Общественные блага: понятие, виды, примеры. Чистые частные, чистые общественные и промежуточные блага

Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое частное благо – благо, каждая единица к-ого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага. Чистое общественное благо – благо, к-ое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.

Свойства ОБ: неисключаемы (потребляют все индивиды), неконкурентны в потреблении (потребление одним человеком не снижает их доступности для других), производство ОБ обеспечивается гос-вом, объемы индивидуального потребления ОБ равны м/у собой и соответствуют совокупному предложению. Товар неконкурентен в потреблении, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень высоки издержки по отстранению отдельных индивидов от его потребления.

Виды ОБ: перегружаемые (блага, неконкурентность к-ых в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей – посещение парка; потребление может быть избирательным), исключаемые (коллективные – смешанные – блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности – кино, образование).

51. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общест­венный (суммарный) спрос на общественные блага.

Спрос на общественное благо определяется при условии, что возможно выявить предпочтения всех потребителей и все потребители готовы платить за предоставление каждой дополнительной единицы общественного блага.

Функция спроса наОБ имеет форму зав-ти получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.

Предельная выгода (MB) – полезность, получаемая индивидом от потребления дополнительной единицы ОБ, и, соответственно готовность индивида платить за данную дополнительную единицу.

Кривая спроса наОБ имеет отрицательный наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага.

При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса индивидуального, т.к. ОБ обладает свойством неконкурентности в потреблении – неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем ОБ, а не какую-то его часть. Чтобы определить суммарную предельную выгоду (MSB) данного блага, необходимо сложить предельные индивидуальные выгоды всех потребителей. Объем потребления ОБ каждым потребителем, то он будет равен объему предложенных ему ОБ.

Производство ОБ эффективно, если суммарная предельная выгода потребителей равна предельным издержкам производства (MSB=MSC) или цене, по к-ой производитель готов предложить данное кол-во ОБ.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

52. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводите­лей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.

Коллективное равновесие для общественных благ основано на положении, что потребители не скрывают сведений о своих предельных полезностях. Если такая информация не предоставляется, то возникает проблема «зайца» , т.е. субъекты вносят средств на производство общественных благ меньше, чем получают полезность от потребления этих благ. Они поступают так в расчете на то, что другие субъекты внесут достаточно средств для производства определенного объема данного блага.

Неконкурентность и неисключаемость в потреблении как основные свойства чистого общественного блага. "Квазиобщественные" блага и их виды. Теория клубов. Модель клубов Дж.Бьюкенена. Задача оптимального размера клуба. Отличия общественного блага от частного.

Спрос на чистые общественные блага и его особенности. Цены Линдаля и равновесие по Линдалю.

Модель общего экономического равновесия Эрроу-Дебре с публичным сектором. Условия равновесия в модели. Равновесие по Линдалю в модели Эрроу-Дебре.

Способы определения объема предложения чистых общественных благ. Договор о кооперации потребителей и соглашение о разделении затрат между ними. Проблема "безбилетника (фрирайдера)". Заниженный объем рыночного спроса и недостаточность ресурсов, выделяемых рынком на производство общественных благ. Необходимость государственного вмешательства в определение объема спроса на общественные блага и организацию их предложения.

"Политическое голосование" как способ выявления совокупного спроса на общественные блага. Механизм "прямой" демократии: его возможности и ограничения для определения оптимального объема производства чистого общественного блага. Счет Борда. Парадокс голосования Кондорсе. Теорема Эрроу о невозможности осуществления коллективного выбора. Модель ""медианного"" избирателя. Налог Кларка – Гровса. Механизм "представительной" демократии: его возможности и ограничения для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага. Логроллинг.

Концентрация предпочтений избирателей. Варианты распределения предпочтений. Поляризации общественного мнения.

53. Понятие общественного выбора. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономическо­го человека».

Теория общественного выбора - один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.


Похожая информация.


Общественные и частные блага.

Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Частные блага

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца. Более конкретный и подробный анализ мог бы выявить не только два полюса в наличии свойства конкурентности - 100% и 0%, - но и весь спектр промежуточных значений - от полной (или стопроцентной) конкурентности через высокую (преобладающую) конкурентность в сочетании с некоторой неконкурентностью до низкой конкурентности с соответствующей высокой неконкурентностью и, наконец, полной неконкурентности различных конкретных благ. Но в данном случае достаточно провести границу между благами с высокой и низкой конкурентностью.

К частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимся владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что воспретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже - разумеется, при прочих равных условиях - уровень подобных издержек запрета.

Таким образом, можно обобщить все свойства частных благ:

Частные блага приобретаются в индивидуальном порядке, в соответствии со вкусами и спросом конкретных потребителей (избирательное свойство).

Все частные блага представлены отдельными товарными единицами. Потребление одной единицы частного блага каким-то потребителем делает невозможным потребление для другого потребителя в отношении этой единицы блага (делимость).

Любое частное благо имеет цену. Даже самая низкая цена делает невозможным потребление для какой-то части потенциальных потребителей, т.е. цена исключает благо из потребления каких-то лиц (исключительность).

Любая цена должна окупать затраты на производство блага (окупаемость затрат).

Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё.

Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта.

Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Общественные блага

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.

Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.6

Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.

Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).

При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.

Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.

Делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Прежде всего, частным благам свойственна высокая конкурентность (избирательность) в потреблении. Это означает, что потребление таких благ одним липом не дает возможности получить выгоду от их потребления другим человеком. Если кто-то, например, носит костюм, то только он и получает удовольствие от обладания костюмом.

С другой стороны, потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостъю из потребления.

Напротив, чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

  • потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении). Это ведет к тому, что предельные затраты получения данного блага еше одним человеком равны нулю. Например, если в городе, защищенном системой ПВО, появляется еще один житель, затраты на оборону не меняются;
  • невозможно помешать потреблению блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления). Так, та же система ПВО не может защитить добросовестного налогоплательщика, одновременно не защищая и того, кто налогов не апатит

На деле не всякое общественное благо обладает всеми свойствами чистого общественного блага. В качестве примера можно привести кабельное телевидение. Оно отличается высокой степенью не избирательности в потреблении, поскольку подключение еще одного зрителя не уменьшает полезности программы для всех остальных. Но для него свойственна исключаемость из потребления: нельзя смотреть программы, не заплатив за них.

Перегружаемое общественное благо - это благо, полезность которою для уже существующих потребителей уменьшается с появлением новых потребителей. Последнее ведет к тому, что затраты предоставления данного блага еще одному потребителю, начиная с некоторого числа потребителей, не равны нулю (рис. 1).

Рис. 1. Чистое общественное благо и перегружаемое благо

Возьмем для примера образовательные услуги. Если лекции слушает хотя бы один человек, приходится нести затраты по оплате труда преподавателей, аренде помещения и т.д. Однако появление в аудитории второго, третьего и т.д. слушателя ничуть не увеличивает эти затраты, т.е. предельные затраты по образованию дополнительных слушателей равны нулю. Так будет продолжаться до тех пор, пока аудитория не будет заполнена полностью. После этого появление N-гo студента потребует расширения аудитории, оплаты новых преподавателей и т.д. Следовательно, предельные затраты по образованию этого дополнительного человека уже не равны нулю. Таким образом, обучение — перегружаемое общественное благо.

Производство чистого общественного блага порождает положительный внешний эффект. Если кто-то оплачивает такое благо, выгоду получает не только он, но и все остальные. Отсюда - проблема фрирайдера (зайца). Фрирайдер пытается преуменьшить полезность общественного блага для себя, соответственно и заплатить за него поменьше. Он рассчитывает, что заплатят другие, а пользоваться общественным благом он будет наравне со всеми. В результате уровень производства общественных благ в отсутствие государственного вмешательства обычно оказывается ниже эффективного уровня.

Покажем это. Отличительной чертой общественного блага является то, что отдельный потребитель не может произвольно изменять его количество, но вынужден потреблять это благо целиком вместе со всеми. Так, все жители города располагают одним и тем же числом мусороуборочных машин. Поэтому предельная социальная выгода от использования данного количества общественного блага определяется путем сложения предельных частных выгод всех потребителей: MSB = MB 1 , + МВ 2 + ... + МВ n .

На графике кривая предельной социальной выгоды (MSB) получается посредством вертикального суммирования кривых предельной частной выгоды (MB) (рис. 2).

Общественно-эффективный выпуск блага (q*) как всегда определяется пересечением кривых предельной социальной выгоды и предельных социальных затрат.

Рис. 2. Общий спрос на общественное благо и его эффективный выпуск

Предположим, что приобретение общественного блага финансируется путем добровольных взносов. Фрирайдеры, как отмечалось, пытаются внести меньшие суммы в сравнении с их частной выгодой от обладания общественным благом. В результате кривая общественного спроса на благо (D Σ) пройдет ниже кривой MSB, а значит фактический выпуск блага (q") будет меньше эффективного.

В связи с этим функции заказчика и распределителя многих общественных благ от липа всего общества берет на себя государство. В отсутствие государства у нас не было бы ни танков, ни самолетов, ни ракет. Вместо этого каждый с автоматом (частное благо) защищал бы собственную квартиру! Вышесказанное не означает, однако, что государство во всех случаях идеально выполняет свои функции.

Предложение общественных благ. Общественный выбор

Предложение общественных благ осуществляется через политические институты. В демократической системе избиратели большинством голосов решают, сколько единиц того или иного общественного блага следует иметь.

Предположим, решается вопрос о численности городской милиции. Известно, что предельные затраты на одного милиционера постоянны и составляют 500 ден. ед. Голосуют пять избирателей. Финансирование милиции осуществляется за счет налогов. Для этого с каждого избирателя придется собрать 100 ден. ед. налога (t ) за каждого милиционера. Имеются данные о предельной выгоде от услуг милиционеров для каждого избирателя.

Изобразим на рисунке функции предельных выгод всех отдельных избирателей, а также функцию предельных общественных выгод от услуг милиции. Поскольку предельные затраты на содержание каждого милиционера постоянны, функция предложения услуг милиции — горизонтальная линия (рис. 3).

Рис. 3. Определение количества общественного блага путем голосования

За то, чтобы иметь одного милиционера, проголосуют все. С этим согласится даже Сидор, для которого выгода от первого милиционера (100 ден. ед.) равна сумме налога на его содержание. Сидор будет, однако, против приглашения второго милиционера, поскольку его предельная выгода от этого (80 ден. ед.) окажется меньше налога (100 ден. ед.). Тем не менее остальные четверо избирателей проголосуют «за», и предложение пройдет. Это невыгодно для Сидора, так как ему придется подчиниться большинству и заплатить за второго милиционера, хотя он этого и не хочет. Рассуждая аналогичным образом, приходим к выводу, что за третьего милиционера проголосуют трое избирателей, а двое (Сидор и Трифон) будут против. Предложение проходит по правилу большинства. Однако от услуг четвертого или тем более пятого милиционера общество откажется, ибо большинство избирателей проголосует против.

Итак, голосование по правилу большинства обеспечивает эффективное количество общественного блага, так как при наличии трех милиционеров равенство предельной социальной выгоды предельным социальным издержкам (MSB = MSC) соблюдено. Но при этом только Кузьма получил ровно такое число милиционеров, которое хотел (МВ 3 = t). Напротив, Сидор и Трифон предпочли бы иметь меньшее, а Федот и Фекла — большее число милиционеров по сравнению с тем, что они получили по большинству голосов. Голосование отражает, следовательно, позицию среднего избирателя, отбрасывая крайности.

При принятии решения большинством голосов возможна ситуация, когда общество не сможет определить свои предпочтения. Это бывает, если предпочтения отдельных людей транзитивны, а общества в целом — нет. Тогда возникает «парадокс голосования».

Общественные блага

Андрей ставит на первое место школу, на второе — парк, на третье — кафе. У Бориса и Виктора свои предпочтения, а выбрать надо что-то одно.

Попробуем организовать голосование иначе. Выбираем между школой и парком. Школа получает два голоса (Андрея и Виктора), парк — один. Школа оказалась лучше парка. Выбираем между школой и кафе. Кафе получает голоса Бориса и Виктора, а школа — только голос Андрея. Кафе оказалось лучше школы. Выбираем между парком и кафе и видим, что парк лучше кафе. Круг замкнулся, и окончательное решение не может быть принято.

Если интересы ряда субъектов совпадают, они могут объединиться в группу. Деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы, называется лоббизмом. В парламенте России действуют военно-промышленное, сырьевое, аграрное и другие лобби.

Группа лоббистов, действуя сплоченно, может добиться выгодных для меньшинства решений, если ее противники разобщены, а выгода каждого из них меньше затрат, необходимых для отстаивания своих позиций.

Вероятность решений в интересах меньшинства повышается, когда разные группы с особыми интересами объединяются на основе взаимной поддержки или логроллинга: одна группа голосует за решение, выгодное другой группе, а та, в свою очередь, поддерживает другое решение в интересах первой группы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику еще не гарантирует преодоления недостатков рыночной деятельности и эффективною размещения ресурсов. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако и государственная деятельность может служить источником экономической неэффективности. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности частными либо государственными институтами, следует сопоставлять достоинства и недостатки рыночного и государственного механизмов.

Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе. В отличие от производства частных благ, которые удовлетворяют частные потребности, производство общественных благ - это реализация общественных интересов разных уровней.

Чистое общественное благо обладает следующими свойствами:

    неделимость (несоперничество) - предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество получателей блага без изменения стоимости и качества блага;

    неисключаемость - потребитель не может быть исключен из числа получателей общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);

    невозможность не потреблять - если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять;

Таким образом, общественные товар или услуга, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом . Примерами чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом. Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги.

Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ. Неисключаемость потребителей при пользовании общественным благом приводит к возникновению проблемы «безбилетника». Она связана с тем, что индивид, максимизируя свою функцию полезности, стремится снизить свои затраты на производство общественного блага. Он понимает, что сможет воспользоваться благом, даже если переложит затраты на его производство на других потребителей. Если таким образом действует все общество, то благо не будет произведено вообще. Решение проблемы «безбилетника» заключается в том, чтобы государство, используя свои бюджетные ресурсы и силу принуждения, взяло на себя обязанности участвовать в предоставлении общественных благ, которые должны быть произведены.

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. К этой категории относится большинство производимых общественных товаров и услуг (например, услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и отдыха).

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. С одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, заведомо отсутствует возможность заменить издержки принуждения, даже если они очень велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу для “безбилетников”.

Смешанные общественные блага весьма разнообразны, поэтому их условно разделяют на группы: перегружаемые смешанные общественные блага и исключаемые смешанные общественные блага.

Смешанные общественные блага - это частные блага, предоставляемые органами публичной власти. Государство берет на себя обязанность участвовать в предоставлении этих благ, поскольку рыночные производители по той или иной причине относят их к недостаточно прибыльному бизнесу, и без участия государства объем их производства будет явно недостаточным.

Одна из главных особенностей смешанных общественных благ - значительные внешние эффекты, т. е. они приносят пользу не только тому индивиду, который непосредственно потребляет данное благо, но и более широкой совокупности людей. Потребление общественных благ может осуществляться совместно (например, театр, библиотека, автомобильная дорога) или индивидуально (например, продукты питания, одежда, общественный транспорт).

Перегружаемое общественное благо − это такое благо, которое является неконкурентным при небольшом числе лиц, пользующихся им, но, как только интенсивность его использования возрастает выше некоторого предела, при включении в число его пользователей дополнительного лица возникает «перегрузка», то есть выгоды от использования этого блага у всех снижаются. Например, автомобильные дороги характеризуются этим свойством. Кстати, дорога вне города часто требует менее высоких издержек исключения, чем городская трасса. Поэтому городское дорожное движение часто относят к благам перегружаемым, но не исключаемым (и поэтому движение по ним не описывается моделью клуба).

Другими примерами могут послужить спортивный клуб, организованный жителями, бассейн. Незначительная модификация модели клуба позволяет удовлетворительно описать оптимальное производство локальных общественных благ. Перегружаемое общественное благо до определенного уров­ня обладает свойствами и чертами чистого общественного бла­га, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пре­делами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. Иногда с помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулиру­ются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рацио­нальное использование материально-технической базы произ­водства такого рода общественных благ, а также поддержива­ется их высокое качество.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть исключаемым (клубным) общественным благом. Здесь принцип исключае­мости применяется не к отдельному человеку, а к группе лю­дей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен условными требованиями или размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), самоуправляемые общественные органи­зации, телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход. Здесь объектом неисключаемости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.

Если чистые общественные блага предоставляются бесплатно (оплатой служат налоги и отсутствует непосредственная связь между оплатой и предоставлением блага), то применительно к смешанным благам со значительными внешними эффектами граница между бюджетными и платными услугами гораздо более подвижна (например, высшее образование может быть как платной, так и бесплатной услугой).

Различия между двумя типами общественных благ проявляются и в том, что бюджетные услуги, относящиеся к смешанным общественным благам, могут измеряться в расчете на одного пользователя, тогда как бюджетные услуги, являющиеся чистыми общественными благами, измерить подобным образом невозможно.В то же время экономически целесообразно, чтобы смешанные блага, которые не имеют значительных внешних эффектов и потребляются локально, полностью оплачивались их потребителями.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. С одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, заведомо отсутствует возможность заменить издержки принуждения, даже если они очень велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу для “безбилетников”. С другой стороны, практически беспредельное несоперничество не позволяет ни полностью свести общественное благо к “пучку” частных благ, ни сфокусировать коллективные действия в границах компактных устойчивых групп.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

Общественные блага-блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения. Примером общественного блага служит система национальной обороны, т.к. касается всех и каждого в равной степени. Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое общественное благо-благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо-благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага могут эффективно распределять рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Целый ряд благ не является ни чисто частным, ни чисто общественным. Например, услуги полиции, с одной стороны представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу. Чистые общественные блага имеют две основные особенности: 1) чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. 2) потребление чистых общественных благ не обладает свойством исключительности в потреблении. Это значит, что потребитель нежелающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

55 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный наклон.

Кривая спроса на чистое общественное благо.

D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных частных полезностей.

Кривая спроса на частное благо.

Qd=∑q i , где i =1…n

То есть мы можем сказать, что для чистого частного блага совокупный Объём спроса при каждой возможной величине цены равен сумме индивидуальных объёмов спроса.

Кривая спроса на частное благо получается посредством сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

56. Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.

Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность)

У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев» .Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».



Читайте также: