От кого родила адель фуше. Любовный роман длиною в пол века: почему Виктор Гюго считал «истинной женой» куртизанку Жюльетту Друэ, а не мать своих пятерых детей Адель Фуше? Виктор Гюго - биография личной жизни

Прославленный поэт, гениальный писатель и великий любовник — таким вошёл в историю Виктор Гюго . АиФ.ru вспоминает, какой была жизнь одного из самых читаемых в мире французских авторов.

Творчество

На Гюго оказала влияние фигура популярного французского писателя Франсуа Шатобриана . Уже в 14 лет честолюбивый юноша заявил: «Я буду Шатобрианом или никем», — но он оказался одним из немногих, кому удалось превзойти своего кумира. Когда у знаменитого критика Андре Жида спросили, кто является лучшим французским поэтом, тот ответил: «Увы, Виктор Гюго».

Виктор Гюго в молодости. Источник: Public Domain

Несмотря на то, что некоторые произведения Гюго вызывали у критиков непонимание или жаркие споры, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. Уже в 15 лет он добился первых литературных успехов, а в 29 написал одну из своих самых знаменитых книг — «Собор Парижской Богоматери».

Первый исторический роман на французском языке сразу получил признание широкой публики. Примечательно, что книга принесла мировую известность не только своему молодому автору, но и главному герою — готическому собору.

В первой половине XIX века Собор Парижской Богоматери планировали снести, так как считали его слишком старомодным. Гюго, который любил бывать в готическом соборе, всерьёз обеспокоился его судьбой и решил увековечить архитектурный памятник в своём новом произведении. Как и рассчитывал автор, после выхода книги о сносе собора не могло быть и речи — в столицу Франции стали съезжаться туристы, чтобы увидеть достопримечательность своими глазами.

Литературная карьера Гюго всегда шла в гору — регулярно из-под его пера выходили новые шедевры, и уже в 1841 году он был избран во Французскую академию. Казалось, талантливому автору всё даётся легко, но это было не так. К примеру, над своим знаменитым романом «Отверженные» Гюго работал почти 20 лет. Иногда, чтобы ничто не отвлекало его от написания книги, он закрывался в комнате, снимая с себя всю одежду (литератор приказывал слугам возвращать её лишь после того, как напишет хотя бы несколько страниц).

Принято считать, что Гюго возродил французский язык: в своих произведениях он говорил с народом языком народа, употреблял разговорное просторечие и богатые метафоры. Сегодня его называют «солнцем французской поэзии», да и сам он не страдал от скромности: «Есть только один классик в нашем столетии, единственный, вы понимаете? Это я. Я знаю французский язык лучше всех... Меня обвиняют в том, что я горд; да, это правда, моя гордость — это моя сила», — говорил Гюго.

Адель Фуше. Источник: Public Domain

Любовь

Вся Франция говорила не только о выдающихся литературных способностях Гюго, но и о его слабости к женскому полу. О похождениях знаменитого писателя слагали целые легенды. Однако бессовестным ловеласом француз слыл не всегда: в юности он был убеждён, что супруги должны блюсти целомудрие до брака, чтобы «позднее вкусить радости любви полной чашей».

Свою первую взаимную любовь — Адель Фуше — писатель добивался несколько лет, ей же он посвятил первый сборник стихов: «Моей любимой Адели, ангелу, в котором вся моя слава и всё мое счастье» (не случайно «счастье» Гюго поставил на второе место, слава и признание для «солнца французской поэзии» были превыше всего).

В браке у Гюго и Адель родилось пятеро детей, но с годами знаменитый супруг стал чаще заглядываться на молодых девушек. А конец благополучной семейной жизни положила встреча писателя с актрисой Жюльеттой Друэ , которая в свои 26 лет слыла искушённой куртизанкой. Судя по воспоминаниям Гюго, внезапная любовь к ветреной актрисе превратила его из застенчивого юноши в уверенного самодостаточного мужчину. С этих пор новые произведения прославленный писатель посвящал не матери своих детей, а Жюльетте — «моему ангелу, у которого растут крылья».

Ветреная девушка тоже оказалась без ума от Гюго, ради него она покинула сцену и отказалась от многочисленных поклонников. Он же превратился в настоящего тирана: запрещал любовнице выходить из дома, а сам продолжал менять женщин, как перчатки.

Роман писателя и экс-актрисы продолжался пять десятков лет — до самой смерти Жюльетты. Гюго очень тяжело переживал потерю возлюбленной, а незадолго до её кончины преподнёс свою фотографию с надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков». Но не смотря на глубокие чувства к Жюльетте, до конца своих дней знаменитый француз оставался неисправимым ловеласом. На последних страницах записной книжки Гюго было отмечено восемь любовных свиданий — последнее из них произошло всего за несколько недель до его смерти.

Слава

Всю жизнь Гюго старался быть в центре внимания. Даже когда писателю было под 80 лет, он продолжал посещать многочисленные мероприятия, предназначенные для молодых людей.

Последние годы жизни Гюго провел в Париже. Забавно, но ещё до смерти писателя улица, на которой он жил, была переименована в его честь. Поэтому, когда знаменитый литератор оставлял кому-либо свой почтовый адрес, всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже». Но и этого «солнцу французской поэзии» было мало: говорят, он хотел, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго.

Тщеславие и погубило писателя. Он умер в возрасте 83 лет, но если бы не воспаление лёгких, полученное по глупости, мог бы прожить ещё дольше.

Похороны Виктора Гюго. Фото: www.globallookpress.com

Заболевание развилось у француза после парада, который устраивали в его честь. В тот день врачи рекомендовали Гюго соблюдать постельный режим, но он, конечно же, не хотел пропускать масштабное действо в свою честь и приветствовал поклонников из распахнутого окна. На следующий день прославленный автор слёг с простудой, которая переросла в пневмонию.

«Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго», — написал знаменитый француз в своём завещании. Однако гроб с его прахом провожали в последний путь около миллиона человек, а церемония похорон проходила в течение 10 дней — никто из его современников не удостаивался такой же чести.

Адель Гюго, чьё имя психиатры увековечили, назвав в честь неё синдром любовного помешательства, родилась в 1830 году, в Париже, в семье известного французского писателя Виктора Гюго и его жены Адель Фуше. Она была пятым, младшим ребёнком в семье, сообщает «Умный журнал «.

Получив хорошее образование, имея талант игры на пианино и незаурядную, очаровательную внешность, Адель не страдала от недостатка внимания со стороны сильного пола. Однако, её это не интересовало, сердце девушки принадлежало лишь одному мужчине до конца её дней. Казалось бы, любовь способна вскружить голову любому и все влюблённые немного безумны, но в случае с Адель, это безумие куда более серьёзно сказалось на её жизни.

Первые признаки помутнения рассудка родные девушки заметили за ней после трагической гибели её старшей сестры Леопольдины в 1843 году. Адель тяжело переживала эту утрату.

Когда Адель было «слегка за 30», она встретила молодого красавца-офицера из Англии, Альберта Пинсона. Юноша покорил сердце девушки с первого взгляда, и она уже никогда не могла смотреть ни на кого другого.

Они были едва знакомы, но Адель твёрдо была убеждена, Пинсон – это её вторая половинка, предназначенная ей судьбой. Сам же офицер не разделял привязанности девушки и всячески её избегал, считая чересчур назойливой особой.

Но настойчивость Адель лишь возрастала и, когда Пинсона сослали на службу в Канаду, она не могла пережить разлуки и продала все драгоценности своей матери, чтобы оплатить путешествие и отправиться за любимым.

Девушка жила в гостинице в напрасном ожидании, что Альберт придёт к ней на свидание. Она беспрестанно писала ему письма, на которые не было ответа. Пинсон какое-то время извлекал выгоду из такого помешательства девушки: она оплачивала ему карточные долги и даже нанимала проституток, единственных особ женского пола, к которым Адель не ревновала дамского угодника.

Всех вокруг, в том числе и своих родителей, девушка уверяла, что они с Альбертом были помолвлены, плела околесицы о том, что была беременна и у них родился мёртвый ребёнок. В россказни девушки мало кто верил, однако, когда Адель в письме брату сообщила о свадьбе, родители всё же рассказали местной газете об этом событии. Тогда она вынуждена была сознаться, что поторопилась с радостной новостью и свадьба находится лишь в планах девушки. Адель донимала Альберта уговорами и даже нанимала гипнотизёра, чтобы тот внушил юноше мысль о свадьбе.

Влюблённая была слепа к презренному отношению Пинсона к ней: её не смущали ни насмешки его, ни грубость. Альберту к тому времени уже порядком надоели ухаживания девушки и даже её финансовое обеспечение не покрывало тех неудобств, которые причиняли её сумасбродства.

Адель жила в мире своих фантазий, центр которого был Альбер и их выдуманная любовь. Но вскоре девушка столкнулась с новой неприятностью: Пинсон предложил руку и сердце дочери местного судьи. Дочь писателя была до крайности возмущена, она рассказала судье о том, что Альберт уже состоит в браке с ней и тем самым расторгла эту помолвку. Но Пинсон впоследствии всё же женился, несмотря на все попытки Адель расстроить его личную жизнь. Юноше стало жаль девушку, он всеми силами пытался освободиться от её внимания и убедить оставить его и жить дальше. Ничего не вышло.

Адель следовала за предметом своего обожания по всему миру. Тем временем её психическое состояния только ухудшалось. Теперь уже все вокруг поняли, что девушка была серьёзно больна. Она ходила в неопрятном виде по улице, совершенно не обращая ни на кого внимания, что-то тихо бормотала и наказывала всем называть её «мадам Пинсон». Местная ребятня не стеснялась бросаться в Адель камнями, она ни на что не реагировала, но всё же ей пришлось из-за этого появляться на улице преимущественно ночью, что послужило для детей поводом сочинять про неё страшные истории.

В 1872 году Адель вернул в родной дом некий неравнодушный человек, обнаруживший её скитавшейся по улицам Барбадоса, и передал её в руки обеспокоенному отцу, единственному оставшемуся в живых родственнику девушки. Виктор Гюго был поражён измождённым видом дочери, которая больше походила на безумную нищенку. В ней с трудом можно было узнать ту Адель, которую он помнил.

Остаток жизни, вплоть до 1915 года, девушка провела в лечебнице для душевно больных в Сен-Манде, куда её поместил отец. Как говорили медсёстры, Адель и в предсмертном бреду бормотала имя Альберта, а в её комнате обнаружили сотню писем любимому.

Сегодня специалисты уверяют, что девушку можно было спасти, если бы ей оказали вовремя квалифицированную помощь. К счастью, в наше время есть множество способов помочь таким людям и синдром безумной, безответной любви, названный в честь Адель, не приведёт к столь трагичному исходу.

Адель Фуше

Весьма активная рогоносица

Заниматься любовью с собственной женой – это то же самое, что стрелять в неподвижных уток.

Гручо Маркс

Аде? ль Фуше? (1803–1868) – дочь соседей французского писателя Виктора Гюго, на которой он женился.

Пабло Чакон в «Личных конфликтах знаменитых людей» рассказывает историю Адель, жены писателя Виктора Гюго, описывая ее как смесь псевдомазохизма, нежности, пособничества и истерии. С самого начала она была подавлена сексуальным напором романиста, который в первую брачную ночь обладал ею до восьми раз, и в конце концов решила принимать его без сопротивления, таким, какой он есть, и помогать ему вести переписку с его любовницами. Дело не только в том, что она следила за тем, чтобы он пунктуально отвечал им всем, а ее оставил в покое, она при этом была счастлива, что это поддерживало хорошее сексуальное здоровье ее мужа, которого она считала одним из самых значительных людей в мире.

Это была настоящая женщина своего времени, которая сумела до последнего момента сопровождать своего эгоистичного и сладострастного мужа. Более того, она сама, ощущая приближение конца, озаботилась тем, чтобы подыскать себе заместительницу, и вежливо попросила эту любовницу мужа, чтобы та пришла ей на смену и взяла на себя заботу о нем.

Любовная связь писателя Виктора Гюго и актрисы Жюльетты Друэ продлилась пятьдесят лет. Иногда — очень редко — до полувекового юбилея можно дожить в счастливом браке. Но почти невозможно любить полвека без надежды соединить судьбы, любить с неутихающей страстью, превозмогая отчаяние и ревность.

Они познакомились в конце 1832 года. Гюго достиг тридцатилетия, он был популярным поэтом и драматургом. Мадемуазель Друэ тогда было двадцать шесть лет, она прославилась своей красотой и была вполне успешной актрисой.

Пьесу Виктора «Лукреция Борджиа» ставили на сцене театра Порт-Сен-Мартен, в труппе которого состояла Жюльетта. Ей досталась до обидного крохотная роль принцессы Негрони: всего один выход, лишь несколько реплик.

Но актриса сказала драматургу, что «В пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает».

Гюго счел это остроумным, с интересом посмотрел на молодую женщину, она ответила ему прямым смелым взглядом. И. как это часто случается в романах и почти никогда в жизни, — между ними вспыхнула первая искра чувства.

Виктор-Мари Гюго ко времени знакомства с Жюльеттой был женат на Адели Фуше, с которой был знаком с девяти лет. Вернее, почти женат, в чем невольно повторил судьбу своего отца, Жозефа Гюго, капитана революционной армии.

Брак между этим веселым, благодушным и легкомысленным офицером и серьезной, образованной, волевой мадемуазель Софи Требюше удивил всех их знакомых и очень быстро стал несчастливым — слишком уж различны были супруги по происхождению, характеру и привычкам.

Софи разочаровалась в муже вскоре после того, как родила первого сына, Абеля, влюбилась в другого мужчину — в изысканного, спокойного и во всём ей подходящего полковника Лагори, когда ждала второго сына, Эжена.

И все же расстаться с мужем не сумела, поэтому 26 февраля 1802 года на свет появился третий и последний сын: Виктор-Мари Гюго. Встречи родителей становились все более редкими. Жозеф Гюго, сделавший блестящую карьеру в наполеоновской армии, стал генералом, прошел через Италию и Испанию, где завел ceбе «походную жену», авантюристку, именуемую «графиней де Салькано».

Софи Гюго во Франции ответила на чувства Лагори: его обвиняли в участии в заговоре против Наполеона, ему приходилось скрываться, и это придавало ему очарование в глазах романтически настроенной женщины. Скрывался Лагори, которого в 1812 году все-таки арестовали и вскоре казнили, большей частью в Париже, в доме Гюго на улице Фельянтинок.

Сыновья его возлюбленной видели в нем отца. Особенно выделял Лагори Виктора, живого, решительного и умного. Лагори дарил мальчику книги с роскошными иллюстрациями и способствовал тому, чтобы Виктор как можно раньше начал учиться. Он восхищался первыми стихотворными опусами Виктора, предсказывая ему блестящее литературное будущее. Когда Виктору исполнилось пятнадцать, его стихи были отмечены на конкурсе Французской Академии.

В семнадцать лет он получил две премии на конкурсе молодых поэтов, успешно издавал журнал «Литературный консерватор», в котором печатал свои произведения под разными псевдонимами.

Одна из его статей, «Ода на смерть герцога Беррийского», заслужила одобрение Людовика XVIII, но это молодого автора а взволновало куда меньше, чем объяснение в любви с Адель. В детские годы Виктор не питал никакого интереса к соседской девочке, которая была на год его младше. Лишь в семнадцать лет юноша вдруг разглядел красоту девушки, влюбился, признался получил ответное признание…

Но все его мечты оборвал суровый запрет матери: гордая аристократка, свободолюбивая вольтерьянка не желала даже слышать о браке между сыном и девушкой из семьи буржуазной, полумещанской и не в меру религиозной. Виктор не мог ослушаться мать, но продолжал любить Адель, писал ей бесчисленные письма, ходил по улицам следом за ней, ревновал к прохожим, которые осмеливались излишне откровенно ею любоваться.

Виктор боготворил целомудрие своей избранницы. Он был юношей здоровым и очень страстным. Но свою страстность, то плотское вожделение, которое он испытывал к Адели — и к женщинам вообще, — Виктор считал проявлением низменным. Он всю жизнь будет чтить целомудрие и бороться с похотью. Сам он борьбу проиграет, но всех своих выдающихся героев сделает непорочными. И чистоты будет требовать от всех женщин, которых полюбит…

В 1821 году Софи Гюго скоропостижно скончалась от воспаления легких. Виктор отчаянно горевал, но — у него появилась возможность возобновить ухаживания за Аделью Фуше.

С отцом, который едва овдовев, женился на своей давней возлюбленной «графине де Салькано», ни он, ни братья отношений не поддерживали: отказались от его помощи и какое-то время пытались выживать самостоятельно, то есть — практически в нищете. Разумеется бедность была препятствием и для брака с Адель Фуше, но девушка дала Виктор клятву верности, и в письмах они называли друг друга «мужем и женой».

С отцом Виктор в конце концов примирился и даже полюбил его, даже с мачехой установились хорошие отношения.

Признанный сын генерала Гюго сразу стал желанным зятем для семьи Фуше, а тут еще сборник стихов принес юноше ощутимую прибыль, а король Людовик XVIII решил поддержать Гюго и определил ему содержание 1000 франков в год. 12 октября 1822 года Виктор и Адель обвенчались.

Увы, их бракосочетание сопровождалось вторым после смерти матери серьезным несчастьем в жизни Виктора: его брат Эжен, неудачливый поэт, завидовавший успехам младшего и так же влюбленный в Адель Фуше, от переживаний сошел с ума.

Виктор же получил сильнейший комплекс вины, и с тех пор в его драмах то и дело появлялись братья-соперники и братья-предатели. Виктор одновременно стремился к славе, наслаждался ее плодами и переживал из-за того, что ему казалось — он похитил у Эжена его часть удачи.

Ведь мало у кого из писателей была такая счастливая литературная судьба, как у Виктора Гюго. Как поэт, он пользовался популярностью, его роман «Собор Парижской Богоматери» принес славу, его пьесы в театре шли с неизменным успехом.

Виктор считал свое супружество с Аделью идеальным, он обожал жену и, несмотря на молодость, стал нежным и заботливым отцом. Госпожа Гюго в первые десять лет брака все время или носила во чреве ребенка или кормила очередного новорожденного, и порядком утомилась от материнского бремени.

У нее не хватало сил отвечать на пылкость своего мужа, супружеские обязанности превратились для нее в тяжелую повинность.

Кончилось все тем, что она влюбилась в друга Гюго, поэта и критика Сент-Бева, который из-за физического изъяна не мог претендовать на телесную близость с ней, зато завладел ее сердцем, культивируя «возвышенную любовь».

Для Гюго это было равносильно измене. Его отвергли и предали те, кого он считал самыми близкими: жена и друг. Именно в этот тяжелый для себя период Виктор Гюго познакомился с Жюльеттой Друэ.

Жюльетта родилась в 1806 году, в Фужере. Ее мать умерла рано, Жюльетта не помнила ее, да и отца тоже: Жюльен Говэн, портной по профессии, ушел в банду контрреволюционеров-шуанов. Жюльетта воспитывалась в пансионе при монастыре бенедиктинок и, будучи натурой впечатлительной, так прониклась красотой «католических обрядов и целомудренного самопожертвования, что едва не стала монахиней.

Отговорил ее, как ни удивительно, архиепископ парижский монсеньер де Ладана: он исповедовал девиц, желавших дать монашеский обет, и счел, что Жюльетта не подходит для монастыря. Архиепископ оказался прав: прямо из монастырских стен эта красавица с изумительной фигурой попала в мастерскую скульптора Жан-Жака Прадье.

Она позировала ему обнаженной для нескольких статуй. Он стал ее первым любовником и отцом ее единственной дочери Клер. Прадье не признал дочь и не собирался жениться на Жюльетте, но претендовал на роль друга и советчика в житейских делах. Прадье убедил девушку сменить отцовскую фамилию на материнскую, более изящную и звучную.

Следуя его наставлениям, Жюльетта стала актрисой и известной куртизанкой. Она сделала блестящую карьеру в обеих сферах: в театре получала все более заметные роли, а на содержание ее брали все более богатые и знатные люди.

Андре Моруа в книге «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» перечислил тех ее любовников, чьи имена сохранила история.

При этом Жюльетта была достаточно романтична, чтобы желать возвышенной любви. Он утверждала, что мечтает стать «страстно любящей подругой честного человека».

Альфонсу Карру она писала: «Гордость не позволяет мне лгать: я вас оставлю, брошу вас, покину и землю и даже жизнь, если найду человека, чья душа будет ласкать мою душу также, как вы любите ласкать мое тело…»

Она нашла своего героя 17 февраля 1833 года. Первая же ночь стала для целомудренного Виктора Гюго ночью откровений. Он не только заполучил женщину, в которую был влюблен, редкостную красавицу

«с глазами ясными и сверкающими, как алмазы, с чистым, светлым челом… ее шея, плечи и руки поражают чисто античным совершенством линий; она достойна вдохновлять ваятелей и быть допущенной на соревнование красавиц вместе с молодыми афинянками, когда они сбрасывали с себя покровы перед Праксителем, замыслившим изваять Венеру…»

Что еще важнее — впервые оказался с женщиной, искушенной в постельных играх. Сам по природе пылкий, со своей невинной и холодной супругой Гюго никогда не получал такого удовольствия от близости, какое дала ему Жюльетта. И влюбленность превратилась в ревнивую страсть собственника. Ему повезло: в Жюльетте он встретил столь же сильное желание отдать себя без остатка.

Весь Париж судачил о любовной связи знаменитого поэта с куртизанкой. Наиболее добродетельные друзья Гюго пытались упрекнуть его за грехопадение, но он чувствавал себя слишком счастливым, чтобы сожалеть об этом.

Адель Фуше знала, что у ее мужа приключился роман, но, поскольку сама в ту пору еще находилась в плену своих чувств к Сент-Беву, с легкостью изображала всепрощающую подругу.

Жюльетта боготворила Виктора. Она наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним. Она была горда и счастлива тем, что Виктор выслушивает ее воспоминания о деревенском детстве и становится поверенным в ее исповеди.

Она искренне и с наслаждением раскаивалась во всех своих грехах. А Виктор хотел помочь любимой женщине искупить проступки юности. Он твердил Жюльетте о любви «полной, глубокой, нежной, пламенной, неистощимой», он рвался на свидания с ней, а если не мог встретиться — каждый день пoсылал ей многословные письма, он посвящал ей стихи…

И вместе с тем — очень много от нее требовал. В первую очередь – чистоты, Гюго презирал продажных женщин. Его возлюбленная не должна была состоять на содержании у богачей! Правда, сам он не мог дать ей достойного содержания. Но что такое богатство и комфорт по сравнению с любовью? Виктор был уверен, что Жюльетта легко и с удовольствием принесет в жертву любви свое материальное благополучие.

Он ждал этого от нее. И когда она это сделала, отказавшись от всех своих порочных связей, отказавшись от квартиры, которую оплачивал для нее Демидов, Гюго принял ее жертву как нечто само собой разумеющееся. С тех пор в его романах и пьесах регулярно будут появляться влюбленные и раскаявшиеся куртизанки. Он словно самому себе доказывал, что и блудницы могут быть достойны любви.

Мадемуазель Друэ, отказавшись от состоятельных покровителей и оставив театр, впала практически в нищету. Она не умела экономить, ее осаждали кредиторы, и уже в январе 1834 года ей пришлось заложить в ломбард гардероб, и все равно оставались долги.

Когда Жюльетта призналась в них любовнику, Гюго сначала возмутился — он привык экономить и не понимал, как другие могут быть расточительны, — потом помог все-таки любимой женщине расплатиться, не скрывая, впрочем, что ему это дорого стоило, и сопроводил присланные ей деньги драматическим письмом.

Жюльетта раскаивалась снова и снова. Она стала вести учет расходов и отчитываться любовнику в каждом потраченном сантиме. Гюго считал, что просто давать Жюльетте деньги на жизнь было бы безнравственно, это вернуло бы ее в прежнее постыдное положение содержанки. Он «нанял» свою возлюбленную в качестве секретарши, поручил ей переписывать набело описи.

Жюльетта была в восторге от оказанной ей чести. Она вообще проявляла к творчеству Виктора куда больше интереса, чем его законная жена. Адель была безразлична ко всему, кроме достатка и славы, приносимых литературной деятельностью Гюго, а Жюльетта сохраняла его черновики, обсуждала с ним сюжеты будущих книг.

С нею первой Гюго говорил об «Отверженных», когда величайший его роман был не более чем смутной идеей. Получала она и другие награды: духовного, особенно ценимого Жюльеттой свойства. Гюго подарил ей альбом, в котором каждый день, когда бывал у любовницы, оставлял запись.

Между тем жилось его богине все труднее. Экономить у мадемуазель Друэ не получалось. Она снова влезла в долги, но теперь боялась рассказать о них строгому любовнику. Гюго снимал для нее скромную квартирку в Париже, в доме №14, в квартале Марэ.

Жюльетта превратила ее в уютное гнездышко, где Виктору работалось едва ли не лучше, чем в роскошном кабинете дома. Жюльетта научилась идеально очинять для него перья. Гюго писал, сидя за столом, а она лежала на кровати и неотрывно им любовалась.

Когда он уходил, Жюльетта разбирала его черновики и переписывала то, что он поручал ей переписать, и в этих занятиях находила высший смысл жизни и главную свою радость.

Чтобы угодить Виктору, Жюльетта вела очень замкнутый образ жизни. Гюго не желал, чтобы кто-то видел ее, чтобы она заводила какие бы то ни было знакомства. Поначалу Жюльетта пыталась протестовать. Потом смирилась: раз так хочет ее божество — да будет так, она принесет ему в жертву еще и свою физическую свободу.

Это было тем более мучительно, что Гюго, окончательно распрощавшись с пестуемым им целомудрием, стал охотно отвечать на заигрывания всех хорошеньких и доступных женщин, с которыми его сводила жизнь. Был период, когда он настолько увлекся этими «опасными связями», что почти перестал посещать мадемуазель Друэ.

Однако по-прежнему требовал от нее добродетели и самоотречения. Она должна была хранить чистоту и принадлежать только ему. Себе же он не отказывал в праве увлечения.

Интересно, что Адель Фуше, возненавидевшая Жюльетгу, не выступала против других любовных связей мужа, а одной из его любовниц, кокетливой Леони Биар, она взялась даже покровительствовать. Адель понимала, что на самом деле ни одна из этих легкомысленных дамочек не может быть для нее серьезной соперницей. Только бескорыстная и преданная Жюльетта похищала у нее любовь мужа.

Утешением и наградой были для Жюльетты путешествия, в которые Гюго брал ее с собой каждое лето, отправив семью отдыхать в загородное поместье. Он любил путешествовать, как студент, практически без багажа, без комфорта, любил забираться в горы, карабкаться по развалинам, ночевать в придорожных трактирах.

Жюльетта была готова приспособиться к любым неудобствам, она была восторженным и внимательным слушателем и посему лучшего попутчика, чем она, Гюго не мог бы себе найти. Для нее же в этих поездках появлялась возможность длительной близости с любимым, даже более того: иллюзия брака. Эти летние путешествия давали ей пищу для сладостных воспоминаний на целый год и силы дожить до следующего лета.

Годы шли, но любовь мадемуазель Друэ не угасала. Именно ровный и сильный пламень любви Жюльетты подпитывал страсть Гюго, когда она оказывалась на грани затухания, а это случалось не раз. Слава его росла, росли и амбиции. Он стал членом Французской Академии.

У него появлялись все новые любовницы. Жюльетта мучительно ревновала, хотя понимала, эти измены — неизбежность. В конце концов, если она сходила с ума от Гюго, то естественно, что другие женщины в него влюбляются. Ну а от него требовать верности не приходится, он же всего лишь мужчина…

Гюго уже не пылал, как прежде, страстью к Жюльетте, преждевременно поседевшей, неизменно бледной, убого одетой. Он пытался уговорить ее стать для него другом, пытался перевести их отношения в область возвышенную и уже не требующую страсти:

«Долгие годы ты была моей радостью, теперь ты для меня утешение… Будь столь же счастлива, сколь благословенна. Отгони от своего прекрасного чела и своего большого сердца мелкие горести. Ты заслужила свет неба…»

Жюльетту это не устраивало. Она хотела быть его любимой, раз уж не может быть женой. Любимой — или никем. Мадемуазель Друэ отказалась принимать от Гюго те скромные суммы, которые он давал ей на жизнь. И снова благородство души и сила любви Жюльетты поразили писателя, и снова он вернулся к ней.

Виктор даже согласился на то, о чем она так мечтала: дать тайный обет перед Господом в том, что они — духовные супруги, пусть даже не могут быть супругами в миру. Для Жюльетты это было важнейшим событием за многие годы ее сожительства с Гюго.

Беда, едва не сокрушившая их многолетнюю связь, пришла извне — погибла Леопольдина, старшая и любимая дочь писателя. Гюго совершал очередное путешествие в обществе Жюльетты, когда узнал из газеты о постигшей его утрате. Он спешно вернулся к семье: ему казалось, небеса покарали его за беспутство, за измену…

Их вновь сблизил военный переворот 1851 года, когда к власти пришёл Наполеон III, а недовольные парижане вышли на баррикады. Гюго, давно лелеявший мечту о революции, решил, что вот она — возможность по — настоящему изменить жизнь во Франции. Он стал aктивным участником восстания, он агитировал на улицах, стоял под пулями…

А рядом с ним находилась Жюльетта. Она не покинула его ни на мгновение. Если бы нужно было заслонить его от пули или штыка — она бы сделала это не сомневаясь. А когда восстание было подавлено, когда Виктора Гюго разыскивали, чтобы арестовать, — именно Жюльетта прятала его у своих старых знакомых, приносила ему еду и новости, в том числе о его семье.

Гюго вместе с Жюльеттой эмигрировал сначала в Брюссель, потом на остров Джерси, а в 1855 году — на соседний Гернси. Адель снова пыталась повести борьбу против присутствия Жюльетты в жизни мужа. Но на этот раз Гюго жестко встал на защиту любимой. Впрочем, несмотря на все уважение, которое Гюго питал к своей преданной возлюбленной, он по-прежнему не мог устоять против женских чар.

Среди его любовниц были как простые служанки, так и знатные дамы. Гюго был самым знаменитым изгнанником и при этом самым любимым писателем во Франции. Книги приносили ему огромную прибыль. И далеко не всех поклонниц прельщали его ум и харизма: теперь барышни интересовались еще и его благосостоянием. Он этого не понимал, зато это очень хорошо понимала его жена.

Состояние здоровья Адель Фуше ухудшилось, и она чувствовала, что умрет прежде, чем ее бодрый муж. Ей хотелось оставить его в надежных руках, чтобы рядом с ним находилась женщина, которая позаботится о Викторе и убережет его от алчных охотниц за деньгами… За теми деньгами, которые должны были составить наследство его детей!

Адель сама пришла к Жюльетте Друэ, чтобы попросить у нее прощения за свою ненависть. А затем пригласила любовницу мужа в свой дом. Сначала — как гостью. Потом предложила поселиться всем вместе. Жюльетта была тронута до глубины души. Ей отвели комнату в доме Гюго. Она стала полноправным членом семьи. В последние месяцы жизни Адель Фуше ослепла. Жюльетта Друэ читала ей вслух произведения ее мужа.

В 1870 году, когда Наполеон III был изгнан, Гюго победителем вернулся в Париж. Теперь уже он был не просто любимым писателем: он был идолом, полубогом и наслаждался своим положением.

В него влюблялись совсем молоденькие женщины, среди них — актрисы Сара Бернар и Джейн Эйслер, знаменитая красавица Жюдитт Готье, дочь его друга писателя Теофиля Готье. Когда до Жюльетты дошли вести об очередном любовном увлечении Виктора, она не выдержала: написала ему отчаянное письмо и сбежала.

Гюго пустил по следам Жюльетты частных сыщиков. Наконец ее нашли в Брюсселе, и писатель поехал туда, чтобы упасть к ногам женщины, без которой он на самом деле уже не мог жить: «Мы вновь встретились. Счастье, равносильное отчаянию…» От этого отчаяния Гюго тяжело заболел. Жюльетта выходила его. И после они не расставались.

Однако Виктор так и не научился удерживаться от соблазнов. Жюльетта ревновала, сердилась, пыталась взывать к разуму своего повелителя. Жюльетта знала, что умирает: врачи диагностировали запущенный рак кишечника. В присутствии Гюго она скрывала свои мучения. Писатель каждый день проводил несколько часов у ее постели.

Пытался подбодрить, убеждал, что не так уж серьезно она больна, строил планы на будущее лето. Жюльетта слушала его с благоговением. Свое последнее письмо ему Жюльетта написала 1 января 1883 года. Жюльетта Друэ не дожила до лета, она умерла 11 мая 1883 года, когда ей было семьдесят семь лет.

Виктор Гюго пережил ее на два года. Любовницы у него не переводились до самого конца. Но он понял, что любовницы — это не любовь. И теперь, как и в юности, он считал, что истинная любовь в жизни может быть только одна, что только в любви — вдохновение и счастье.

Виктор Гюго — французский писатель, поэт и драматург — ВИДЕО

26 февраля 1802 года родился великий французский писатель и поэт Виктор Мари Гюго. Он был сыном наполеоновского генерала, родом из буржуазной семьи. Автор романов «Собор Парижской богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и многих других произведений.

http://youtu.be/cFBtYBsvJx8

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Читайте также: