Конспект занятия путешествие в мир природы. Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа

Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»

Тема: «Что такое природа?»

Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек

часть природы/.

Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных

человеком/.

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;

активизация словаря: живая и неживая природа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,

наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».

Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,

Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».

1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?

А кто из вас отдыхал на море?

Кто отдыхал в горах?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.

Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.

Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).

Природа.

А как бы вы назвали эти изображения?»

Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода).

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля, почва).

Голубой платок,

Красный колобок, По платку катается,

Людям улыбается. (Небо, солнце).

В густом лесу, под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. (Еж).

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке – лес. (Человек).

Много рук нога одна. (Дерево).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).

Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).

А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).

Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/

Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.

И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?

Стрекозу.

Подводная лодка на кого похожа?

На кита.

2. Физ. минутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:

Что изображено на лепестке?

Из чего оно сделано?

К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).

4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правильности.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучатся нужно.

Нас деревьях всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?

Нуждается.

(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).

Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/

Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?

А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.

Вы хотите ребята, стать защитниками природа?

Тогда давайте дадим клятву:

Ты дружок смотри не подкачай

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай не птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется

Родиной твоей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.

Библиотека изображений:

Лидия Бузланова
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МО «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 106»

Ленинского района г. Саратова

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе №12

Тема : «Путешествие в мир природы… »

Воспитатель :

Бузланова Лидия Петровна

Г. Саратов 2017-2018 учебный год.

Цель : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе .

Развивающая. Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, логическое мышление, воображение, внимание, речь, а также развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, уважать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.

Образовательная. Систематизировать знания детей о белом медведе и его образе жизни через слайд презентацию и в ходе экспериментальной деятельности. Систематизировать и уточнить представления о поведении в природе , о свойствах жира, способе очистки воды.

Воспитательная. Закладывать основы экологической культуры, учить детей правильному поведению в природной среде .

Предварительная работа. Чтение, рассматривание, разучивание стихов, наблюдения, беседы.

Словарная работа. Активизация и обогащение словаря детей, знакомство с понятием «среда обитания» .

Оборудование. Ёмкости с крупой, условная мерка, подсолнечное масло ====, лист бумаги, пластиковые бутылки, ватные диски, воронка, сито, карточки с изображением головы птицы, экологические знаки – карточки, глобус, презентация слайдов.

Организационный момент. Дети входят в зал, останавливаются. Садятся на ковёр. В зале стоят столы, на которых стоит оборудование для опытов.

Ход занятия

Воспитатель : Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о нашей планете Земля…. Расскажу вам маленькую легенду «Земля, небо, люди и боги» .

«В начале времён Земля и Небо были единым целым. Богов и людей окружала темнота, и они попросили Лес упереться головой в Небо, а ногами в Землю - и надавить…. Так Земля и Небо навсегда оказались раздельными». Появился свет, и люди отправились в дальние путешествия , чтобы увидеть и узнать как можно больше о планете, на которой они живут. И узнали, что земля не имеет

Ни начала, ни конца,

Не затылка, ни лица.

Знают все - и млад и стар,

Что она большущий шар.

(демонстрируется модель земли - глобус)

Дети : Глобус

Воспитатель : Что такое глобус? (ответы детей)

Воспитатель : Изображение нашей планеты Земля. Глобус – модель Земли, уменьшенная в десятки миллионов раз. А ещё, чтобы изобразить большую территорию – страну или всю Землю – составляют карту.

(появляется изображение карты)

Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. На карте могут быть показаны океаны и горы, моря и реки, равнины и озёра. Все они имеют свой цвет.

Воспитатель : Как вы думаете, что каким цветом изображено на карте?

(Ответы детей. Дети ищут на карте цвета и называют объекты, им соответствующие).

(раздаётся шум подъезжающей машины и стук)

Воспитатель. Я получила письмо от профессора ЗНАЙКИНА. Что в нём написано, очень интересно!

(вскрывает конверт, читает) .

«Здравствуйте, дети. Вы правильно показали на карте ледники – белым цветом, горы – коричневым цветом, пустыни – жёлтым цветом, моря, реки, океаны – голубым цветом, леса – зелёным цветом. А знаете ли вы, что такое природа ?

(ответы детей)

Воспитатель : Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы . И самая маленький жучок - тоже часть природы . Природа кормит человека , одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.

Вспомните стихотворение «Природа » (дети читают стихотворение) .

Нас в любое время года учит мудрая природа .

Птицы учат пению. Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду

И к тому же в их труде все по справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте

И при всей огромности обучает скромности.

Воспитатель. Где вы живёте? (Дома) . А где живут насекомые, звери, рыбы, птицы? (в лесу, в воде, в поле, в горах) . Как называется место, где обитают животные? (среда обитания) .

Воспитатель. Мы можем сказать, что лес, поле, вода, горы их дом – мир природы . Я предлагаю отправиться в мир природы . Кто мы будем в их доме? (Гости.) Когда плохо ведут себя гости, всё притихает вокруг, замолкает. Природа словно обижается . Мы покажем своё уважение, и любовь ко всем кого встретим на пути. Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек.

Я - …. (осень) .

Воспитатель. Это осень. Путешествовать в мире природы нам поможет волшебный цветок.

Ты волшебный наш цветок,

Вот твой жёлтый лепесток.

Нас неси скорей туда,

Где случилась вдруг беда.

Двигательная разминка.

1, 2, 3, 4, 5 не ленись и покружись

1, 2, 3, 4, 5 дружно за руки возьмись

И друг другу улыбнись. (садятся)

Воспитатель. Это осень. Мы в поле оказались.

(появляется картинка с изображением поля)

Посмотрите, как ярко светит солнце, наполняя своим теплом и светом травы, согревая насекомых и животных, живущих в высокой, сочной и густой траве. Они живут все вместе, не мешая друг другу. Учёные называют такое содружество животных – природным сообществом . Повторим вместе : «Природное сообщество » .

Как вы думаете, делают животные запасы на зиму или нет? (ответы детей) .

(выбегают два мышонка, в руках ёмкости разного объёма с крупой, ссорятся)

Воспитатель. Что случилось, почему возникла ссора? (объяснения мышат)

Воспитатель. Я помогу. У меня есть одинаковые мерки. Пересыпайте крупу и сравните.

ОПЫТ№1 «Измерение сыпучих материалов с помощью мерки» .

Оборудование. Две одинаковые мерки, крупа, ёмкости разного объёма, два подноса.

Описание опыта. На столах две одинаковые мерки. Дети пересыпают крупу их ёмкостей разных объёмов. И сравнивают.

Вывод. Одинаковое количество крупы занимает большую площадь в большом объёме и меньшую площадь в маленьком объёме.

Воспитатель. Крупы у вас поровну, помиритесь, обнимитесь и бегите по своим делам.

(Мышата убегают

Ты волшебный наш цветок,

Вот твой зелёный лепесток.

Нас неси скорей туда,

Где случилась вдруг беда.

Двигательная разминка «На лесной опушке в ряд»

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает –

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение –

Очень ему нравится это упражнение.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-прямо,

Как учила его мама.

Ну а белки, словно, мячики

Дружно прыгают как зайчики (садятся на стулья)

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Что делают животные в осеннем лесу?

(Дети рассказывают по картинке, как животные готовятся к зиме)

Воспитатель. Животные готовятся к зиме. Каждые по–своему. У меня в руках письмо от профессора ЗНАЙКИНА.

(вскрывает конверт, читает)

«Дорогие дети, я прислал вам задание. Сможете ли вы с ним справиться? Воспитатель прочтёт задания».

(задания выполняются на магнитной доске)

Дидактическая игра №1. «Найди знак?» .

Ход игры. Читается правило поведения в лесу. А дети находят нужный знак.

Оборудование. Карточки – знаки, карточки с правилами.

Дидактическая игра №2. «Назови птицу по изображению головы» .

Ход игры. Карточки с изображением головы птицы. Дети поднимают карточку и называют птицу.

Оборудование. Карточки с изображением головы птицы.

Воспитатель. Молодцы. Я думаю, что профессор ЗНАЙКИН остался доволен ответами. Отправляемся дальше.

Ты волшебный наш цветок,

Вот твой синий лепесток.

Нас неси скорей туда,

Где случилась вдруг беда.

(Раздаётся шум воды, появляются изображения картинки с водоёмами)

Мы попали к водоёму. Как красиво отражаются деревья в прозрачной и чистой воде. Какие красивые берега.

(Появляются изображения картинки с загрязнёнными водоёмами)

Что произошло с водоёмом на этой картинке?

Что показано на другом изображении?

Что делает человек на этой картинке?

(ответы детей)

Мы увидели, каким опасным для жизни может стать водоём, если его засорять, сливать грязную воду. А можно ли очистить воду? (ответы детей) .

Воспитатель. Попробуйте, очисть воду сами.

ОПЫТ№2 «Очистка воды от загрязнений» .

Оборудование. Ёмкость с грязной водой, ёмкость пустая, ватные диски, сито.

Описание опыта. В пустую, ёмкость вставляется воронка, в которую вкладывается ватный диск, а сверху накладывается сито. Берётся ёмкость с грязной водой и постепенно вливается в воронку.

Вывод. Сито задерживает частички мусора, а ватный диск частички растворённого вещества.

(Дети высказывают свои умозаключения)

Воспитатель. Если люди будут помнить правила поведения в природе , строить очистительные сооружения, то среда обитания живых существ на Земле будет в безопасности. Вспомните стихотворение «Наша планета» .

Наша планета - это общий дом.

И много лет мы в нем живем.

Но, как известно всем кругом,

Должны беречь мы этот дом.

Воспитатель. Пора в путь.

Ты волшебный наш цветок,

Вот твой белый лепесток.

Нас неси скорей туда,

Где случилась вдруг беда.

(раздаётся шум ветра, уходим греться на стулья)

Двигательная разминка.

На дворе у нас мороз Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием коле

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

(появляются изображения : волка, лисы, дикого кабана, бурого медведя, белого медведя.)

Воспитатель. Назовите, кто здесь лишний? Почему?

(ответы детей)

(Появляется картинка с изображением белого медведя)

Воспитатель. - Кого видите на картинке? - Где живёт белый медведь? - Чем питается?

(ответы детей)

Воспитатель. - Кто мне подскажет, почему шерсть медведя не промокает?

(ответы детей)

А вы хотите это сами проверить?

ОПЫТ№3 «Почему шерсть медведя не промокает?» .

Оборудование. Воронка – 2 шт., пластмассовая бутылка – 2 шт, 2листа бумаги, емкость с подсолнечным маслом, емкость с водой.

Описание опыта. Ребёнок вставляет в одну воронку сухой лист бумаги, в другую воронку промасленный лист бумаги. Затем, по очереди наливает в них воду.

Вывод : масло не дает проникнуть воде в емкость. Поэтому шерсть медведя тоже не промокает, т. к она жирная и отталкивает воду.

Воспитатель. Остался последний лепесток. Нам пора возвращаться обратно в детский сад и вас ждёт сюрприз.

Ты волшебный наш цветок,

Вот твой красный лепесток.

Нас неси обратно в детский сад.

Вот мы и в детском саду. Расскажу вам историю про маленького пингвинёнка ЛОЛО.

Краткий рассказ воспитателя и маленький отрывок из мультфильма.

(демонстрируется отрывок из мультфильма)

Воспитатель.

А вы ребята, всегда природу охраняйте ,

Ведь беззащитная она,

Всегда вокруг все убирайте,

Запасы мира наполняйте!

«Спасибо» скажет вам Земля.

Я уверена, что вы всегда правильно будете вести себя на природе , и обязательно научите этому всех своих друзей и знакомых. Наше занятие закончено .

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Чебурашка»

конспект занятия

Подготовила и провела:

Воспитатель Жукова О.В.

г.о. Новокуйбышевск, 2014

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать мир живой природы;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Преодоление негативного настроя;
  • Снижение барьеров общения;
  • Осознание умения позитивного взаимодействия;
  • Осознание ребенком собственной неповторимости.

Необходимые материалы:

  • Запись классической музыки;
  • Компьютер;
  • Презентация « Путешествие в мир живой природы»;
  • Бумага для рисования, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Воспитатель. «Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех видеть! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом: Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: « Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад». Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: « Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного». Спасибо! Молодцы!

Скажите, пожалуйста, вы хотите путешествовать в новом мире? Для его открытия нам потребуется активизировать все силы, взбодриться и сказать друг другу добрые слова. Давайте попробуем сделать это.

Воспитатель предлагает детям массаж ушных раковин: сначала помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. Для примера психолог начинает первым.

Игра « Добрые слова»

Дети по очереди называют пантомимически добрые слова, например: любовь, подарок, праздник, веселье и т.д.

2. Основная часть занятия.

Воспитатель. «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в новый сказочный мир – в волшебный мир живой природы. А чтобы помочь вам представить их, они передали вам слайд-фильм с изображением жителей своего мира».

Презентация «Путешествие в мир живой природы»

Дети смотрят слайд-фильм и выбирают фотографии с изображением различных животных, зверей, цветов, птиц, природных явлений, сопровождаемый музыкальной композицией. Непосредственно просмотр слайд - фильма занимает 10-15 мин. Каждый ребенок рассказывает о своем выборе: почему его заинтересовал именно этот цветок или животное, сравнивает его с каким-либо состоянием, чертой своего характера и т.п. Для примера педагог-психолог начинает первым. После каждого монолога он предлагает поддержать ответ участника аплодисментами.

Упражнение « Нарисуй мир живой природы»

Воспитатель предлагает детям нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд - фильма. Включается запись спокойной музыки. После того, как работы будут завершены, психолог предлагает продемонстрировать свои рисунки и обсудить индивидуально образ.

Что здесь изображено?

Какое название ты дашь своему творению?

Что ты чувствовал, когда создавал образ живой природы?

Проводится коллективная беседа, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями.

3. Заключительный этап. Подведение итогов.

Детям предлагается рассказать о том, что им понравилось и не понравилось на занятии, и высказать свои пожелания на будущее занятие.

«Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям сказочного живого мира общую фотографию (закрепление визуального образа). Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга и попрощаемся до следующей встречи».


Ольга Никифорова
Конспект занятия «Путешествие в мир природы»

Путешествие в мир природы .

Цель : формирование правильного отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности, воспитание любви к природе , способствовать эмоционально – ценностного отношения к природе .

Ведущий :

Ребята, знайте вы всегда!

Любить природу надо !

Её хранить, оберегать.

И нигде не засорять.

Чтоб воздух чистым был всегда.

Любить природу будем ? Да

Дети :

Слушают стихотворение

Ребята, о чём это стихотворение? О природе .

Да, правильно. А что такое природа ?

Это воздух, вода, воздух, деревья, трава и т. д.

Природа – это наша планета , это и леса и моря и горы и животные, растения и человек – все это создание природы . А хотите узнать секреты природы ?

Ну что ж, тогда предлагаю вам отправиться в путешествие , в удивительный и богатый мир нашей природы .

Ведущий, вместе с детьми, проговаривает волшебные слова, и оказываются в лесу (показ картины леса; ширма леса; макет…)

Вместе по лесу идем

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Вот выходим …

Ребята куда же мы с вами попали? В лес.

Что мы видим вокруг? Много деревьев, кустарников.

А какие деревья вы знаете? Дуб, береза, осина, рябина, сосна, ель…

А давайте поиграем в игру : «Подбери дереву листочек»

Дети подходят к столу, перед ними разложены карточки, с изображением деревьев и изображением листьев. Им нужно подобрать своему дереву свой лист.

Все ребята молодцы. Справились легко и быстро.

Физминутка. (звучат звуки ветра)

Представьте, что вы все деревья. А теперь подул слабый ветерок. Ветер начал усиливаться и вот уже дует сильный ветер.

Постепенно ветер утихает.

Дети изображают деревья, которые склоняются под напором ветра.

Ребята, а кто из вас знает как нужно вести себя в лесу? Что можно делать, а что нельзя?

Предлагаю проверить ваши знания. Я вам показываю карточки с изображением действий, если это хорошо, то вы хлопаете, а если плохо, тогда топаете. Договорились.

Рассматривают карточки и выбирают действие. «ломать деревья, давить насекомых, жечь костры, ловить бабочек, бросать мусор…»

Вот теперь я уверена, что вы будете правильно себя вести в лесу, и тогда он отблагодарит вас своими богатствами.

Как вы думаете, какие дары мы можем найти в лесу?

Ягоды, грибы, орехи.

И наши ребята прочитают стихи об этом :

Ребенок 1 :

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки,

И хорошие грибы.

Соберем в корзинки.

Ребёнок 2

Побегу сегодня в лес,

В сопки, по дорожке.

Наберу я ягод разных

Полное лукошко :

Голубику, и чернику,

И морошку, и бруснику –

Всё в корзинку соберу.

Край свой очень я люблю!

Ребёнок 3

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину,

Из плодов он твёрже всех,

Называется орех.

Спасибо, вот какой богатый и щедрый наш лес. И чем больше деревьев и лесов, тем лучше для всех нас и для животных.

А кто знает почему?

В лесу, потому что там больше деревьев и больше кислорода.

Да, верно. Отгадайте загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

он не видимый,и все же

Без него мы жить не можем!

Правильно, это воздух. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Можем ли мы долго не дышать?

Без воздуха человек погибнет. Воздух необходим нам для дыхания, если без еды человек может прожить много дней, без воды несколько дней, а без воздуха не может прожить и несколько минут.

А как вы думаете, где воздух чище в лесу или в городе?

Потому что в городе много машин, заводов, которые выбрасывают в окружающую среду вредные вещества.

А почему в городе воздух грязный?

Ответы детей.

Вы каким воздухом хотели бы дышать?

Предлагаю вам стать волшебниками, подойти к макету нашего города и разместить на нем, то чего, по вашему мнению, не хватает.

«Дети располагают деревья, клумбы с цветами, велосипеды вместо машин, птицы, знаки курение запрещено».

Появляется тучка с каплями дождя и лужами. Звучит музыка дождя и ручейка.

Дети садятся на стульчики, прячась от дождя.

Капли воды.

Что сейчас было? Дождь

А что такое дождь? Вода

А кому нужна вода? Всему живому на земле.

Игра «Верно неверно»

Вода человеку очень нужна? Да

Без воды растение сможет расти? Нет

Вода не нужна когда умываешься? Нет нужна

Животным вода нужна? Да

Можно оставить кран не закрытым? Нет

Воду нужно экономить? Да

В реки можно бросать мусор? Нет

Все верно. Ребята, посмотрите нам письмо. От золотой рыбки. «Здравствуйте ребята, наша река погибает от неправильного поведения людей, они засоряют наши водоемы и отравляют воду. Помогите очистить нашу реку от мусора.»

На полу лежит река, а в ней разнообразный мусор, дети передают друг другу ведро, в которое они собирают мусор из речки.

Молодцы ребята, вы сделали доброе дело, а это значит, что у вас доброе сердце.

Жаль только что также легко и быстро мы не можем очистить все реки и озёра, моря и океаны.

Но зато мы знаем, что воду загрязнять нельзя.

Ну что же, наше путешествие закончилось , мы с вами узнали, что природа наш друг и её надо беречь. А мы её верные помощники.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы.

Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром - формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников. Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА.

Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

План по самообразованию «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Соловушка» П Л А Н Работы по самообразованию на 2015.

Казенное образовательное учреждение Омской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Петропавловский детский дом»

Внеклассное мероприятие по экологии

«В мир природы»

Подготовила

Кузьмина Наталья Николаевна

воспитатель

Муромцево, 2014

Цель: Расширить знания детей о природе родного края и бережного отношения к ней.

Задачи:

    Углубить сведения об окружающей нас природе.

    Способствовать развитию творческой и познавательной активности воспитанников.

    Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

Оборудование: Книжная выставка (энциклопедии о животных, растениях, насекомых, птицах), карточки с заданием, картинки с изображением деревьев, проектор, экран, жетоны, запись пения птиц.

Ход занятия.

Вводная часть:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы вспомнить, закрепить и узнать новое о природе. И путешествие наше будет называться «В мир природы».

Основная часть:

Наше путешествие я хочу начать стихотворением Р. Рождественского

Когда ты входишь в лес –

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И строгой тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родной страны неприхотливый лес!

Ты полон свежести,

И все в тебе живое

А сколько у тебя загадок и чудес!

— Как вы уже знаете лес – это «легкие» нашей планеты. И с каждым годом леса, становится все меньше и меньше. А причиной тому незаконная вырубка леса, пожары, выпиливание для нужд населения.

— Назовите, какие деревья и кустарники растут в нашей местности?

(Ответы детей: сосна, ель, береза, осина, лиственница, калина, малина, смородина, ива, черемуха и т.д.)

— Кто мне скажет, чем лиственница отличается от других хвойных деревьев?

(ответы детей: она сбрасывает свою листву каждый год).

— Скажите, из какого дерева делают спички?

(ответы детей: из сосны)

— Сейчас не много из истории, как вы думаете, о каком дереве Аристотель писал: «Если зима умеренная, смолы будет много и хорошей, если зима сурова, смолы меньше и она хуже. Самую лучшую и чистую смолу получают с мест, залитых солнцем, смола из тенистых мест темна и горька»

(ответы детей: сосна)

— Молодцы, много знаете деревьев и кустарников. Сейчас на слайдах вам будут представлены деревья, которые в нашей местности не растут (приложение 1).

1 слайд: Ребята, может кто-то знает, как это дерево называется.

(ответы детей)

— Правильно, это дуб. Из этого дерева изготавливают дубовые бочки.

2 слайд: Кто знает, как это дерево называется?

(ответы детей)

Это дерево называется вяз. Он прекрасный «пылесос», впитывает в себя пыль и сажу. Поэтому его можно встретить и на улице, и в лесу, и в парке. В России можно увидеть вяз гладкий. Топором его рубить нельзя, так как он увязает в древесине.

3 слайд: ребята, это дерево называется – тис ягодный, а в нарде «красным деревом, поскольку его древесина красная. Она очень прочная, тяжелая, не гниет и мебель из красного дерева может простоять века. Тис растет очень медленно, в год всего 2-3 сантиметра. Самый высокий тисс находится в Закавказье, в Аджарии. Его высота 32,5 метра. Ему не менее 4000 лет. Молодые побеги тиса, кора, листья и семена содержат вещества, ядовитые для человека и также для лошадей и коров. У нас в России на Дальнем Востоке, на Курильских островах и Сахалине растет тисс остроконечный.

— Кроме деревьев, которые растут у нас в России. Я хочу вас познакомить с деревьями, которые растут в жарких странах.

4 слайд: А это дерево, вы, наверное, узнали?

(ответы детей)

— Да, это кокосовая пальма. Она входит в десятку важнейших деревьев мира. Кокосовая пальма растет в тропиках, на берегах океанов, морей и островах. Их высота достигает 25-30 метров, а стволы обычно наклонены в сторону моря. Кокосовые орехи созревают долго, целый год. Если орех незрелый, то в его полости находится примерно поллитра прозрачной жидкости, богатой сахаром и витаминами. В жару это прекрасный напиток. В тропиках пальму называют «деревом жизни». Из прочного и эластичного волокна делают веревки, циновки, щетки, из твердых косточек получается отличная посуда, пуговицы, украшения. Из древесины строят жилища, мебель.

5 слайд: Это мамонтово дерево, бывает высотой до 100 метров с диаметром ствола до 10 м. Растет оно в Центральной Америке, сейчас их осталось всего 500. Их охраняют и дают им имена, например, «Отец лесов», «Генерал Грант». Древесина дерева красного цвета и не гниет и поэтому это одна из причин уничтожения этих деревьев. Известно, что на одном пне мамонтова дерева свободно помещается тридцать человек. А в одном из парков Америки через его ствол пробит тоннель, через который свободно проезжают автомобили. Вот такие интересные деревья растут на нашей планете.

— Мы продолжаем наше путешествие. Кроме деревьев и кустарников в лесу можно встретить и другие растения. Мир дикорастущих растений богат и разнообразен. Растительность представлена и лекарственной флорой, которая объединяет большое число растений. К лекарственным относятся растения, которые употребляются для лечения и профилактике заболеваний человека и животных, для получения препаратов, используемых в медицине и ветеринарии. А какие это растения? Сейчас угадаем.

Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,

В середине золотая. Кто она такая?

(ответы детей: ромашка)

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит. Кто это?

(ответы детей: крапива)

Есть один такой цветок,

Не вместить его в венок,

На него подуй слегка-

Был цветок, и нет цветка.

(ответы детей: одуванчик)

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(ответы детей: подорожник).

— Какие ещё вы знаете лекарственные растения?

(ответы детей: лопух, зверобой, валериана, тысячелистник и т.д.)

— Какие лекарственные свойства они имеют?

(Ответы детей: лопух от боли в суставах и т.д.)

— Много назвали растений и их полезные свойства. Но мы продолжаем путешествие. А кого ещё можно встретить в лесу кроме растений?

(ответы детей: животных, птиц, насекомых, грибы и т.д.)

— Правильно, жизнь в лесу разнообразна. И сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний». Я буду называть ряд слов. А вы из этого ряда должны будете убрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

1. Медведь, лиса, ёж. (лиса)

2. Воробей, скворец, сорока. (скворец)

3. Комар, оса, пчела. (комар)

4. Кукушка, сова, дятел. (кукушка)

5. Стрекоза, колорадский жук, саранча. (стрекоза)

— Молодцы с заданием справились.

Сейчас вам нужно самостоятельно в течение 5 минут в энциклопедиях, которые представлены на выставке найти ответ на вопрос, который у вас на карточке.

Самостоятельная работа выполняется под пение птиц.

Вопросы для задания:

Кобра – это…(самая ядовитая змея).

Бурундук – это…(полосатая земляная белочка)

Песец – это…(полярная лисица)

Бобр – животное…(возводящее на реках плотины)

Хомяк – это…(крупный грызун семейства мышиных)

Комар – это… (кровососущее двукрылое насекомое, личинки которого развиваются в воде).

— Ребята время истекает. И давайте зачитаем, какие вы нашли ответы на вопросы.

(Ответы детей).

Молодцы, все правильно справились с заданием. И наше путешествие подходит к концу.

Заключительная часть:

Ребята сегодня наше путешествие проходило в основном по лесу. Но как мы знаем, что природа это не только лес и его обитатели. И находясь в лесу надо всегда помнить, что его нужно беречь и охранять, ведь каждое растение, животное и насекомое приносит пользу.

Что нового для себя вы узнали на данном занятии?

Что больше всего запомнилось и понравилось?

Какие знания, полученные на занятии, могут вам, пригодится в жизни?

— Ребята, у вас на столах лежат жетоны (один жетон веселый, другой грустный) и я прошу вас оценить наше занятие. Если вам понравилось, поднимите веселый жетон, если нет грустный. Спасибо всем за работу.

Литература

    Баландин Б. 3000 каверзных вопросов и ответов. М.: РИПОЛ классик, 2006

    Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. М.: АСТ-Пресс, 1999

    Я познаю мир: Растения: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Л.А.Багрова; худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002.-510 с.: ил.



Читайте также: