Предложение. Что такое предложение? Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Природные явления Я из зорьки золотой знак препинания

Тема. Обращение, стоящее в начале и конце предложения. Знаки препинания при обращении. Употребление существительных в форме именительного падежа в роли обращения. Развитие пунктуационной зоркости

Цель: формировать у учащихся умение правильно интонировать предложения, различать по цели высказывания и по интонации, употреблять в устной и письменной речи обращения; учить правильно оформлять предложения со словами-обращениями на письме; развивать пунктуационную зоркость; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Словарная работа

Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните орфограммы.

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют. (Листья)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осень)

В небе тучи растревожит,

Дождь прогонит проливной,

Лодке парусной поможет,

Засвистит в трубе печной. (Ветер)

Стояли в поле сестрицы,

Платья белены,

Шапочки зелены. (Берёзы)

Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный глазок. (Заяц)

Ходит, бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

2. Давайте поиграем!

Игра «Проверь себя»

1) Замените в словах фара, цвет, роща, игла, крыса один согласный звук другим так, чтобы получились новые слова.

Ответ: пара, свет, роза, игра, крыша.

2) Замените в словах белка, бинт, сало, река, горе, уха один гласный звук другим, чтобы получились новые слова.

Ответ: булка, бант, село, рука, гора, ухо.

3) «Звёздный час»

Из букв слова рисование составьте новые слова. (Навес, рис, сова, нос, сор, ров, вор.)

IV. Работа по теме урока

1. Прочитайте стихотворение

Солнце, солнце, ты откуда?

Я из зорьки золотой.

Дождик, дождик, ты откуда?

Я из тучки грозовой.

Ветер, ветер, ты откуда?

Я из дальней стороны.

Мы три брата, и повсюду

добрым людям мы нужны.

О. Высотская

В каком предложении содержится вопрос, а в каком - сообщение?

Какие это предложения по цели высказывания? А по интонации? Спишите предложения с обращениями. Обращения подчеркните. Как выделены обращения на письме?

Прочитайте стихотворения в лицах.

2. прочитайте

Кто вы, дедушка, такой?

Я лесник, ребятки.

Обхожу участок свой,-

Всё ли тут в порядке.

С. Погореловский

За чем следит лесник?

Прочитайте предложения с обращениями. Как выделены обращения на письме?

Спишите. Подчеркните вопросительное предложение.

3. Составьте и запишите несколько предложений с обращениями по таблице

4. Прочитайте выразительно, выделяя обращение.

Что ты ржёшь, мой конь ретивый,

Что ты шею опустил,

Не потряхиваешь гривой,

Не грызёшь своих удил?

А. С. Пушкин

5. Из каких сказок эти предложения? Кто их автор? Выделите обращения

Чего тебе надобно, старче?

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Колобок, колобок, я тебя съем!

Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

Куда ты идёшь, Красная Шапочка?

V. Итог урока

Беседа

Как выделяется обращение на письме?

Где в предложении может стоять обращение?

VI. Домашнее задание

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Природные явления»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Природные явления» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект занятия, направленный на знакомство детей природными явлениями, формирование интереса к познанию природы.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель
Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), календарь природы.Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.
Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь. Подводит детей к выводу о том, что говорить будут о природных явлениях.

Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
Воспитатель: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
- Солнце, солнце, ты откуда?
- Я из зорьки золотой!
- Дождик, дождик, ты откуда?
- Я из тучки грозовой!
- Ветер, ветер, ты откуда?
- Я из дальней стороны!
Мы – три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
(О. Высоцкая)
Воспитатель: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)

Рассказ воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.
На Руси по цвету зари предсказывали погоду.
Красная вечерняя заря – к ветру.
Солнце село в облака – на другой день дождь будет.
Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде.
Понаблюдайте с родителями и проверьте, так ли это.



Воспитатель: Заканчивается долгий летний день. Солнце спряталось за горизонт, но воздух еще не успел остыть. Вечер теплый и тихий, а трава влажная. Она появилась потому, что земля, трава, листья после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар прикасается к земле и оседает на траве крохотными капельками. За ночь мелкие капельки росы сольются в крупные, и утром в солнечных лучах на концах травинок и в чашечках цветков будут сверкать чистые хрустальные капли. Потом солнце поднимется высоко, высушит траву и превратит росу в пар.
Воспитатель: Как вы думаете, роса нужна, полезна для природы? (рассуждения детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей): Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые.


Воспитатель: Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз все вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят белесую пелену, и она бесследно растает.



Физкультминутка «Ветер»
Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево)
Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево)
И качается трава. (Плавно покачать руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх)
Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук)
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)


Воспитатель: Облака путешествуют в небесном просторе. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.
Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от места, где оно зародилось.


Творческая игра «Облака»
Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глазки.
Мы летим под облаками,
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой? О чём могут разговаривать между собой облака? О чем бы вы хотели поговорить с облаком? (размышления детей)


Воспитатель: Но вот ветерок разогнал облака, и на небе появилось солнце. Вспомните, какими словами мы говорим о солнышке.
Дети: Ясное, лучистое, горячее, яркое, жаркое, ласковое.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце.
Дети: Синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное, высокое, ясное.
Воспитатель: А о небе, на котором нет солнца.
Дети: Грустное, хмурое, пасмурное, серое, облачное, низкое.


Воспитатель: Солнце дает тепло и жизнь всему живому на земле. Недаром народ придумал про него пословицы. Я начну пословицу, а вы заканчивайте
При солнышке – тепло, при матери … (добро)
Как солнце не закроешь, так и правду… (не скроешь)
Только солнце встает, сразу… (день настает)
Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.
Итог
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Какие природные явления влияют на состояние погоды?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?

Валентина Дмитриева
Сценарий развлечения «Какого цвета лето?»

Цель :

1. Развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения.

2. Расширять диапазон эмоций у детей через понимание и переживание чувства радости.

3. Развивать двигательную активность и координацию действий.

Оборудование : кольца на каждого ребенка, зонт большой, дидактическая игра «Бабочки» , стульчики – для действующих лиц, маску медведя, музыкальное сопровождение.

Действующие лица :

Лето -взрослый

Солнце- ребенок подг. гр.

Дождик - ребенок подг. гр.

Ветер - ребенок подг. гр.

Дети входят под музыку, занимают места.

Ведущий :

Порядок свой имеет все на свете :

Недавно мы весну встречали, дети.

Была она хозяйкою на славу :

Поля зазеленели и дубравы.

Природа словно к празднику одета,

Теперь пришло Весне на смену Лето .

Лето :

Мой вам привет ребята- дошколята!

Я- Лето красное , я солнышком богато.

Его цветы в моем венке горят ,

Цветы живые- это мой наряд.

А пришло я не одно,

Вот пришли друзья со мной!

Солнце, солнце, ты откуда?

Солнце : Я из зорьки золотой!

Лето : Дождик, дождик, ты откуда?

Дождик : Я из тучки грозовой.

Лето : Ветер, ветер, ты откуда?

Ветер : Я из дальней стороны.

Все : Мы - три брата, и повсюду

Добрым людям мы нужны.

Солнце : Я поля обогреваю

Дождик : Я пшеницу поливаю

Ветер : Я на мельницу лечу,

Крылья мельницы верчу.

Все : А пришли мы к вам, ребята,

Чтобы в гости к Лету пригласить,

На солнечной опушке

Нас не забудьте пригласить.

Солнце, дождик и ветер уходят и садятся на стулья расставленные по площадке.

Лето : Отгадайте-ка, ребятки

Мои летние загадки!

1. Для одних он – садовод,

Для других он полевод,

Успевает везде быть,

Поле, луг и сад полить (Дождик)

2. Домовитая хозяйка,

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

3. Ласковое, доброе,

Светит всем в окошко.

Мы попросим ласково :

«Нас погрей немножко!» (Солнышко)

Ведущий :

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днем

Все идем мы в гости к Лету,

В гости к Солнышку идем!

Дети идут под музыку

Лето : В гости к солнышку пришли

Вот какое золотое , наше солнышко.

Все в кружок встаем, поиграем с солнышком.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Лето : Тучка солнышко закрыла,

Тучку что-то рассердило.

В гости к Дождику пойдем,

И станцуем и споем,

Чтобы тучка не сердилась,

Чтобы солнце возвратилось!

Дети идут под музыку

Ведущий :

Дождик, дождик, не грусти!

Свою тучку прогони!

Мы порадуем тебя,

Тебя любят детвора!

Музыкальная игра «Раз, два, три, ну-ка повтори»

Дождик : Вот что, ребята, вам скажу :

Я ведь с Солнышком дружу.

Вы у Ветра попросите,

К Ветру в гости вы сходите!

Дети идут под музыку

Лето :

По тропинке мы пойдем

И по кочкам перейдем.

Очень труден путь, друзья.

Но без солнца нам нельзя!

Дети идут под музыку.

Ведущий :

Ветер, мы пришли к тебе,

Видишь, лето на дворе ,

Только, солнышко не видно,

Как обидно! Как обидно!

Нам без солнышка нельзя,

Мы же все его друзья.

Лето : Поиграем с ветром мы

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Вот и наше солнышко вернулось.

На полянке появились цветочки и бабочки .

Поиграем в летнюю игру.

Подвижная игра : «Бабочки»

Подвижная игра : «Пчелы и медведь»

Лето : Спасибо вам, мои друзья, к другим ребятам надо торопиться. Я к вам вернусь, мы будем петь, плясать, и веселиться.

Праздник для детей 5-7 лет на тему «Нарисуем лето»

Праздник можно проводить как в группе, музыкальном зале, так и на улице. Мероприятию может предшествовать выставка детских рисунков па тему «Лето», беседа о лете.

Ход занятия

Ведущий . Лето - красивое, красочное время года, но иногда летом идет дождик, и тогда ты садишься у окна, смотришь и прислушиваешься, и тебе кажется, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои цветные карандаши тоже.

Слышите, говорит красный.

Красный. Я - мак, я - огонь, я - знамя!

Ведущий . Вслед за ним откликается оранжевый.

Оранжевый . Я - морковь, я - апельсин, я - заря!

Ведущий . Желтый тоже не молчит.

Желтый. Я - пух утенка, я - пшеница, я - солнце.

Ведущий. И зеленый шелестит.

Зеленый . Я - трава, я - сады, я - леса!

Ведущий . А голубой восклицает.

Голубой . Я - незабудка, я - лед, я - небо!

Ведущий . И синий не отстает.

Синий . Я - колокольчик, я - чернила, я - море!

Ведущий . А фиолетовый шепчет.

Фиолетовый . Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки!

Ведущий . Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши. Над горизонтом встает радуга.

Дети поднимают нарисованную цветную радугу.

Ведущий . То тут, то там еще капают одинокие капли дождя. И вместе с ним опять цветные карандаши роняют слова. Красный. Глядите! Радуга - это я!

Оранжевый . И я!

Желтый . И я!

Зеленый . И я!

Голубой . Ия!

Синий . И я!

Фиолетовый. И я!

Ведущий . Все рады! В радуге над горизонтом - и апельсины, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. В ней - все. Значит, будет хорошая погода.

Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется.

Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнце и говорит...

Солнце . Ты красива — это правда, но ведь без меня и радуги не бывает.

Ведущий. А радуга только смеется пуще, да хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу - и радуги как не бывало.

Три брата

Солнце, солнце,

Ты откуда?

Я из зорьки золотой!

Дождик, дождик,

Ты откуда?

Я из тучи грозовой!

Ветер, ветер,

Ты откуда?

Я из дальней стороны!

Мы три брата,

И повсюду

Добрым людям мы нужны.

Я поля обогреваю!

Я пшеницу поливаю!

Я на мельницу лечу,

Крылья мельницы верчу!

Будет утром всем ребятам

По большому калачу.

О. Высотская

Стихотворение читается по ролям.

Ведущий. Нарисовать лето можно не только красками, но и словами, звуками, как это делают поэты и композиторы.

Три ребенка читают стихотворение «Полдень».

Полдень

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес, ни звука,

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

И. Суриков

Группа девочек в цветных платьях исполняет танец с ромашками под мелодию вапьса. Дети читают стихи о лете.

Речка

Бежит она, струится,

Сверкает и журчит...

Зарю встречая, птицы

Кружатся у ракит.

Щебечут над волною,

Их песенка звонка.

Ой, небо голубое!

Ой, реченька-река.

М. Рыльский

Летом

Зарумянились вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес,

Пахнет липа душистая медом.

И шумит полный сумрака лес.

Н. Греков

Исполняется песня «Здравствуй, лето!» (музыка Б. Боганова, слова А. Иважнова).

Здравствуй, лето!

1. На опушке вьются флаги,

Горн играет поутру.

Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!

Здравствуй, пеночка в бору!

Припев.

Мы дружные ребята,

По прозванью «светлячки».

Нашим домом будет роща

И палатки у реки.

2. Пляж горячий, словно печка,

Подрумянь-ка нам бока!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, речка!

До свиданья, облака!

3. Кто там в чащу смотрит робко?

Краше места не найдешь!

Здравствуй, компас!

Здравствуй, тропка!

Ты куда нас приведешь?

4. В небе звездное лукошко,

Месяц тонок и остер...

Здравствуй, песня

И картошка,

Здравствуй, жаркий наш костер!

Ведущий. А теперь мы отправляемся за красками и лес.

Под песню «Во поле березка стояча» группа девочек в белых платьях с ветками берез исполняют танец.

Ребенок.

Здравствуй, лес!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, - мы свои.

С. Погорельский

Между стихами можно исполнить одну из песен по выбору музыкального руководителя: «Земляника», «Кукушка», «Петушок» (из сборника песен для начальной школы).

Ведущий . В лесу много зеленой краски. А какие еще цвета можно увидеть летом? Отгадайте загадки.

Загадки о лете:

1) Эй, звоночки, синий цвет, -

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

2) Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

3) На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек,

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (Земляника)

4) На сучках сидят шары,

Посинели от жары. (Слива)

5) Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

Ведущий . Я знаю, что вы тоже подготовили друг другу и нашим гостям загадки. Кто хочет загадать?

Дети загадывают загадки о лете.

Праздник можно закончить конкурсом рисунков на асфальте на тему «Нарисуем лето».

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Запишите их правильно. Не забывайте о том, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Пришёл сентябрь. Наступила осень. Покраснели ягоды рябины. Поспевает клюква. Желтеет листва.

  • Докажите, что вы написали текст.

Здесь все предложения объединены общей темой и связаны между собой по смыслу.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Рассмотрите знаки. (.), (,), (!), (?).

Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки - это знаки препинания.

  • Впишите в предложение пропущенные слова.
  • Составьте предложения об осени с разными знаками препинания.

Наступила золотая осень. Стали короче дни.
Как красивы наряды деревьев в октябре! Прекрасна осенняя пора!
На улице снова дождь? Все ли птицы улетели в тёплые края?

Упражнение 16, с. 10

16. Прочитайте диалог.

Солнце, солнце, ты откуда?
- Я из зорьки золотой!
- Дождик, дождик, ты откуда?
- Я из тучки грозовой!

О. Высотская

  • Поставьте знак препинания в конце предложения.
  • Выразительно прочитайте диалог с товарищем по парте.

Упражнение 17, с. 10

17. Прочитайте. Из данных слов составьте предложение. Запишите его в две стихотворные строки по схеме.

Ветер по морю гуляет

∟ __ __ __


И кораблик подгоняет.

∟ __ __ .

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

вéте р де жýрный се нтя́брь
рóди на бы́стро хо ро шó
скóро те трáд ь ка ра ндáш

  • Проверьте написание слов по словарю.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Пословица - мудрость народная.

Мудрость - это опыт, знания, которые приходят с годами. Пословицы - мудрый учитель, который всегда даст мудрый совет. Стоит только к ним прислушаться, потому что это голос народа, доносящийся сквозь века.

Упражнение 20, с. 11

20. Прочитайте. Составьте из слов три предложения. Запишите их. Составьте устно продолжение текста.

Осеннее солнышко светило по-летнему. Миша и Дима удили рыбу в речке. Рыба хорошо клевала. Ребята наловили целое ведро краснопёрок и решили их поделить поровну. Рыбок оказалось девятнадцать, и ребята задумались - каждый хотел получить последнюю рыбку. Но вдруг Миша предложил забрать рыбку Диме. А Дима взял рыбку и отпустил её в речку. И друзья вместе с уловом побежали домой.



Читайте также: