делает, я не знаю, у меня с ним нет контактов. Два года назад он пытался отнять квартиру Бернеса, снял со стены и унес фотографии, которые когда-то повесил Марк... В детстве Жан его обожал, просто молился на отца, и Марк гордился, что у него такой сын. Никому и в голову не могло прийти, какой из него вырастет мужчина...
Теперь вся моя надежда на внучку - Люсеньке двенадцать лет и она любит слушать песни Марка. Когда мне позвонили из Петербурга и сообщили, что его именем назвали планету, ей было всего четыре. Она широко открыла глаза и прошептала: "Бабуля! Какой же Марк знаменитый!"


Его песни «Темная ночь», «Путь- дорожка фронтовая», «Журавли» пели всей страной. А лебединой его песней, самой главной в жизни, стала Лилия Бодрова. Марк Бернес, слывший ловеласом и скандалистом, случайно оказался с этой женщиной за одной партой уже будучи знаменитым певцом и оказался верен её до последнего дня. А она подарила ему любовь и вдохнула в него жизненные силы.

Школьное знакомство


Нет, они не учились в одном классе, но вот за одной партой им посидеть довелось. 1 сентября 1960 года Марк Бернес привел в первый класс специализированной московской французской школы свою дочь. В этот же день Лилия Бодрова с мужем Люсьеном привела своего сына Жана в этот же класс. Увидев певца, она отметила знакомое лицо, но перепутала его с Крючковым. Муж Лилии Люсьен, французский журналист, поправил супругу и представил ее актеру.

Их встреча состоялась в то время, когда у обоих были сложности и проблемы. Марк Бернес уже четвертый год сам воспитывал дочь после смерти первой жены, а в предыдцщие два года он подвергся довольно жесткому гонению в прессе. Каждый его шаг преподносился в нелицеприятном свете. Однако духом Марк Наумович не упал, хоть и с трудом переносил период забвения.


Не лучше складывалось все и у Лилии Бодровой. Она вышла замуж за человека, который искал ее в Москве после случайной встречи. Казалось, такая настойчивость может стать гарантией если не большой любви, то хотя бы верности. Обеспеченная жизнь в приличной семье сулила самые радужные перспективы. Но на деле оказалось, что Люсьен совсем не является однолюбом. Об этом Лиле сообщила свекровь, призывая молодую жену с пониманием отнестись к такой особенности мужа. Лилю такое положение вещей совсем не устраивало. Но каждый раз после измены Люсьен просил у нее прощения, клялся, что больше такое никогда не повториться и просил дать ему очередной шанс.


Даже сын-первоклассник, которому, как никогда, требовалось мужское внимание, не заставил Люсьена отказаться от привычного образа жизни. Лилия страдала от одиночества и непонимания. Каждый раз, приходя за сыном в школу, она встречала Наташу, дочь Марка Наумовича. Девочка неизменно передавала ей приветы от папы и от его же имени интересовалась ее самочувствием. Это было удивительно: ее состояние интересно абсолютно незнакомому человеку и совершенно безразлично супругу.

На родительском собрании Марк Наумович и Лилия Михайловна оказались за одной партой. А когда со школьными формальностями было покончено, певец пригласил ее в гости к знакомым послушать пластинку с записью Азнавура. И она согласилась.

Любовь не с первого взгляда


С того дня они иногда встречались. Бернес приглашал ее на закрытые показы новых фильмов, был при встречах очень внимателен. А во время своих отъездов он неизменно через Наташу интересовался, как дела у Лилии Михайловны. Через полтора месяца Лилия уже понимала, что будущего у ее настоящей семьи нет. А через несколько дней и сам Марк предложил ей уйти от мужа. Однако Лиле не хватало на это решительности.

Вскоре она попала в больницу, а по Москве поползли слухи о ее романе с Бернесом. Сам актер говорил о том, что Лилия его лебединая песня. Он был уверен, что с ней он сможет начать жизнь заново. Люсьен оказался осведомлен о видах Бернеса на Лилию. После выписки женщины из больницы он закатил ей самый настоящий скандал и долго мучил супругу требованиями признаться во всем. В результате поехал к Марку Наумовичу, привез его к их дому и отправил Лилию к нему.

Так Лилия Михайловна оказалась в доме Бернеса. И осталась там навсегда. Поначалу она не испытывала трепетных чувств. Ей было жаль Наташу, которая росла без матери. И был по-женски приятен этот не очень молодой, но очень обаятельный мужчина, так заботливо ухаживающий за ней. Постепенно на смену уважению, благодарности, симпатии пришла и настоящая любовь.

«С любимыми не расставайтесь»


Они практически никогда не расставались. Марк Наумович категорически отказывался выезжать куда-либо без нее. Он сам устроил ее на работу к себе. Теперь на всех концертах только Лиля имела право объявлять его выход, даже при наличии профессионального конферансье. И во все турне и гастроли Лилия его непременно сопровождала.

Их совместную жизнь никак нельзя было назвать беззаботной. Материальные трудности ощущались в полной мере, зарабатывал Бернес не так уж много. Но при этом он никогда не забывал о своей жене, уделял ей много внимания и даже ревновал ее к детям, считая, что она тратит на них очень много времени. Хотя сам очень любил и дочь и своего приемного сына.


В то же время он признавал, что красиво жить научила его именно Лиля. Она взяла на себя решение всех бытовых проблем, благодаря ее усилиям старенькая квартира Бернеса стала самой красивой в Москве, как они оба считали. А на столе всегда стояли любимые Лилией Михайловной розы и гвоздики.

Им судьба отмерила всего девать лет счастья. В 1969 году у Марка Наумовича обнаружили неоперабельную онкологию. Его не стало буквально за два месяца. Он ушел 16 августа 1969 года. Она смогла поставить на ноги двоих детей, Наташу и Жана. А вот обрести личное счастье она больше не смогла. Невозможно было выйти замуж после Марка Бернеса.

Марк Бернес и Лилия Бодрова были неразлучны, всегда поддерживая друг друга и помогая во всем. Секрет отношений не раскрыт до сих пор, хотя прожили вместе они более полувека.


Очень трудно начать жизнь заново, когда с уходом близкого человека, кажется, рушится мир. Привычный уклад вдруг меняется, а окружающие выражают соболезнование и говорят о целебных свойствах времени. Как складывались судьбы вдов знаменитостей, смогло ли время излечить боль утраты и в чём они нашли успокоение?

Лилия Бернес-Бодрова

Лилия Бернес-Бодрова.

Они познакомились в школе, где училась дочь Бернеса и сын Бодровой. Марк Наумович в момент их первой встречи был вдовцом и сам воспитывал дочь Наташу, да к тому же переживал не самый лучший период своего творчества. Лилия Михайловна состояла в браке, трещавшем по всем швам из-за измен мужа и его желания вести довольно свободный образ жизни.

Певец почему-то сразу решил: Лиля – его лебединая песня, с ней рядом он оживет, начнет снова писать, петь, творить. В результате все так и вышло.


Марк и Лилия Бернес.

На протяжении девяти лет они почти никогда не расставались. Он сделал все, чтобы Лилия работала с ним вместе, только она всегда объявляла его выход на сцену. А дома она постоянно что-то делала: убирала, готовила, делала ремонт, натирала посуду. Они были не только мужем и женой, они были настоящими друзьями. И связывали их настоящие чувства.

Когда его не стало, ее жизнь закончилась. Рухнул весь мир. Ей всему пришлось учиться. Стать 16-летним детям сразу мамой и папой, получить водительские права, узнать, где находятся магазины, и сколько стоит хлеб. При Марке Наумовиче она ничего этого не знала и не умела. Лилия Михайловна разобрала архив мужа, выпустила книгу о нем, издавала компакт-диски с его песнями. А вот замуж выйти так и не смогла.

Юлия Ромашина

Юлия Ромашина.

Она играла ангела в «Этюдах о Врубеле», а в перерыве бродила за кулисами в этом образе. Увидев грустного человека, она ему посочувствовала, а узнав, что он голоден, отвела туда, где он смог перекусить. А после Анатолий Ромашин упорно пытался ее завоевать. Он был настолько галантен, нежен и заботлив, что устоять перед его ухаживаниями было решительно невозможно. Он считал любовь формой предельного внимания к другому. Она стала его женой и чувствовала всегда себя самой важной в его жизни. Он был старше ее на 40 лет и мудрее на целую жизнь.

Анатолий и Юлия Ромашины прожили вместе 12 лет. Они были счастливы и могли обратить в шутку любой конфликт. Они не делили обязанностей, не обижались на мелочи, а просто заботились друг о друге.

Юлия и Анатолий Ромашины.

Анатолий погиб по нелепой случайности. На даче он попытался спилить старую сосну, не рассчитал траекторию ее падения и сосна рухнула прямо на него.

Казалось, что после его гибели уже ничего не будет. Ей давал силы жить их сын, которому к моменту гибели отца исполнилось всего 3 годика. И друзья Анатолия Ромашина, считавшие своим долгом помогать его вдове и малышу. Все вместе они возродили ее к жизни. Она даже вышла замуж во второй раз. Правда, семейная жизнь ее во втором браке не сложилась.

Елена Санаева

Елена Санаева в юности.

Елена Санаева и Ролан Быков познакомились на съемочной площадке фильма «Докер». Он был известным артистом, а еще ловеласом и сердцеедом. До встречи с ней. Как только он увидел Елену – хрупкую, изящную, на тоненьких ножках, он влюбился. Навсегда. Он сделал ей предложение через год после знакомства, но официально мужем и женой они стали лишь через 13 лет.


Елена Санаева и Ролан Быков.

Со стороны могло показаться, что их семья идеальна. Но были периоды в их жизни, когда Ролану Быкову не давали сниматься и он пытался бороться с депрессией с помощью алкоголя. Елена тогда вытаскивала его изо всех передряг.


Елена Санаева.

Они вместе прошли через многое, и Елена думала, что после стольких испытаний жизнь только начинается. Но страшная болезнь в 1998 году отняла у нее любимого человека. Елена Всеволодовна никак не хотела и не могла осознать себя вдовой. Но он завещал ей закончить его работу - разобрать, систематизировать и привести в порядок его огромный архив.

Помимо этого Елена Всеволодовна продолжает сниматься в кино. Она не искала после его ухода личного счастья, ибо знала – после Быкова замуж не выходят.

Татьяна Ухарова


Татьяна Ухарова.

Татьяна Ухарова и Георгий Бурков создали свою семью вопреки всем и вся. Родители их не понимали и совершенно не одобряли их брак. У них не было ни жилья, ни материальной поддержки, но они были счастливы тем, что были друг у друга.

Со временем появился материальный достаток, пришла известность, произошло примирение с родителями, подрастала еще и их дочь Маша. Им было всегда достаточно общества друг друга, поэтому они совсем не тяготились отсутствием у них друзей. Позже Георгий Бурков познакомился с Василием Шукшиным. С ним они были близки по духу, у них были общие интересы и просто потрясающее взаимопонимание. Для Буркова уход друга стал трагедией, и он стал делать все для увековечивания его памяти. Татьяна, как всегда, деятельно поддерживала мужа во всем: читала, слушала, критиковала, одобряла.


Татьяна Ухарова и Георгий Бурков.

Она всегда чувствовала состояние супруга, а 17 июля 1990 года уехала на дачу. После перелома ноги у него оторвался тромб и через 2 дня он скончался в больнице.

10 лет после его смерти она жила лишь работой и воспоминаниями. А после в жизни Татьяны Ухаровой появился мужчина, любивший ее еще со школьной скамьи. Она смогла начать все сначала, но до сих пор хранит воспоминания о четверти века счастья с Георгием Бурковым.

Светлана Бодрова


Светлана Бодрова.

Они вместе летели на Кубу, Светлана Михайлова – отдыхать, Сергей Бодров – освещать молодежный фестиваль. Разговорились в домике Хемингуэя, и весь мир сузился до размеров пространства, где могли уместиться только они вдвоем. Они не могли наговориться и казались друг другу близнецами, разлученными в глубоком детстве.


Сергей Бодров с новорожденным сыном Аледкандром и дочерью Ольгой.

В июле 1997 у них родилась дочь, 27 августа 2002 – сын. Через две недели после появления на свет наследника Сергей улетел в Осетию, на съемки фильма «Связной». 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье сошел ледник, унесший жизни почти 150 человек. Сергей Бодров до сих пор считается пропавшим без вести.

Светлана летала в Осетию на его поиски каждую субботу. И не могла поверить, что его больше нет. Она звонила во все колокола и просила помощи у каждого, кто мог ей помочь. Поиски результата не принесли, были окончены официально в 2004 году.


Светлана Бодрова с детьми.

Светлана Бордова растит дочь и сына, мысленно представляя, как гордился бы Сережа их успехами. Светлана радуется достижениям дочери, ставшей студенткой ВГИКа без всяких протекций, удивляется внешней и внутренней схожести сына с отцом. И не может смириться с утратой вот уже 15 лет. Читая статьи о своих отношениях с кем-то, она лишь горько усмехается: в ее сердце нет места другим, Сергей Бодров стал ее последним мужчиной.



Читайте также: