Международные конфликты причины типы функции. Причины и функции международных конфликтов

Дж. Энджел считал, что процесс решения начинается, как только нужда активизирована и признана вследствие расхождения между желаемым и фактическими состоянием. Осознание потребности может быть вызвано несколькими факторами: временем, изменением обстоятельств, приобретением товара, потреблением, индивидуальными отличиями, влиянием маркетинга и др. Фирмы могут повлиять на возможность активизации нужды через рекламу и новинки.

Дж. Говард и Дж.Шет считали, что поведение потребителя начинается с последовательной мысленной обработки информации. Поиск и использование потребителем информации является частью процесса принятие решения. Поведение покупателя в основном детерминируется тем, каким образом он обдумывает покупку и обрабатывает информацию.

Потребитель предстает активным элементом всей маркетинговой системы, размышляет и реагирует на комплекс маркетинга, меняя свои мнения с учетом новой информации. К тому же потребитель аффективно реагирует на каждое альтернативное средство удовлетворения его желаний, занимая более или менее благосклонную позицию по отношению к каждой марке и тем самым, формируя к ним положительное или отрицательное отношение. Таким образом, открываются широкие перспективы для использования разнообразных инструментов взаимодействия с потребителем с целью увеличения его покупательской активности.

Каждая рыночная ситуация требует индивидуальной адаптации вышеописанных моделей к конкретному продукту и рынку. Следует заметить, что многие современные модели принятия потребителем решения о покупке часто не принимают во внимание современные факторы воздействия, такие как брендинг, мерчандайзинг и т.п.

Многие транснациональные компании уже на протяжении десятков лет активно используют в маркетинговой практике инструменты стимулирования потребительской активности. К примеру, пробная покупка, дегустация и апробация продукта, устраняют страх потребителя перед дальнейшим совершением покупок. Применение повторного маркетинга в процессе спада жизненного цикла товара, создание клубов лояльных потребителей, репозиционирование марки, помогает продлению ЖЦТ. Кроме того, маркетологи пришли к выводу, что в 90% окончательное решение о покупке принимается на месте ее совершения, даже если потребитель заранее все обдумал, а это повышает значимость мерчендайзинга, как одного из средств увеличения сбыта выпускаемой продукции.

С учетом современных Интернет-технологий маркетинговая стратегия взаимодействия с потребителем должна включать в себя комплекс коммуникаций: реклама, связи с общественностью (SMM, SMO), прямой маркетинг, стимулирование сбыта. В онлайне все эти элементы маркетинговой стратегии продолжают функционировать, более или менее трансформируясь, и к ним добавляется поисковое продвижение как специфический интернет-инструмент.

Следует заметить, что активное развитие социальных сетей и сервисов в последние годы оказало сильное влияние на то, как миллионы пользователей во всем мире общаются, делают покупки, воспринимают бренды. Таким сервисам, как социальные сети, блоги и микроблоги, удалось привлечь многомиллионную аудиторию. И во всем мире крупнейшие компании, включая лидеров рынка розничной торговли и производства продуктов питания, используют Интернет в своей маркетинговой стратегии, поскольку их целевая аудитория, их покупатели - именно там. Социальные медиа стали эффективным инструментом изучения мнений о бренде, позволяя напрямую работать с потребителями, получать отзывы об уже существующих продуктах и предложения по их улучшению. Компании используют сервисы Web 2.0, реализуя идею экономичных и эффективных фокус-групп нового поколения, для привлечения лояльных потребителей и потенциальных покупателей к совместной разработке новых продуктов. Применение возможностей микроблогов в сервисном обслуживании клиентов является примером передовой практики корпоративного использования социальных медиа. Эта платформа позволяет компании оперативно получать отзывы о своей работе и реагировать на них.

Важным для построения рекламной стратегии фирмы в наши дни является то обстоятельство, что со страницы поисковиков начинают свой поиск товаров, услуг более половины всех пользователей Сети, поэтому присутствие в поисковой выдаче давно становится обязательным пунктом маркетинговой стратегии. Такой инструмент маркетинговой стратегии, как Интернет-реклама, выгодно отличается отсутствием риска и необходимости ждать. Недостаток - довольно высокая стоимость. Поисковая-реклама по сути выполняет ту же задачу, что и продвижение - предоставить пользователю результат по запросу к поисковой системе. Контекстная реклама служит для выявления целевой аудитории, предложения ей услуг на сайтах рекламной сети. Основные сервисы - Яндекс Директ, Google.Adwords, Бегун - обладают интуитивно понятным интерфейсом, каждый желающий может самостоятельно провести рекламную компанию. Однако чтобы подобрать релевантные ключевые слова, обеспечивающие достойную кликабельность, в тоже время не являющимися слишком дорогими, часто нужна помощь специалиста. Баннеры не только привлекают посетителей, но и являются имеджевой рекламой. При помощи баннеров можно напомнить потребителю о торговой марке, сформировать у них определенное к ней отношение, повысить узнаваемость, сообщить о новом продукте.

Довольно новый инструмент маркетинговой стратегии - маркетинг в социальных медиа (SMM, SMO). Включает в себя записи, комментарии в блогах на форумах, создание групп, приложений в социальных сетях, распространение пресс-релизов, публикацию новостей, прочие традиционные PR-технологии. Эта методика - одна из наиболее трудозатратных, при этом успешная и спланированная компания может значительно поднять узнаваемость и продажи.

Одним из наиболее эффективных методов сегодня является такой инструмент прямого маркетинга, как почтовая рассылка в Интернете. К «белым» методам относятся адресные рассылки, на которые самостоятельно подписались посетители. Спам, любые несанкционированные и не запрошенные рассылки - это неэтичный и незаконный способ взаимодействия (поэтому данный инструмент маркетинговой стратегии необходимо использовать аккуратно), тем не менее, обладающий эффективностью, за счет очень малых затрат.

Если рассуждать об эффективности маркетингового продвижения компании и ее продуктов в Сети, а также о скорости «вирусного» распространения информации в социальных медиа, то необходимо помнить, что эффект «сарафанного радио» срабатывает и в случае распространения негативной информации о бизнесе, при этом ответная реакция рынка следует значительно быстрее.

Следует заметить, что весьма интересные конкурентные преимущества в области маркетинга могут предоставить сегодня облачные технологии. «Атмосферные» технологии позволяют в виртуальном пространстве решать масштабные виртуальные задачи. Например, сервисная компания может создать новую рыночную нишу за счет облачных технологий, предлагая свои услуги тем потребителям, которые ранее не имели к ней доступа. В качестве примера можно предложить online-сервис Skype, который обеспечил пользователей интернет-звонками, а также позволил делать дешевые звонки на стационарные телефоны из сети интернет. Другой вариант - возможность потеснить конкурента, который ранее был мощной монополией, что например, произошло с Microsoft Office за счет online-сервисов Google Docs. Еще одним вариантом может быть значительное сокращение сроков разработки новых продуктов и вывода их на рынок. Так, например, американские startup-ы Quora и Foursquare смогли очень быстро захватить рынок за счет использования облачных решений Amazon. Отличным способом дифференциации продукта может стать облачная технология. Например, встраивание в собственное решение облачных технологий третьей стороны может вывести продукт на новый уровень. В качестве примера можно привести Skype, купленный компанией Microsoft с целью расширения функциональности своих офисных и мобильных разработок. Однако такие преимущества становятся возможными только при хорошо продуманном и своевременном внедрении соответствующих технологий, а также соответствующей корректировке бизнес-процессов под условия облачного бизнеса.

Таким образом, на современном этапе бизнес располагает целым рядом инструментов привлечения внимания и убеждения покупателя. Главное - освоить их и двигаться в ногу со временем и развитием технологий.

Исследования в области международных отношений и конфликтов представляют одно из направлений в развитии научной мысли XX в. Классиком американской политической мысли в этой области является Ганс Моргентау (1904-1982). Его научная карьера связана с Чикагским университетом, где он в течение 20 лет возглавлял Центр по изучению внешней и военной политики. Он является одним из отцов-основателей школы "политического реализма".

Главная концепция, разработанная Моргентау, - концепция "интереса", определяемого в терминах силы (влияния). Эта концепция "вносит рациональность в политическую науку, делая возможным теоретическое осмысление политики. Она выявляет во внешней политике удивительную целостность; таким образом, американская, британская или российская политика, последовательная сама по себе, предстает как рациональная, понятная цепь событий, независимо от различных мотивов, предпочтений, интеллектуальных и моральных качеств сменяющих друг друга государственных деятелей".

Международная политика, как и любая политика, считал Моргентау, есть борьба за влияние. Эта борьба универсальна во времени и пространстве, что неопровержимо вытекает из опыта. Любая политика стремится либо к сохранению мощи, либо к усилению мощи, либо к демонстрации мощи. Этим трем образцам политики соответствуют и три типа международного поведения (сохранение статус-кво, политика империализма и политика поддержания престижа).

Элементом мощи нации является дипломатия. Дипломатия должна быть в состоянии обеспечить национальные интересы мирными средствами. Четыре основных правила дипломатии таковы: 1) нужно быть свободным от доктрин, способных вызвать дух войны, от одержимости абстрактными идеями; 2) внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватно мощью; 3) дипломатия должна видеть политическую ситуацию с точка зрения других стран, 4) страны должны быть готовы к компромиссу по всем вопросам, которые не являются для них жизненно необходимыми.

Общая теория конфликтов

Представители так называемой общей теории конфликтов (К. Боулдинг, Р. Снайдер и др.) не придают существенного значения специфике международного конфликта как одной из форм взаимодействия между государствами. К этой категории они нередко относят многие события внутренней жизни в отдельных странах, влияющие па международную обстановку: гражданские волнения и войны, государственные перевороты и военные мятежи, восстания, партизанские действия и пр. Задачей К. Боулдинга, одного из создателей общей теории, была разработка модели, пригодной для каждого отдельного случая.

Известный английский социолог Антони Гидденс рассмотрел вопрос о связи противоречий и конфликтов. Согласно Гидденсу, противоречия - это объективно существующие различия в системе отношений. Но противоречия не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликт необходимо осознание этих противоречий, соответствующая мотивация поведения.

Боулдинг понимал соотношение противоречия и конфликта так же, как и А. Гидденс. По Боулдингу, конфликт - это осознанное и созревшее противоречие и столкновение интересов. В соответствии с уровнем организации сторон, конфликты рассматривались на уровне индивидуума, группы и организации. Типология конфликтов, предложенная общей теорией (конфликты между индивидуумами, между изолированными в пространстве группами, между пересекающимися группами, между гомогенными организациями, между гетерогенными организациями и др.) была формальна и не многим помогала содержательному исследованию.

Этим же качеством отличалась теория конфликтов Раппопорта, получившая название "социальной физики". Тем не менее теория Раппопорта позволила систематизировать многообразные конфликты и свести их к трем типам: "война", "игра" и "спор". Эти типы конфликтов отличаются разной степенью напряженности, разными средствами и возможностями в плане регулирования.

Д. Эптер добавил к этой классификации еще и "повод" конфликта. Согласно добавлению Эптера, конфликты типа "война" возникают по поводу ценностей, типа "игра" - по поводу интересов, типа "спор" - по поводу предпочтений. Эптер считал, что главный вопрос теории конфликтов состоит в том, как трансформировать ценностный конфликт в конфликт интересов, т.е. в конкуренцию или даже в кооперацию.

Европейская школа в изучении конфликтов: М. Дюверже, Д. Дойч, Р. Дарендорф, И. Галтунг. В отличие от сциентистской теории конфликтов американской школы политического анализа, европейский подход к конфликтам опирался на длительную традицию, был очень широко представлен и отличался содержательностью и конкретностью.

Р. Дарендорф (род. в 1929) - немецкий социолог и политический деятель, создатель теории социального конфликта. Согласно Дарендорфу наличие господства и подчинения в современном обществе ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление и критиковал теорию структурного функционализма

Т. Парсонса, представителя Гарвардской школы политического анализа, за функционалистские и интегративные теории, согласно которым конфликт - это социальная аномалия, своего рода болезнь, которую надо преодолеть. Еще в 1959 г. Дарендорф сформулировал, в чем состоят основные расхождения американского подхода и в частности, структурного функционализма, и европейского подхода, где конфликт со времен Маркса и Зиммеля трактовался как мотивационная основа политической жизни. Согласно последнему подходу, любое общество демонстрирует признаки несогласия и конфликтов, насилие одной части по отношению к другой.

М. Дюверже (род. в 1917) - французский социолог, политолог, создатель юридической социологии, профессор политической социологии в Сорбонне, руководил Центром сравнительного анализа политических систем при президенте Французской Республики. В работах "Политические партии", "Социология политики: элементы политической науки", "Янус. Два лика Запада" и др. он сформулировал концепцию двуличия власти, которая выводилась из теории механической и органической солидарности. Власть изначально двулична, так как политика представляет собой борьбу между индивидами и группами за власть, в которой победители пользуются привилегиями в ущерб побежденным и одновременно обращают все ресурсы государства на построение социального порядка, выгодного им. Исходя из такого понимания власти, М. Дюверже, как и Д. Дойч, стремились к объединению функционального, интегративного подхода, к конфликтам и противоположной ему теории, к переходу от противопоставления "согласия" и "конфликта" к признанию их взаимозависимости.

И. Галтунг (род. в 1930) - норвежский социолог, основатель и первый директор Международного института исследований проблем мира - работает в области социологии конфликта, развития стран "третьего мира", международных отношений и футурологии- (наиболее известные работы Галтунга "Эссе по методологии", "Эссе в области международных исследований", "Третий мир", "Альтернатива есть! Четыре дороги к миру и безопасности"). Галтунг предложил различать проблемные ситуации и конфликты. Проблемные ситуации - это технические задачи, требующие для своего решения мастерства, а конфликты - это политические задачи, и для их решения нужна сила.

Теория «управления конфликтами».

До нынешнего времени среди специалистов-конфликтологов в России и за рубежом не сложился единый подход к базовым понятиям конфликтологии. В работах на эту тему сплошь и рядом используются, и часто в виде взаимозаменяемых, понятия «контроль над конфликтами», «урегулирование конфликтов», «предотвращение конфликтов», «ограничение конфликтов» и др. Как правило, это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с действительно глубоким интересом к проблеме, который проявили специалисты-международники еще во времена «холодной войны» (Т. Шеллинг, А. Раппопорт, Д. Зингер, Б. Рассет и др.), а, во вторых, с тем фактом, что огромное число имеющихся или бывших в прошлом международных конфликтов в силу разных причин не укладываются пока еще в единую схему управления.

Уже со времен войны в Корее (1950-1953) стало ясно, что региональные конфликты в условиях соревнования двух мировых систем могут с поразительной легкостью перерастать свои начальные рамки и выливаться в более обширные столкновения. Это уже тогда поставило в повестку дня великих держав, ответственных за поддержание международного мира, вопрос об управлении, хотя бы частичном, конфликтными ситуациями. Так были решены проблемы, если не управления, то хотя бы прекращения конфликтов в Корее (1953), Индокитае (1954), Лаосе (1962).

Но все же в условиях «холодной войны» в сфере управления конфликтами доминировал подход, сформулированный Т. Шеллингом: «мы все, в конце концов, участники конфликта, и наш интерес состоит в том, чтобы его выиграть». Поэтому очень часто под термином «управление конфликтом» подразумевалось стремление не столько держать конфликт в каких-то приемлемых рамках, сколько встроить любой конфликт - локальный, региональный, глобальный - в определенную схему взаимодействия с противоположной стороной и использовать эту схему в качестве стратегии давления на нее то ли с помощью угрозы эскалации конфликта до неприемлемых степеней (ядерный удар), то ли за счет географического перенесения противоборства в те регионы, где у другой стороны была более высокая степень уязвимости (Карибский кризис), то ли с помощью сочетания того и другого (концепция «двух с половиной войн»).

Этот подход просуществовал до того времени, когда у СССР появились надежные средства доставки ядерного оружия до американской территории и в отношениях между ядерными державами возникла ситуация взаимного гарантированного сдерживания (или, согласно другим определениям, уничтожения -ВГУ). На этом этапе (поскольку обе стороны не хотели доводить конфликт до крайней степени в силу ее неприемлемой разрушительности) концепция «управления конфликтом» претерпела очередную модификацию и стала больше ориентироваться на создание механизмов, во-первых, предотвращения несанкционированного, случайного возникновения ядерного конфликта («горячая линия» между Москвой и Вашингтоном, договоренности относительно исключения рисков технического или психологического характера), а, во-вторых, ограничения и ликвидации «дестабилизирующих» систем вооружений, которые могли бы спровоцировать какую-либо из сторон пойти на крайние меры в кризисе.

Р. Даррендорф, применяя в качестве основных критериев (переменных конфликта) различение степени насильственности и интенсивности, идет именно по этому пути. Переменная насильственности относится к формам проявления конфликта, помогает выявлять средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы отстоять свои интересы. Здесь он приводит своеобразную шкалу насильственности и «пункты» на ней (виды конфликта в зависимости от проявления насилия). На одном полюсе у Р. Даррендорфа «пункты»: война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом - беседа, дискуссия, переговоры в соответствии с правилами вежливости, с открытой аргументацией. Между этими полюсами - большое количество насильственных форм столкновения между группами - забастовка, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драка, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.п. Международные отношения послевоенного времени дают многочисленные примеры для дифференциации насильственности конфликтов: от. «духа Женевы» через «холодную войну» по поводу Берлина - до «горячей войны» в Корее. Переменную интенсивности Р. Даррендорф относит к степени участия пострадавших в конфликте.

Концепция Хантингтона о столкновении цивилизаций

В статье "Столкновение цивилизаций" (1993) С.Хантингтон отмечает, что если XX столетие являлось веком столкновения идеологий, то XXI столетие станет веком столкновения цивилизаций или религий. При этом конец холодной войны рассматривается как исторический рубеж, разделяющий старый мир, где преобладали национальные противоречия, и новый мир, характеризуемый столкновением цивилизаций.

В научном плане эта статья не выдерживает критики. В 1996 г. С.Хантингтон опубликовал книгу "Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка", которая явилась попыткой привести дополнительные факты и аргументы, подтверждающие основные положения и идеи статьи и придать им академический вид.

Основной тезис Хантингтона состоит в следующем: "В мире после холодной войны самые важные различия между народами - не идеологические, политические или экономические, а культурные". Люди начинают идентифицировать себя не с государством или нацией, а с более широким культурным образованием - цивилизацией, ибо цивилизационные различия, сложившиеся столетиями, "более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами... Религия разделяет людей сильнее, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже гражданином обеих этих стран (Франции и, скажем, Алжира - К.Г.). Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином".

Хантингтон выделяет шесть современных цивилизаций - индуисткую, исламскую, японскую, православную, китайскую (sinic) и западную. В дополнение к ним он считает возможным говорить еще о двух цивилизациях - африканской и латиноамериканской. Облик нарождающегося мира, утверждает Хантингтон, будет определяться взаимодействием и столкновением этих цивилизаций.

Хантингтоном озабочен прежде всего судьбами Запада, и главный смысл его рассуждений состоит в противопоставлении Запада всему остальному миру по формуле "the west against the rest", т.е. Запад против остального мира.

По Хантингтону господству Запада приходит конец и на мировую арену выступают незападные государства, которые отвергают западные ценности и отстаивают собственные ценности и нормы. Продолжающееся сокращение материального могущества Запада еще больше уменьшает притягательность западных ценностей.

Потеряв могущественного врага в лице Советского Союза, который служил мощным мобилизующим фактором консолидации, Запад настойчиво ищет новых врагов. По мнению Хантингтона, особую опасность для Запада представляет ислам в силу демографического взрыва, культурного возрождения и отсутствия центрового государства, вокруг которого могли бы консолидироваться все исламские страны. Фактически ислам и Запад уже находятся в состоянии войны. Вторая серьезная опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если исламская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов активных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Успехи в экономике укрепляют самоуверенность азиатских государств и их стремление влиять на судьбы мира.

Хантингтон выступает за дальнейшее сплочение, политическую, экономическую и военную интеграцию западных стран, расширение НАТО, вовлечение Латинской Америки в орбиту Запада и предотвращение дрейфа Японии в сторону Китая. Поскольку же главную опасность представляют исламская и китайская цивилизации, Западу следует поощрять гегемонию России в православном мире.

К настоящему времени в ТМО сложилась общая концепция международного конфликта и способов его преодоления субъектами конфликта и посредниками.

Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 60-х годов: «Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии:

1. осознание несовместимости;

2. возрастающая напряженность;

3. давление без применения военной силы для разрешения несовместимости;

4. военная интервенция или война для навязывания решения.

Конфликт в узком смысле относится к ситуациям, в которых стороны предпринимают действия друг против друга, т.е. к двум последним стадиям конфликта в широком смысле».

Достоинством этого определения является рассмотрение международного конфликта как процесса, который проходит определенные стадии развития. Понятие «международный конфликт» шире понятия «война», которая является частным случаем международного конфликта.

Для обозначения такой фазы в развитии международного конфликта, когда противостояние сторон сопряжено с угрозой его перерастания в вооруженную борьбу, нередко используется понятие «международный кризис». По своим масштабам кризисы могут охватывать отношения между государствами одного региона, различных регионов, крупнейшими мировыми державами (например, Карибский кризис 1962 года). При неурегулированности кризисы либо перерастают в военные действия, либо переходят в латентное состояние, которое в дальнейшем способно порождать их вновь.

В период холодной войны понятия «конфликт» и «кризис» являлись практическим инструментарием для решения военно-политических проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях, находить пути деэскалации конфликтов.

Субъекты конфликта . К ним относятся коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций. Атрибутом, основной характеристикой субъектов конфликта до последнего времени является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Иными словами, сила субъекта конфликта означает способность к принуждению (2).

Причинами международных конфликтов ученые называют:

» конкуренцию государств;

» несовпадение национальных интересов;

» территориальные притязания;

» социальную несправедливость в глобальном масштабе;

» неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

» негативное восприятие сторонами друг друга;

» личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера.

Исследователи различают положительные и отрицательные функции международных конфликтов. К числу положительных относят:

♦ предотвращение стагнации в международных отношениях;

♦ стимулирование созидательных начал в поисках выходов из сложных ситуаций;

♦ определение степени рассогласованности интересов и целей государств;

♦ предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие;

Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах;

Порождают возможность неэффективных политических решений.

Виды международных конфликтов

В научной литературе классификация конфликтов проводится по разным основаниям и их различают в зависимости:

от количества участников различают конфликты двусторонние и многосторонние ,

от географического распространения - локальные, региональные и глобальные ,

от времени протекания - краткосрочные и длительные ,

от характера используемых средств - вооруженные и невооруженные ,

от причин - территориальные, экономические, этнические, религиозные и пр.

по возможности урегулирования конфликтов - конфликты с противоположными интересами, в которых выигрыш одной стороны сопровождается проигрышем другой (конфликты с «пулевой суммой»), и конфликты, в которых существует возможность компромиссов (конфликты с «ненулевой суммой»).

Факторы и особенности международных конфликтов

В истории человечества международные конфликты, включая войны, вызывались экономическими, демографическими, геополитическими, религиозными и идеологическими факторами.

Внешне нынешняя конфликтность проистекает из прекращения конфронтации двух военно-политических блоков, каждый из которых был организован и иерархизирован сверхдержавами. Ослабление блоковой дисциплины , а затем и крах биполярности способствовали увеличению числа «горячих» точек на планете. Конфликтогенным фактором является этническое самоутверждение , более жесткое, чем прежде, самоопределение на основе категорий «мы» и «они».

Наиболее полно объяснение природы современных конфликтов, предложен С. Хантингтоном. Он считает, что истоки нынешней конфликтности в мире следует искать в соперничестве семи-восьми цивилизаций - западной, славяно-православной, конфуцианской, исламской, индуистской, японской, латиноамериканской и, возможно, африканской, отличающихся своей историей, традициями и культурно-религиозными признаками. Позицию Хантингтона во многом разделяют и некоторые отечественные ученые (С. М. Самуилов, А. И. Уткин).

Самые масштабные конфликты последних десятилетий, влияние которых выходит далеко за локальные рамки, - это конфликты, возникшие на религиозной основе. Наиболее значимые из них следующие.

Конфликты, вызванные исламским фундаментализмом , превратившимся в политическое движение и использующим религиозные догмы для установления во всем мире «исламского порядка». Многолетняя война с «неверными» ведется во всех уголках планеты с широким применением террористических методов (Алжир, Афганистан, Индонезия, Соединенные Штаты, Чечня и т. д.).

Межконфессиональные конфликты в Африке . Война в Судане, унесшая жизни 2 млн человек и вынудившая 600 тыс. стать беженцами, была вызвана прежде всего противостоянием между властью, выражавшей интересы мусульманской части населения (70%), и оппозицией, ориентированной па язычников (25%) и христиан (5%). Религиозный и этнический конфликт между христианами, мусульманами и язычниками в самой крупной стране континента - Нигерии.

Война на Святой земле , в которой главный объект спора (Иерусалим) имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта - мусульман и иудеев, но и для христиан.

Конфликт между индуистами и исламистами , возникший со времени раздела в 1947 году Индии па Индийский союз и Пакистан и таящий угрозу столкновения двух ядерных держав.

Противостояние сербов и хорватов по религиозному признаку, сыгравшее трагическую роль в судьбе Югославии.

Взаимное истребление на этнорелигиозной почве сербов и албанцев , проживающих в Косово.

Борьба за религиозную и политическую автономию Тибета , начавшаяся с присоединения к Китаю в 1951 году этой территории, бывшей тогда независимой, и приведшая к гибели 1,5 млн человек.

Внутри цивилизаций нации не склонны к воинствующему самоутверждению и, более того, стремятся к сближению па общей цивилизациоппой основе, вплоть до образования межгосударственных союзов. Внутрицивилизационная интеграция отчетливо проявилась в преобразовании Европейского сообщества в Европейский союз и расширении последнего за счет государств, имеющих общие с ним культурно-религиозные ценности; в создании Североамериканской зоны свободной торговли; в резком ужесточении ЕС въездных квот для выходцев из стран Азии, Африки и Латинской Америки с весьма категоричной мотивировкой - культурная несовместимость. Интеграционные процессы нашли выражение в образовании российско-белорусского союза, в формировании единого экономического пространства с участием России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Современные конфликты на межцивилизационной основе имеют ряд особенностей .

Первая - в ожесточенности конфликтов ввиду противостояния формировавшихся веками различных систем ценностей и образов жизни.

Вторая - в поддержке участников со стороны стоящих за ними гигантских цивилизационных зон. Практическую безграничность ресурсов цивилизации ощущают Пакистан и Индия - в споре из-за Пенджаба и Кашмира, палестинцы - па Ближнем Востоке, христиане и мусульмане - в бывшей Югославии. Поддержка исламом чеченского сепаратизма стимулирует этнополитический конфликт на Северном Кавказе.

Третья - в фактической невозможности достижения в них победы. Цивилизационная принадлежность участников столкновений, гарантирующая им солидарность глобального масштаба, стимулирует решительность, а порой и жертвенность участников борьбы.

Четвертая - цивилизационный фактор может сочетаться с национально-территориальным - геополитическим по своему существу. Так, участники сербо-мусульмано-хорватского конфликта в Югославии часто меняли союзников в зависимости от изменения ситуации: хорваты-католики вступали в союз с мусульманами против православных сербов, сербы становились союзниками мусульман против хорватов. Германия поддерживала хорватов, Великобритания и Франция симпатизировали сербам, а США - боснийцам-мусульманам.

Вовлечение в конфликт различных государств стирает грань между внутренним и международным конфликтами.

Пятая - практическая невозможность четкого определения агрессора и его жертвы. Когда происходят такие цивилизационные катаклизмы, как распад Югославии, где оказываются затронутыми ткани трех цивилизаций - славяно-православной, западной и исламской, характер суждений о причинах кризиса и о его инициаторах во многом зависит от позиций аналитика.

Конфликты внутри одной цивилизации, как правило, менее интенсивны и не имеют столь выраженной тенденции к эскалации. Принадлежность к одной цивилизации уменьшает вероятность насильственных форм конфликтного поведения.

Таким образом, окончание холодной войны явилось завершением одной взрывоопасной полосы в истории человечества и началом новых коллизий. Крушение двухполюсного мира вызвало не стремление народов воспринять ценности постиндустриального Запада, во многом обеспечившие ему нынешнее лидерство, а тягу к собственной идентичности на цивилизационной основе.

Понятие, виды и особенности межгосударственных конфликтов

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

Их субъектами выступают государства или коалиции;

В основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

Межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

Современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

Межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

Конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

Конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

Конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

Территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

Религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу.

Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. *Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70 - 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х - начале 50-х годов.

Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.

Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.

Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?

Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в силу действия таких причин, как территориальные, религиозные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, острые политические, идеологические противоречия между государствами.

Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.

В отличие от военного конфликта война является состоянием всего общества, участвующего в ней. Война оказывает более значительное воздействие на последующее развитие государств, международной обстановки.

Источники конфликтов в современном мире

Столкновения стран и народов в современном мире, как правило, происходят не только и не столько из-за приверженности идеям Иисуса Христа, пророка Мухаммеда, Конфуция или Будды, а в силу вполне прагматических факторов, связанных с обеспечением национальной безопасности, национально-государственного суверенитета, реализации национальных интересов и т.д.

Как показывает исторический опыт, особой ожесточенностью характеризуются гражданские войны. В своем исследовании войн К.Райт пришел к выводу, что из 278 войн, имевших место в период с 1480 по 1941 г., 78 (или 28%) являлись гражданскими. А в период 1800-1941 гг. одна гражданская война приходилась на три межгосударственные. По данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, из которых 151 - в странах третьего мира. За этот период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта. Общее число погибших составило от 25 до 35 млн человек.

В течение примерно последних 200 лет в качестве главных акторов международных отношений выступали государства, в особенности великие державы. Хотя некоторые из этих государств принадлежали к разным цивилизациям, это не имело особого значения для понимания международной политики. Культурные различия имели значение, но в сфере политики они воплощались главным образом в национализме. Более того, национализм, обосновывающий необходимость предоставления всем нациям права создавать собственное государство, стал важнейшим компонентом политической идеологии.

В последние десятилетия наблюдается две тенденции геополитического процесса:

С одной стороны - интернационализации, универсализации и глобализации;

С другой - фрагментации, локализации, ренационализации.

В процессе реализации первой тенденции как раз происходит размывание культурных и цивилизационных особенностей при одновременном формировании общих для большинства стран и народов земного шара экономических и политических институтов. Суть второй тенденции состоит в возрождении национальных, этнических, местнических приверженностей внутри стран, регионов, цивилизаций.

После развала СССР и завершения холодной войны между США и СССР ослабло влияние сверхдержав на третьи страны, скрытые конфликты проявились в полной мере в различного рода войнах.

По некоторым данным из 34 конфликтов в 1993 г. большинство велись за власть и территории. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем различные локальные и региональные конфликты станут наиболее вероятной формой силового решения территориальных, этнонациональных, религиозных, экономических и иных споров.

Некоторые геополитики (Я.Накасоне) не исключают новой формы противостояния Востока и Запада, а именно: между Юго-Восточной Азией, с одной стороны, и Европой вместе с США - с другой. В азиатской экономике более заметную роль играют правительства стран региона. Структура рынка этих стран ориентирована на экспорт. Здесь практикуется стратегия так называемого неомеркантилизма, суть которого состоит в ограничении импорта с помощью протекционистских мер в пользу отечественных конкурентоспособных производств и поощрении экспорта их продукции.

Быстрые технологические изменения в области производства вооружений с большой долей вероятности могут привести к гонке вооружений локального или регионального масштаба.

Растет число стран, особенно развивающихся, которые производят современные боевые самолеты, баллистические ракеты, вооружения новейших типов для сухопутных войск. Вызывают опасения факты производства многими странами химического и бактериологического оружия на заводах, маскирующихся под выпуск мирной продукции.

Агрессивная активность меньшинств, феноменальная "сила слабых" проявляется в их способности шантажировать крупные государства и международные организации, навязывать им собственные "правила игры". Растет число стран и регионов, охваченных разветвленными межнациональными преступными картелями торговцев оружием и наркотиками. В итоге наблюдается тенденция к криминализации политики и политизация преступного мира.

Распространяющийся по всему миру терроризм может принять характер заменителя новой мировой войны.Терроризм, становясь поистине глобальной проблемой, вынуждает национальные или национально-государственные властные структуры прибегать к жестким мерам, что в свою очередь выдвигает на повестку дня вопрос о расширении их прерогатив и полномочий. Все это может служить основой для постоянных конфликтов национального и субнационального характера.

Новые технологии (генная инженерия), вызывая непредвиденные, непредсказуемые и в то же время необратимые последствия, постоянно ставят под сомнение будущее человечества.

Современные технологии не только способствуют усилению процессов глобальной взаимозависимости, но и лежат в основе революций, направленных против динамических перемен, которые в наиболее очевидной форме реализовались в Иране и некоторых других странах исламского мира. Взаимозависимость бывает позитивной и негативной. Технология может быть использована как врагами, так и террористами, как сторонниками демократии, так и приверженцами диктатуры.

Дипломатия не успевает за развитием технологии. Пока разрабатывается механизм регулирования одной системы вооружений, возникает уже другая система, которая требует дальнейшего и более глубокого изучения всех деталей для создания адекватного механизма ее контролирования. Другой фактор - ядерная "асимметрия" разных стран, значительно затрудняющая достижение соглашения о контроле над стратегическими вооружениями.

В основе усиления противоречий, конфликтов между странами и народами может оказаться фактор убывающих возможностей земли . В течение всей истории человечества, от Троянской войны до операции "Буря в пустыне", природные ресурсы составляли одну из ключевых проблем международных отношений.

Поэтому при определении основных векторов общественно-исторического развития все большее значение приобретают пути и формы взаимоотношений человека с окружающей средой. Оскудение природных ресурсов влечет за собой появление множества проблем, которые не могут быть решены развитием науки и технологии. Вероятность, а возможно и неизбежность превращения этой сферы в арену будущих мировых конфликтов определяется тем, что разные народы будут по-разному воспринимать вызовы и ограничения природы, разрабатывать и искать собственные пути решения экологических проблем.

Непрекращающийся рост населения, массовые потоки беженцев могут стать важными источниками разнообразных этнических, религиозных, региональных и иных конфликтов.

В условиях дальнейшего нарастающего закрытия мира с его обострением ресурсного кризиса, т.е. истощением сырьевых запасов, усилением экологического императива, ростом численности населения, территориальная проблема не может не быть в центре мировой политики. Территория, которая всегда была главным достоянием и опорой любого государства, отнюдь не перестала играть эту роль, поскольку является основой природно-сырьевых, производственно-экономических, сельскохозяйственных, людских ресурсов и богатства страны. Именно условия завершенности или закрытости (хотя и не полной) мира, его полной поделенности, по-видимому, способствовали масштабности, ожесточенности и беспрецедентной жестокости мировых войн.

Урегулирование международных конфликтов

Подходы к урегулированию международных конфликтов

Важное место занимает проблема предотвращения, ограничения и урегулирования конфликтов. В качестве наиболее эффективных способов урегулирования конфликтов рассматриваются:

Переговорные процессы;

Посреднические процедуры;

Арбитраж;

Сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта;

Организация свободных выборов.

Увеличение числа «горячих» точек па планете ставит перед мировым сообществом

В конце прошлого века выработано несколько подходов к предотвращении и мирному урегулированию международных конфликтов.

Конфликты должны выявляться и разрешаться на возможно более ранних стадиях. Крайне важно начать урегулирование до того, как стороны окажутся втянутыми в вооруженную борьбу.

После начала вооруженных действий ход событий, как показывает практика, развивается по двум сценариям.

Первый сценарий предполагает относительно быструю победу одного из участников и поражение другого. Именно на победу рассчитывает каждая из сторон, вступая в вооруженную борьбу. Будучи не удовлетворенной исходом, побежденная сторона, собравшись с силами, может снова развязать конфликт, и тогда начинается новый виток конфликтных отношений.

Второй сценарий реализуется, когда силы сторон приблизительно равны. В этом случае конфликт приобретает характер длительного вооруженного противостояния. Он может расширяться, вовлекая в свою орбиту новых участников, среди которых нередко оказываются и те, кто пытался его урегулировать в качестве посредников. Зачастую расширяется и предмет спора. Для урегулирования длительного конфликта стороны должны прийти к выводу о бесперспективности продолжения вооруженной борьбы.

Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обеспечивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют определенные совпадающие интересы. Существуют еще и нейтральные интересы, которые могут различным образом увязываться и также приобретать значимость для сторон, стимулируя поиски путей разрешения конфликтов. На это обстоятельство еще в 60-е годы прошлого века обратил внимание один из основателей конфликтологии Т. Шеллинг, заметив, что «чистый конфликт», когда интересы сторон полностью противоположны (так называемый конфликт с нулевой суммой), представляет собой особый случай. Он может возникнуть в войне, направленной на взаимное уничтожение.

Принципы мирного урегулирования конфликтов

Одним из подходов является принцип разведения интересов сторон . Во время переговоров по мирному урегулированию проблемы в 1978 году интересы между Египтом и Израилем, казалось, были несовместимы. Однако анализ интересов сторон показал, что Израиль был заинтересован в контроле над Синаем для обеспечения своей безопасности, которая ему представлялась надежной при наличии буфера между вооруженными силами обоих государств. Египет же не мог смириться с отторжением территории, принадлежавшей ему с древности.

Разрешение конфликта оказалось возможным благодаря возврату Синая под полный суверенитет Египта и его демилитаризации, гарантировавшей безопасность Израиля.

Компромисс в урегулировании конфликта достижим на основе различения значимости объектов соперничества для участников конфликта и благодаря их взаимным уступкам.

Принцип взаимных уступок может быть реализован путем обращения сторон к независимым экспертам для выработки соответствующих предложений. В качестве таких экспертов могут привлекаться общественные деятели, ученые, международные организации. Разработка нескольких вариантов решений позволяет выбрать из них оптимальный или интегрировать различные идеи.

В определенных ситуациях противоречия между участниками конфликта могут оказаться трудноразрешимыми или вовсе не разрешимыми. В конфликте между Израилем и палестинцами просматривается тенденция его перерастания из территориального в израильско-исламистский, а в худшей перспективе - в западно-исламистский.

Во многих конфликтах обмен уступками крайне затруднен вследствие значимости объектов спора для интересов сторон и их нежелания идти на уступки. Но и в этом случае возможно снижение остроты конфликта путем временного отказа от обсуждения наиболее сложных вопросов и достижения договоренностей по остальным. В результате применения принципа «вынесения за скобки» во многих случаях достижимо частичное соглашение, позитивно влияющее на взаимоотношения сторон.

«Вынесение за скобки» вопросов внутреннего устройства страны способствовало достижению независимости Намибии от ЮАР. Выбор формы внутреннего устройства был осуществлен волеизлъявлением народа (под контролем ООН).

Для разрешения конфликтов с «ненулевой суммой» его участникам могут быть полезны принципы поведения, сформулированные в середине 80-х годов американским исследователем Р. Аксельродом применительно к отношениям между США и СССР.

Следует ориентироваться не на то, сколько в итоге получит противоположная сторона, а насколько будут удовлетворены ваши интересы.

Не следует первым выбирать конкурентное поведение. Это рискованно, так как может привести к ответным действиям и конфронтации в дальнейшем.

Целесообразно отвечать тем же самым ходом, что и партнер: на кооперативное поведение - кооперативным, на конкурентное - конкурентным, причем сразу.

Если в ситуациях с «нулевой суммой» важно сохранять в тайне свои замыслы, то в ситуациях с «ненулевой суммой», напротив, лучше показать, что вы будете отвечать тем же, что и партнер.

Поиску конкретных вариантов разрешения конфликта, как правило, должно предшествовать снижение уровня напряженности. Этой цели может служить принцип деэскалации , который состоит в выдвижении и реализации одной из сторон конфликта мирных инициатив, имеющих целью побудить противостоящую сторону последовать своему примеру.

В современной международно-правовой практике субъектами территориальных споров признаются только государства . Борьба наций за самоопределение и образование самостоятельных государств на определенной территории не рассматривается как территориальный спор. Для территориальных конфликтов характерно наличие разногласий по вопросу о границе и суверенитете над определенной территорией.

На практике большинство решений по территориальным спорам подтверждали статус-кво. Устав ООН предусматривает мирное разрешение таких споров посредством региональных организаций и органов. На европейском континенте роль регионального соглашения, регулирующего поддержание международного мира и безопасности, играет Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В этом документе провозглашен принцип нерушимости границ государств-участников. Хотя документ не содержит прямого запрещения территориальных притязаний, все подписавшие его государства выражают намерение воздерживаться от них.

Часто территориальный спор является конфликтом с «нулевой суммой», т.е. в результате его разрешения одна из сторон теряет территорию, а другая ее приобретает. Но в трех случаях конфликт не имеет «нулевой суммы».

1. В ходе конфликта население оспариваемой территории, руководствуясь принципом самоопределения наций, создает новый субъект международного права . В споре относительно какой-либо заселенной территории появляется третья сторона.

2. В результате спора достигается соглашение о совместном владении территорией . Вариантом такого случая является ситуация, когда государство-суверен не лишается данной территории, но предоставляет государству-претенденту различные льготы относительно деятельности на данной территории. Например, создание общей экономической зоны для рыболовства. Такой путь решения территориального спора, видимо, может быть применен для урегулирования проблемы Курил.

3. Исчезает сам предмет спора . Например, в 60-е годы объектом спора между СССР и Китаем был остров Даманский. В результате демаркации границы между РФ и Китаем остров Даманский стал частью китайской территории. Тем самым исчезло основание для территориальных претензий.

Важным фактором урегулирования конфликтов могут быть неофициальные контакты между противоборствующими сторонами. Они способствуют преодолению стереотипа врага и установлению доверия, являются важнейшим источником информации о позициях сторон, каналом обмена мнениями и проработки вариантов решений. Участники таких контактов могут позволить себе большую свободу суждений, чем официальные лидеры противоборствующих сторон. Это повышает вероятность нахождения нестандартных решений, устраивающих обе стороны.

Неофициальные контакты имеют двойную направленность воздействия - на население (прежде всего через СМИ) и на лидеров противоборствующих сторон. Возможности, открываемые неофициальными контактами участников конфликта, превращают их во второе направление дипломатии. В рамках «второго направления дипломатии» наибольшее распространение получили семинары-переговоры между представителями конфликтующих общин.

Принципы, методы и способы мирного урегулирования международных конфликтов зависят от их характера, условий протекания, социокультурных факторов . Конфликты могут иметь несколько вариантов решения, но оптимальным является тот, который наиболее полно отвечает интересам противоборствующих сторон.

Посредничество в поисках мирного урегулирования требует высокого уровня профессионализма, осторожности и такта.

Существенную роль в снижении уровня конфликтогенности современных международных отношений может сыграть миротворческая деятельность мирового сообщества и ее модификация - «принуждение к миру». Миротворчество включает в себя все формы действий по прекращению вооруженных конфликтов и установлению мира.

Традиционное миротворчество осуществляется с согласия конфликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта. Оно заключается в физическом разъединении сторон путем введения в зону конфликтов международных наблюдателей, создании инфраструктуры для урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение). Миротворчество предполагает оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия и медикаментов, обучением персонала, содействием в проведении выборов и референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений.

«Принуждение к миру» применимо в более сложных ситуациях, когда как минимум одна из сторон стремится продолжать конфликт военными средствами, активно противодействуя усилиям по его политическому урегулированию. Такое миротворчество носит военизированный характер и допускает подавление субъекта (субъектов) конфликта, широкомасштабное вмешательство во внутренние дела противоборствующих сторон. Если традиционное миротворчество но своей сути является посредничеством в политическом урегулировании конфликта, то «принуждение к миру» - силовая операция, направленная па прекращение вооруженных столкновений и установление мира.

Миротворческие процедуры были апробированы ООН в период войны в Корее (1950-1953), в операциях на Кипре, в Конго (Заир), на Ближнем Востоке.

С окончанием холодной войны опасения по поводу возможных неблагоприятных последствий военного вмешательства в локальные конфликты значительно уменьшились. Вместе с тем возросло стремление единственной сверхдержавы - Соединенных Штатов - к использованию во внешней политике силовых методов для распространения своего влияния на обширные регионы, установления контроля над зонами конфликтов (Балканы, Ближний Восток и др.).

Поэтому перед мировым сообществом стоит задача выработки новой технологии урегулирования и разрешения международных конфликтов, по своему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от конфликтов прошлого.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНСТИТУТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Гуманитарный факультет

Кафедра «Гуманитарных дисциплин и связей с общественностью»

Контрольная работа

на тему «Международный конфликт: типы, виды, особенности»

по дисциплине: «Современные международные отношения»

для специальности: 030602 «Связи с общественностью»

Студент (ки) Страженской К.С.

4 курса заочного отделения

Преподаватель Безверхин А.С.

НОВОКУЗНЕЦК, 2013

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Прошлое столетие насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми государствами стали возникать военные противоборства на этноконфессиоиальной и социально-экономической основе. международный конфликт катастрофа военный

После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. Эту позицию выразил в своих работах Ф.Фукуяма как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако в действительности количество локальных и региональных конфликтов резко увеличилось, они ужесточились и усложнились. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах.

1. Понятия, типы и функции конфликта в международных отношениях

Конфликт - это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Внешние конфликты:

Дипломатические споры

Территориальные притязания

Экономические противоречия

Вооруженный конфликт (в т.ч. война)

Выделяют 3 группы международных конфликтов:

1. Классический межгосударственный конфликт - война (национально-освободительная, территориальная.)

2. Территориальный конфликт - отделение - присоединение территории

3. Не территориальный конфликт - этнический, националистический, религиозно - идеологический.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства.

Исходя из этого, выделяют:

* межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

* национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

* внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

* их субъектами выступают государства или коалиции;

* в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

* межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

* современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

* межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

* конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

* конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

* конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

* территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

* религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Функции конфликта:

Позитивные:

* разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

* получение новой информации об оппоненте

* сплочение народа при противоборстве с внешним врагом

* стимулирование к изменениям и развитию

* снятие синдрома покорности у народа

* диагностика возможностей оппонентов

Негативные:

* большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

* ухудшение социально-психологического климата в стране, регионе

* представление о побежденных группах, как о врагах

* после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между группами народов

* сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

2. Особенности международных конфликтов

Современные международные конфликты характеризуются сильно возросшим значением национально-этнической составляющей. Сегодня рассуждения о современных международных конфликтах невозможны без соотнесения их с этнополитической обстановкой в мире. По данным этнологов, в мире существует до 5 тысяч этнических групп, которые потенциально готовы заявить о своих правах на самоопределение и образование государства. Большая часть этих движений протекает в латентной и ненасильственной форме.

На современном этапе внутренние международные конфликты стали основной проблемой мирового сообщества. Сегодня насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присуща вся атрибутика неурегулированных конфликтов. Это обстоятельство позволило ввести в политологический оборот термин «эра национальных революций». Ни ООН, ни другие международные организации, отдельные государства не могут похвастаться какими-то существенными успехами в предотвращении и урегулировании конфликтов. Нередко само миротворчество превращается в скрытое противоборство тех или иных государств, стремящихся использовать кризисную ситуацию для завоевания или усиления своих геополитических позиций. При таком подходе возникает вопрос о зависимости урегулирования конфликта от заинтересованности в этом остального мирового сообщества. Тем более что набирающий рост процесс глобализации превратил проблему локальных конфликтов в проблему обеспечения международной безопасности.

Анализ некоторых международных конфликтов современности показывает всю многослойность данного социального феномена. В большинстве случаев легко узнаваемая национально-религиозная окраска столкновения интересов в действительности лишь производная от первопричины.

Этнический и религиозный факторы в качестве источника конфликта используются в силу наибольшей трудноурегулированности подобных разногласий.

Наиболее применимым до настоящего времени способом разрешения конфликта являются прямые и косвенные насильственные действия. Забота о безопасности человечества и всеобщей безопасности позволяет сегодня нарушать принцип суверенитета государства, при помощи военных действий обеспечивать «порядок». То есть, в конечном счете, не способствует поиску компромисса, а устанавливает свою, политически и экономически выверенную безопасность. Стабильность мирового сообщества, как характеристика международной безопасности, в данном случае вызывает закономерный скептицизм.

Проблематикой международных конфликтов озабочены практически все международные институты и организации, поскольку региональные войны и столкновения выносятся на международную арену, вовлекая новых участников, создавая угрозу международной безопасности. Безопасность отдельно взятого государства определяется через взаимоотношения и безопасность соседних, то есть достижение безопасности в одной стране невозможно без обеспечения безопасности всей структуры мирового сообщества. Однако, как показывает практика, исходя из анализа конфликтов, распространено заблуждение, суть которого в отождествлении понятия «международная безопасность» с бесконфликтным существованием

Стремление ряда государств к созданию надежных механизмов обеспечения европейской и глобальной безопасности выразилось в образовании международных форумов: Организации Объединенных Наций, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в создании ряда региональных военно-политических организаций. Следует отметить, что образование новых источников конфликтов не сопровождается усилением инструментов для их разрешения.

Вместо этого наблюдается кризис институтов обеспечения безопасности. ООН и ОБСЕ не обладают действенными механизмами урегулирования военных кризисов в связи с отсутствием у них собственных средств оперативного силового воздействия на явления социально- политической напряженности, сопровождающиеся вооруженной борьбой.

Заключение

Следует сделать ряд выводов, характеризующих конфликты современного мироустройства. Повышение конфликтности современной мировой системы произошло в силу стирания границ внешней и внутренней политики, усиления взаимозависимости государств, расползания региональных, локальных конфликтов. Основная масса конфликтов сегодня обосновываются, легитимизируются при помощи принципа национального самоопределения. Особое значение приобрел такой феномен, как национальный экстремизм, то есть приверженность к крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированным социальным институтам, а также малым группам. В мировой конфликтологии появился такой новый термин как «этнический (или национальный) терроризм». В силу того, что конфликты нового поколения основываются на непримиримых противоречиях, как правило, религиозного толка, это конфликты типа «схватка», где консенсус невозможен. Должен быть один победитель. А потому теория урегулирования конфликтов не всегда себя оправдывает, настоящие институты и законодательство уже не в полной мере отвечают вызовам современности. Мировая конфликтология, не располагает достаточным количеством методов прогнозирования конфликтов и эффективных способов их предупреждения.

Список литературы

1. Аниупов А.Я., Шипшюв А.И. Конфликтология: Учебник для студентов вузов. М., 1999; Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М., 2000;

2. Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. - М.: Международные отношения, 1989г.

3. Гушер А.И. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм. Взаимосвязь и методы борьбы.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000

5. Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. - М., 1974г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общественная суть и особенности международного конфликта. Понятие, типы, виды, фазы и особенности межгосударственных конфликтов, проблемы их урегулирования и предотвращения внешнеполитических конфронтаций. Цивилизационно-культурологические особенности.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Исследование причин возникновения международных конфликтов и споров. Изучение основных средств дипломатического разрешения конфликтов в международном праве. Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта. Вьетнамо-Китайский конфликт.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Многополярность мира и отсутствие четких ориентиров в международных отношениях. Роль лидерства в современных международных отношениях ведущих стран мира. Проявление лидерских качеств в разрешении международных конфликтов и обеспечении безопасности.

    реферат , добавлен 29.04.2013

    Разрешение конфликтов в истории. Конфликты в мировом политическом сообществе. Способы "мирного" разрешения международных конфликтов на современном этапе. Особенности современных международных конфликтов с участием России и перспективы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2012

    Характеристика международных конфликтов, их классификация и основные стадии. Государство как основной субъект в международных конфликтах, их представление в примерах. Этнический и политические конфликты. Особенности теста Томсона о поведении в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2011

    Определение роли Организации Объединенных Наций (ООН) в урегулировании международных конфликтов. Анализ деятельности Совета Безопасности ООН как органа, ответственного за поддержание мира и безопасности и урегулированию международных конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Проблема вооруженных конфликтов в современных международных отношениях. Предыстория грузино-абхазского конфликта. Социально-политические причины, приведшие к вооруженному конфликту в Абхазии. Исторический ход событий. Участие третьих сторон в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Природа международных конфликтов. Их урегулирование традиционными и институциональными процедурами. Южные Курилы: история противоречий и роль третьей стороны в конфликте. Базовые позиции сторон и последствия возможной передачи островов Россией Японии.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Вооруженные конфликты на территории Кавказа, причины их происхождения, последствия и механизмы их урегулирования. Особенности военно-политического конфликта в Южной Осетии. Анализ публикаций в период военных действий в зоне грузино-осетинского конфликта.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Особенности международных соглашений Республики Казахстан с международными организациями. Процесс совместного нормотворчества, его специфика и основные этапы. Особые виды договоров, их типы и требования. Договорная деятельность международных организаций.

Вопрос о причинах международных конфликтов, как и любых конфликтов, только отчасти можно считать сугубо теоретическим. Конфликты рождаются в определенной среде человеческой деятельности и отражают ситуацию предельного обострения противоречий и борьбы.

Особенностью формирующейся системы международной отношений является формирование полицентричной (многополярной) международной системы. Активную роль на международной арене начинают играть страны Латинской Америки, Азиатско- Тихоокеанского региона, Африки. Несмотря на сохраняющуюся иерархичность международных отношений, неучет их роли, их интересов может заложить основы международных конфликтов.

Системными причинами современных международных конфликтов являются:

  • девальвация Вестфальской системы, основанной на принципах национального суверенитета и международного права, в конце XX в. выразившаяся в крушении колониальной системы и крушении биполярного мира;
  • появление “поствестфальских” образований - ЕС, СНГ;
  • стремление ряда государств (в том числе США, России, Китая) сохранить и укрепить Вестфальскую систему, усилив и укрепив свой суверенитет;
  • опасность ядерного терроризма;
  • появление новых акторов международных отношений (ТНК и т. д.);
  • расслоение государств, протекающее в условиях глобализации;
  • научно-техническая революция в конце XX - начале XXI вв.;
  • игнорирование и нарушение норм и принципов международного права со стороны западных стран, прежде всего США;
  • “размывание” международных режимов (Договор о нераспространении ядерного оружия);
  • рост активности транснациональных акторов.

К более конкретным причинам современных международных конфликтов можно отнести: опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; международный терроризм; неконтролируемый трафик оружия и боевиков; радикализацию общественных настроений, провоцирующую религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы; нелегальную миграцию; морское пиратство; незаконный оборот наркотиков; коррупцию; региональные и внутренние противоречия в государствах; дефицит жизненно важных ресурсов; демографические проблемы; глобальную бедность; экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы; изменение климата; угрозы информационной и продовольственной безопасности.

Существенный конфликтный фон заложен в процессах глобализации: демократизации, экономизации (создание и функционирование мирового рынка, единого экономического пространства), информатизации (единое информационное пространство, Интернет), культурной стандартизации, ценностной универсализации. Страны со слабой экономической или политической системой не всегда могут выстоять под натиском экономически и политически более развитых государств.

В целом международная среда породила два основных типа международных конфликтов :

  • - конфликты вследствие соперничества отдельных государств или их группировок;
  • - конфликты, связанные с борьбой за распределение и перераспределение ресурсов.

Стержень конфликтности в наши дни находится в области формирующейся структуры международной системы и среды. Она, как известно, состоит из трех блоков:

  • 1) высокоразвитые демократические государства, сумевшие создать процветающие общества, обладающие способностью самостоятельно решать свои проблемы;
  • 2) страны переходного типа, в принципе разделяющие идеалы и направленность движения группы высокоразвитых стран, а потому переживающие этап реформ, которые могут привести их в лагерь высокоразвитых, но пока еще остающиеся бедными и отсталыми;
  • 3) те, кто не вошел ни в одну из указанных групп и числится среди “несостоявшихся” или же “стран-изгоев”.

Скорее всего, конфликты возможны во второй и третьей группах стран в связи с нестабильностью их положения.

Российский исследователь Э. Я. Баталов выделяет следующие три сферы интересов государств, которые на нынешнем этапе способны породить конфликты: “Проблемы обеспечения сырьевыми ресурсами и в первую очередь энергоносителями; проблемы обеспечения геополитических плацдармов, гарантирующих устойчивый и относительно безопасный и дешевый доступ к этим ресурсам; проблемы обеспечения жизненного пространства для стран с быстро растущим населением” . Такая типология в принципе помогает лучше понять первоначальный мотив возникновения конфликтов, которые уже в зависимости от непосредственной исходной точки, остроты и масштабности могут затрагивать либо линии международного соперничества, либо линии борьбы за перераспределение ресурсов. При этом феномен международных конфликтов всегда имеет в качестве своеобразного “фона” разделение государств и народов на две неравновеликие группы, условно говоря - “цивилизация” и “варварство”.

Первый подход основан на теории С. Хантингтона о конфликте цивилизаций, выдвинутой им еще в 1994 г. В ней подчеркивается, что в настоящее время речь идет о конфликте христианской и мусульманской цивилизаций, при этом делается ряд оговорок и, в частности, указывается, что имеется в виду только экстремистское направление ислама.

Второй подход к объяснению конфликтов обращает внимание на разрыв между “глобальным Югом” и “глобальным Севером”, который, как отмечают сторонники прежде всего неомарксизма, сохраняется, а по ряду параметров и усиливается. “В этих условиях так называемая полупериферия, наряду с периферией, оказывается той областью, где зарождается протест. Особенно болезненно отставание от Запада воспринимается в арабском мире. Это прежде всего глубокое разочарование и фрустрация, вызванные тем, что мусульманское “сообщество избранных”, приверженцев единственно верного учения, оказалось в современном мире на обочине, переживает упадок, вынуждено бессильно смотреть, как неверные определяют судьбы человечества и правят миром. В первую очередь это относится к арабским странам. Нельзя уйти от сравнения былой славы и могущества арабов с их теперешним положением” .

Если С. Хантингтон, указывая на цивилизационный конфликт, видит противоречия в ценностях, то неомарксисты исходят прежде всего из экономического детерминизма. Важным в этих двух подходах является то, что социально-экономическое неравенство в принципе может быть уменьшено путем компромиссов, за счет перераспределения, а вот ценностный конфликт вообще исключает компромиссные решения, о чем писал, например, Ж.-М. Гу- энно. По своей природе ценностный конфликт - это конфликт с нулевой суммой. Конечно, и в социально-экономической сфере можно увидеть непримиримое противостояние, например классовых ценностей или ценностей иных социальных групп. В этом случае конфликт также становится конфликтом с нулевой суммой.

Наконец, третье объяснение сводится к гегемонистской, односторонней политике США, вызывающей недовольство и ответную реакцию в других частях мира в форме роста протестных выступлений и в целом международного терроризма.

  • Баталов Э. Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). М.: РОССПЭН, 2005. С. 50.
  • Широкий Г. Цивилизация бедных // Отечественные записки. 2003.№ 5 (14).


Читайте также: