Смотреть что такое "скад" в других словарях. Оперативно Тактические Ракетные Комплексы "Скад" Регламентные работы ракеты 8 к 14

Сегодня Каддафи жахнул по пустыне «Скадом». Никуда, правда, не попал.

Оружие это устаревшее, 50-х годов. Но, как ни странно, американское ПВО в 91 году сбить его не могло.

Р-11 - SS-1B SCUD-A

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)

Ракета Р-11 / 8А61 "Земля"- SS-1B SCUD-A

Ракета Р-11М / 8К11 / 8К11М - SS-1B SCUD-A / KY-01

Ракета Р-11МУ / 8К12 (проект)

Ракета Р-150 / Р-170 - экспортное исполнение


Оперативно-тактическая ракета / ракетный комплекс. Разработка одноступенчатой ракеты на высококипящих компонентах топлива со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата по теме НИР Н2 по постановлению СМ СССР от 4 декабря 1950 г. Разработка велась в ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева (ведущий конструкторы - 1950-1953 г.г. - Синильщиков Евгений Васильевич, с весны 1953 г. - В.П.Макеев). Ракета создавалась с использованием результатов испытаний и на базе элементов конструкции отечественных аналогов германских ракет V-2 и Wasserfal. Эскизный проект ракеты Р-11 готов 30 ноября 1951 г. НИОКР ракеты Р-11 и подготовка к серийному производству на заводе СКБ-385 в г.Златоусте Челябинской области в полном объеме начаты по постановлению СМ СССР от 13 февраля 1953 г.


СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11 ВС Польской Народной республики (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).

Летные испытания ракеты (первый этап) начаты 18 апреля 1953 г. и продолжались до 2 июня 1953 г. на полигоне Капустин Яр (10 пусков, в качестве горючего вместо керосина использовалось ТГ-02 "Тонка"). Первый успешный пуск ракеты Р-11 произведен 21 мая 1953 г. В программе первого этапа испытаний было произведено 4 пуска на дальность 270 км и 6 пусков на дальность 250 км (4 и 1 соответственно успешны, 3 ракеты не достигли цели, 2 пуска были аварийными - один отказ СУ с падением ракеты в 765 м от пуска и один из-за негерметичности двигательной установки).

Дата пуска Дальность Описание
18.04.1953 250 или 270 км отказ системы управления по тангажу по причине производственного дефекта,
ракета упала в 765 м от места старта
21.05.1953 250 или 270 км первый успешный пуск
апрель-май 1953 г. 250 или 270 км аварийный пуск из-за негерметичности двигательной установки
апрель-май 1953 г. 250 или 270 км
апрель-май 1953 г. 250 или 270 км
апрель-май 1953 г. 250 км
апрель-май 1953 г. 250 км
апрель-май 1953 г. 250 км
апрель-май 1953 г. 270 км
02.06.1953 250 или 270 км последний пуск первого этапа летных испытаний

13 ноября 1953 г. вышло постановление СМ СССР о развертывании производства ракет Р-11 на заводе №385 в г.Златоусте (производилась до 1959 г. на этом заводе), обеспечение производства - СКБ-385, представитель ОКБ-1 НИИ-88 в СКБ-385 - В.П.Макеев. По результатам первого этапа испытаний С.П.Королев принял 26 января 1954 г. доработанный технический проект Р-11.

Проектирование ракеты Р-11М начато в январе 1954 г., а 26 августа 1954 г. вышло постановление СМ СССР о создании на базе ракеты Р-11 ракеты Р-11М (ведущий конструктор - Михаил Федорович Решетнёв) - носителя ядерного заряда РДС-4.

Второй этап испытаний проходил там же с 20 апреля по 13 мая 1954 г. 9 из 10 пусков на дальность 270 км были успешны. Аварийным был шестой пуск (5 мая 1955 г., отказ автомата стабилизации на 80 секунде полета). Пристрелочные испытания ракеты Р-11 проведены с декабря 1954 г. по январь 1955 г. (5 успешных пусков). Государственные испытания Р-11 проводились в январе-феврале 1955 г. (10 успешных пусков).

В феврале 1955 г. на базе Р-11 началось создание морского варианта Р-11ФМ (8А61ФМ, ведущий конструктор - Иван Васильевич Попков), предназначенной для запуска с подводных лодок (первый в мире успешный старт баллистической ракеты с ПЛРБ пр.611В 16 сентября 1955 г. в 17 часов 32 мин на Белом море).

11 апреля 1955 г. приказом министра оборонной промышленности Д.Ф.Устинова В.П.Макеев назначен заместителем главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королева по ракете Р-11 и главным конструктором СКБ-385. В июне 1955 г. принято решение о серийном производстве ракет Р-11 на опытном заводе №385. Ракета Р-11 с индексом ГРАУ 8А61 принята на вооружение 13 июля 1955 г. Фактически ракета Р-11 в строевые части не поступала и эксплуатировалась на территории полигона Капустин Яр (а так же, возможно, на других площадках).

В августе 1955 г. документация на ракеты Р-11ФМ и Р-11М передана из ОКБ-1 в СКБ-385, в Златоусте начато производство ракет Р-11М. Испытания ракеты Р-11М проводились в три этапа с 30 декабря 1955 г. по 11 апреля 1957 г. (22 пуска, пуски ракет первой и второй заводских партий были неудачными). После доработки конструкции ракет и улучшения качества сборки (май-июнь 1957 г.) проведено 6 успешных пусков Р-11М. Зачетные пуски проведены в начале 1958 г. (5 пусков). Ракета Р-11М под индексом 8К11 принята на вооружение сухопутных войск постановлением СМ СССР от 1 апреля 1958 г.

С 1958 г. ракеты Р-11 и с 1959 г. Р-11М производились на заводе №235 (Воткинский машиностроительный завод). Наименование экспортного исполнения комплекса с ракетой Р-11М SCUD-A - Р-150 и Р-170. Так же встречается наименование комплекса "Земля" - комплекс ОТР Р-11М - вероятно тема НИР. С большой вероятностью наименование Пентагона для объектов обнаруженных космической разведкой - KY-01 (Kapustin Yar) - принадлежит ракете 8К11 с СПУ 2У218. Последний пуск войсковой Р-11М произведен 18 мая 1965 г. после чего ракеты были сняты с вооружения. На базе ракеты Р-11М создана более известная ОТР Р-17 SCUD-B .

Система управления ракеты - система управления ракеты инерциальная, наведение ракеты происходит на стартовом столе, система управления удерживает ракету на траектории на активном участке с использованием газодинамических графитовых рулей и дает команду на отключение двигателя по достижении ракетой необходимой скорости. В состав системы управления входят гироскопический интегратор продольных ускорений Л-22-5, гировертикаль Л00-3Ф и гирогоризонт Л11-3Ф (согласно данным по ракете Р-11ФМ). Работы по системе управления возглавлялись Н.А.Пилюгиным.

Пусковая установка : разработкой наземного оборудования занималось ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина.

Р-11 на первом этапе испытаний (1953 г.) - использовалось наземное оборудование зенитной ракеты Р-101 с некоторыми доработками (аналог ракеты Wasserfal)

Р-11 - транспортировка ракеты осуществлялась на полуприцепе-лафете автомобилем ЗИС-151, пуск осуществлялся с перевозимого автомобилем стартового стола, установка ракеты на стартовый стол 8У22 осуществлялась подъемником-установщиком 8У227 на шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. В 1960-1961 г.г. транспортная тележка 2Т3 выпускалась на заводе "Арсенал" (г.Брянск) и буксировалась автомобилем ЗИЛ-157В. Пусковое оборудование комплекса - 8У22 - пусковой стол, 8У227 - установщик, 8Ш12 - комплект приборов прицеливания.


Развертывание комплекса ОТР Р-11 (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).

Р-11М - гусеничная ПУ 2У218 "Тюльпан" ("объект 803", в печати встречается так же обозначение 8У218) на базе ИСУ-152К, разработана в 1955-1956 г.г. на Кировском заводе (г.Ленинград) под руководством К.Н.Ильина. Установка серийно выпускалась Кировским заводом (№47) с 1959 г. по 1962 г. (производство прекращено по постановлению СМ СССР №1116 от 10 октября 1962 г.). Всего выпущено 56 шт.

Масса ПУ - 40 т

Скорость хода максимальная - 42 км/ч

СПУ 2У218 Польской Народной Армии (фото 1960-х годов с парада в Варшаве J.Magnuski из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.)


Боковые проекции СПУ 2У218 (Witold Muszynski, NTW №3/2001 г.)

Перевозка ракет Р-11М / 8К11 осуществлялась на грунтовой тележке 8Т137, 2Т3, 2Т3М или 2Т3М1. Тележки буксируются соответственно тягачами ЗИЛ-157, ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131В, оснащены аккумулятором 6-СТ-42-ЭМЗ и защитными приспособлениями (фильтр Ф-5, экранированные кабели) для подавления радиопомех. На тележке обеспечивается обогрев специальной БЧ ракеты. В состав оборудования грунтовых тележек типа 2Т3 входят ложемент 2Ш3 (8Т04), термочехол 2Ш2, сливное соединение 1603/2Т3, дренажное соединение 1604/2Т3 и переходник 1-820/2Т3. Для транспортировки ракет по воздуху, а так же для обычных складских и регламентных работ используются тележки 2Т5.

Тележка 8Т137:

Длина - 14,89 м

Ширина - 2,8 м

Высота - 3,9 м (с тентом)

Масса с одной заправленной ракетой - 13650 кг

Скорость по шоссе - 40 км/ч

Скорость по грунту - 20 км/ч



Ракета Р-11 / Р-11М:


Ракета Р-11М на грунтовой тележке 2Т3 (Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.)

Количество ступеней - 1

Двигатель:

Однокамерный ЖРД С2.253 / 8Д511 разработки ОКБ-2, главный конструктор Исаев А.М. (разработан в 1952 г.). На ракете Р-11ФМ - двигатель С2.253А.

Способ запуска - самовоспламенение пускового горючего и окислителя

Подача топлива - вытеснительная с жидкостным аккумулятором давления (на первых опытных ракетах 1953 г. - с пороховым аккумулятором давления).

Горючее - керосин Т-1 / ТС-1
- окислитель - азотная кислота АК-20И (20% четырехокиси азота + 80% азотной кислоты)
- пусковое горючее - ТГ-02 "Тонка-250" (смесь 50% ксилидина и 50% триэтиламина, в ходе первого этапа испытаний использовалось в качестве горючего - согл.источнику "СКБ-385...")
- тяга - 8300 кг у земли (10300 кг в пустоте)

Тяга - 13300 кг (Р-11М, вероятно, в пустоте)
- удельный импульс - 219 ед (у земли)

Время работы - 90 с


Р-11 Р-11М
Длина ракеты 10424 мм 10344 мм (10500 мм по др.данным)
Диаметр корпуса 880 мм 880 мм
Размах стабилизатора 1818 мм 1818 мм
Масса 5337-5350 кг по разным данным 5409,6-5846 кг по разным данным
Масса сухая 1336 кг (1645 кг по др.данным) 1654 кг
Масса конструкции 962 кг
Масса топлива 3664 кг (3705 кг по др.данным) 3705 кг

Масса БЧ:

Р-11 - 540 кг (в процессе испытаний)

Р-11 - 690 кг (штатная БЧ)

Р-11 - 347 кг (по др.данным, 1997 г.)

Р-11 - 1000 кг (фугасная)

Р-11М - 600 кг (штатная обычная БЧ по некоторым данным)

Р-11М - 860-900 кг (по нашему мнению с ядерной БЧ)

Масса ВВ - 535 кг (Р-11, БЧ массой 690 или 600 кг)

Дальность действия:

Р-11 - 250-270 км (в ходе испытаний)

Р-11 - 270 км (со штатной БЧ массой 690 кг)

Р-11 с БЧ 1000 кг - 150 км

Р-11М - 170-180 км (по разным данным)

Р-11/Р-11М - 60 км (минимальная)

Р-11МУ - 150 км (по ТТЗ)

Скорость на траектории максимальная - 1430-1500 м/с

Высота полета по траектории - 78 км

Время полета на полную дальность (270 км) - 5.4 мин
Время подготовки к старту:

3.5 часа (Р-11, штатный автопоезд)

30 минут (Р-11М, штатная СПУ)
КВО:

Р-11 по ТТХ - 3000 м

Р-11М по ТТХ - 3000 м

Стоимость ракеты Р-11М с обычной БЧ - от 42.000 до 53.200 руб (цены 1958 г.).

Стоимость ракеты Р-11М с ядерной БЧ - от 4 до 8 млн. руб (с разными типами ядерных БЧ, цены 1958 г.).

Стоимость комплекса 8К11 с обычной БЧ - 800.000 руб (цены 1958 г.).

Боевая часть:

Р-11 - фугасная, массой до 1000 кг

Фугасная


- ядерная БЧ 3Н10 с зарядом РДС-4 мощностью около 10 кт. Разработана в 1954-1958 г.г. Принята на вооружение в апреле 1958 г. Разработка ядерного заряда велась в КБ-11 (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ, г.Саров), под руководством Ю.Б.Харитона и С.Г.Кочарянца. Боевая часть под ядерный заряд проектировалась КБ-25 МСМ (ныне - ВНИИ автоматики им. Н.Л.Духова).
Диаметр - не более 880 мм

Модификации:

Р-11 / 8А61 (1955 г.) - оперативно-тактическая ракета.


Р-11М / 8К11 (1958 г.) - оперативно-тактическая ракета.


Р-11А / В-11А / Р-11А-МВ (1958 г.) - геофизическая ракета на базе ракеты Р-11 разработана по Постановлению СМ СССР от 11.07.1956 г. Первая серия для летных испытаний - 7 ракет. Первый старт - 4 октября 1958 г. Запуски осуществлялись в заполярных районах СССР с СПУ 2У218 на высоты до 100 км. Всего в период 1958-1961 г.г. произведено 11 пусков ракет Р-11А с целью изучения верхних слоев атмосферы. Модификация Р-11А-МВ предназначалась для отработки парашютной аппаратуры АМС для запуска на Венеру и Марс, произведено 5 пусков в 1962 г.

Р-11МУ / 8К12 (проект, 1957 г.) - оперативно-тактическая ракета, модернизация ракеты Р-11М - тема НИР "Урал". Разработка начата в СКБ-385 (главный конструктор - В.П.Макеев, ведущий конструктор с июня1957 г. - Ю.Бобрышев) по Постановлению СМ СССР вышедшим в марте 1957 г. По проекту предполагалась модернизация ракеты (дублирование электроцепей и отдельных компонентов оборудования. улучшение характеристик) без изменения состава оборудования комплекса. В связи с изменением массы оборудования для сохранения дальности требовался более мощный двигатель с турбонасосным агрегатом для подачи топлива (вместо вытеснительной системы). В проекте предложено использовать двигатель С3.42 ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д.Севрук) с которым дальность действия по расчетам должна составить 240 км (вместо 150 км по ТТЗ). С использованием нового двигателя разработчиками предложено создание новой ракеты вместо модернизации ракеты Р-11М. Постановление СМ СССР №378-181 от 1 апреля 1958 г. задавало разработку на базе ракеты Р-11МУ ракеты Р-17 .

Состав ракетного комплекса с ракетой P-11 / 8А61 :
Ракета 8A61
Пусковое оборудование:
8У22 - пусковой стол
8У227 - установщик
8Ш12 - комплект приборов прицеливания


8T137 - грунтовая тележка (описана выше в подразделе "Пусковая установка")



8Т22 - автомобильный кран (длина - 13,3 м, ширина - 3,44 м, высота транспортная - 3,3 м, высота рабочая - 8,64 м)

2Ш9 - траверса

Испытательное оборудование:
8Н211 - машина управления и испытания

Электрoоборудование:

8Н042 - бензоэлектрический агрегат постоянного тока

Заправочное оборудование:
8Г14 - автозаправщик горючего
8Г17 - автоаправщик окислителя (шасси ЗИЛ-151, до 1959 г.)


8T339 - автомашина ЗИП
8T322 - прицеп вспомогательного оборудования
8Г27 - подогреватель воздуха
8Ю11 - палатка утепленная
8Ю42 - полевая химическая лаборатория


Состав ракетного комплекса с ракетой P-11М / 8К11 :
Ракета 8A61 или 8K11
Пусковое оборудование:
8У218 - стартовый агрегат
8Ш18 - комплект приборов прицеливания

Подъемно-транспортное оборудование:
8T137 / 8T137М - грунтовая тележка, модификация 8Т137М обеспечивала подогрев ядерной БЧ (описана выше в подразделе "Пусковая установка")

2T3 / 2Т2М - грунтовая тележка, модификация 2Т3М обеспечивала подогрев ядерной БЧ
8T05 - сливное соединение (комплектация грунтовой тележки)
8Т04 - контейнер (комплектация грунтовой тележки)
8Г07 - заправочный бачок (комплектация грунтовой тележки)
8Т22 - автомобильный кран (см.выше)
8T328 - машина-хранилище на шасси ЗИЛ-157 с системой подогрева БЧ

9Ф21М - машина-хранилище специальных БЧ 3Н10

Испытательное оборудование:
8Н16 - машина испытания, шасси ЗИЛ-157 или ЗИЛ-151, комплектуется устройствами 8Г04, 8Г05 и 8Г06.

Электрoоборудование:
8Н01 - бензоэлектрический агрегат переменного тока
8Н03 - бензоэлектрический агрегат постоянного тока
8Н067 - aккумуляторная зарядная станция


Заправочное оборудование:
8Г14 или 2Г1 / 2Г1У - автозаправщик горючего
8Г17 (шасси ЗИЛ-151, до 1959 г., ЗИЛ-157 с 1959 г.) / 8Г17M (с 1959 г., ЗИЛ-157КГ) - автоаправщик окислителя
8Г33У - компрессорная станция (шасси ЗИЛ-157), компрессор с двигателем ЯАЗ М204А, давление - 120-350 кПа/кв.см, минимальная рабочая температура - -55 град С.
8Ш31 - индикатор влажности







Вспомагательное оборудование:
8T339 - автомашина ЗИП
8Г27У - подогреватель воздуха
8Ю11У - палатка утепленная
8Ю44 - полевая химическая лаборатория
8Т121 - ангарно-транспортная тележка
8Т311 - обмывочно-нейтрализационная машина

Состав ракетной бригады ракет 8К11 на гусеничных СПУ:

Три дивизиона по три батареи с одной СПУ в каждой.

Батарея управления.

Саперное подразделение.

Подразделения боевого и технического обеспечения.

Итого в бригаде: 9 СПУ, до 500 автомобилей общего и специального назначения, 800 чел личного состава (в т.ч. 243 чел в стартовых батареях). Личный состав одной батареи - 27 человек (1 СПУ + обслуживание).

Комплекс 8К11 с СПУ 2У218 Национальной Народной Армии ГДР

(Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.)


SS-1B SCUD-A СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11

(K.-H. Eyermann, Raketen - Schield und Schwert. 1968 г. ГДР)


СПУ 2У218 2-й самоходной артиллерийской бригады Народной Армии ГДР (г.Сталлберг, 1970 г.) и СПУ 2У218 18-й ракетной бригады Польской Народной Армии (г.Белеславец, 1965 г.). Рисунок из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.


Проекции СПУ 2У218 (Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.).

Статус :

СССР:
- 1955 г. май - директивой Начальника Генерального штаба Советской Армии № 3/464128, 233 инженерная бригада (бывшая артиллерийская бригада большой мощности Воронежского военного округа) переведена на штат трех отдельных дивизионов с присвоением нумерации дивизионов и вручение Знамен. С июля 1960 по апрель 1963 г. третий дивизион выводился из состава части и существовал, как самостоятельная часть в составе 1 Танковой Армии. Этой же директивой бригада перевооружена на комплексы с ракетами Р-11 (8А61), позже Р-11М (8К11). Это первая строевая часть с ракетами Р-11.

1955 г. - командиром батареи майором Ямниковым (233 инженерная бригада) проведено первое комплексное занятие на новой технике.

1956 г. 27 июня - на Государственном полигоне в Капустином Яру командиром батареи 233 инженерной бригады майором Марамзиным произведен первый в истории существования части выстрел из новой техники. С тех пор до 1965 г. частью произведено более 40 выстрелов.


- 1957 г. 7 ноября - ракеты Р-11М впервые показаны публике на параде на Красной площади в Москве.


- 1958 г. - начало НИОКР Р-11МУ (тема "Урал") по результатам которых была создана ракета Р-17 (ОКБ-385).

1958 г. 7 мая - принято решение о передислокации 233 инженерной бригады в ГДР (г.Кохштедт) и подчинении Главнокомандующему ГСВГ. Передислокация произведена с 6 сентября по 6 октября 1958 г. Бригада находилась в ГСВГ до 1966 г.


- 1958 г. август - инженерные бригады РВГК переданы из подчинения заместителя министра обороны по специальному вооружению и ракетной технике (позже - командующего РВСН) в состав сухопутных войск:

1. 77-я бригада РВГК - сформирована в 1953 г. на полигоне Капустин Яр, после чего передислоцирована в Прикарпатский ВО (изначально вооружена ракетами Р-2).

2. 90-я бригада РВГК - сформирована в 1952 г. на полигоне Капустин Яр, передислоцирована в Киевский ВО (изначально вооружена ракетами Р-2).

3. 233-я бригада РВГК - вооружена ракетами Р-11М с 1955 г (см.выше).


- 1959-1962 г.г. - промышленностью произведено 56 СПУ 8У218.


- 1960 г. 1 июля - на базе 199-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады сформирована 199-я гвардейская ракетная бригада вооруженная ракетами 8К11 с СПУ 8У218. Первый пуск бригадой произведен в 1962 г. на полигоне 60-Б в пос.Дамановский (Белоруссия).


- 1960 г. - 159-я ракетная бригада вооружена ракетами 8К11 с СПУ 8У218. Всего в ВС СССР 5 ракетных бригад с ракетами Р-11М.


- 1961 г. - принято решение об оснащении комплексом 8К11 армий стран-участников Варшавского Договора. Поставки начаты в этом же году.


- 1961 г. 10 и 13 сентября - в ходе учений "Волга" на атомном полигоне на о.Новая Земля прошли реальные боевые пуски ракет 9К11 с ядерными боевыми частями.


- 1962 г. - часть бригад размещены в составе ГСВГ (ГДР) с последующим перевооружением на комплекс 8К14 .


- 1965 г. 18 мая - последний пуск войсковой Р-11. комплекс снят с вооружения. Всего за время испытаний и эксплуатации произведено 78 пусков (в т.ч. 1 пуск неудачный).


- 1967 г. - комплекс 8К11 начинает сниматься с вооружения. По западным данным всего произведено 2500 ракет Р-11М.


- 1970 г. - на вооружении 50 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).


- 1971 г. - на вооружении 40 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).


- 1972 г. - на вооружении 20 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).


- 1973 г. - на вооружении 10 СПУ комплексов 8К11 (по западным данным, вероятно на хранении в строевых частях).


- 1974 г. - на вооружении СА СССР комплексов нет.

Экспорт:

Болгария - были поставки Р-11/Р-11М.

Венгрия:

1970-е годы начало - на вооружении есть комплекс 8К11 SCUD-A, 12 ПУ, 5-я отдельная ракетная бригада "Таполка".

1962 г. сентябрь - сформированы 2 ракетных бригады с ракетами Р-11М на СПУ 8У218 - 5 ракетная бригада "Bruno Leuschner" (г.Демен) и 3-я ракетная бригада "Otto Schwab" (г.Таутенхайн).

1970 г. - еще есть на вооружении 2 ракетных ("самоходных артиллерийских") бригад.

Иран:
- 1979 г. и позже - реэкспорт SCUD-A из КНДР. До конца войны с Ираком произведено 120 пусков;
- 1988 г. с февраля - использование химических БЧ;

1957 г. 20 августа - приказ министра оборонной промышленности СССР о передаче Китаю ракетных технологий (Р-2, Р-11 и др.), передана документация на производство Р-11.

1960-1961 г.г. - сформировано 20 полков (дивизионов) с ракетами Р-2 и Р-11.


КНДР:

1965 г. - первые поставки SCUD-A/B;
- 1991 г. - на вооружении 54 шт. SCUD-А/В/C;

1962 г. - сформированы 2 ракетных бригады с ракетами Р-11М на СПУ 8У218 - 18-я ракетная бригада (г.Болеславец) и еще одна.

1963 г. - польские ракетчики приняли участие в учениях с пусками ракет на полигоне Капустин Яр.

1963 г. 4-й квартал - в Польшу поставлены первые 6 комплексов 8К11 с СПУ 2У218.

1965 г. - еще есть на вооружении (2 бригады), за все время поставлено 48 ПУ (4 ракетные бригады).

Румыния - 1972 г. - поставлено 24 ПУ (2 ракетные бригады).

Чехослования - за все время поставлено 36 ПУ (3 ракетные бригады).

1967-1970-е годы - есть на вооружении двух ракетных бригад (311-я в Стара Болеславе и 321-я в Границе).

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 (Scud-B)

За долгие годы службы комплекс неоднократно модернизировался. Модернизированная ракета 8К14-1 (Р-17М) взаимозаменяема с ракетой 8К14 (Р-17) и не отличается по своим ТТХ. Вышеназванные ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. 8К14-1 может нести более тяжелые боевые части с другой геометрической формой, которые могут оснащаться ампульными батареями (а ракеты более позднего выпуска - и БЧ с баллонами высокого давления). Так же не является принципиальной разница в стартовых агрегатах. И в 2П19, и в 9П117 (любой модификации) стоит одинаковая взаимозаменяемая пультовая аппаратура.

В 80-х годах ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) приступил к выполнению опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию отделяемой управляемой головной части с оптико-электронной системой наведения для ракеты Р-17. Были разработаны программно-математическое обеспечение, аппаратура оптико-электронной системы наведения, бортовая аппаратура системы управления головной части, наземная аппаратура подготовки эталонных изображений и аппаратура ввода полетного задания в головную часть ракеты. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 году. Новая система получила название "Аэрофон", но экспериментальные пуски показали большую зависимость от погодных условий в месте старта и цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.

Комплекс широко поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, Иран, Ирак, Ливию, Сирию, Иемен, Вьетнам и другие. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.

Комплекс 9К72 является на настоящий момент морально устаревшим, громоздким, но достаточно надежным и до сих пор стоит на вооружении, хотя производство ракет и комплектующих закончено еще в конце 80-х.

Комплекс 9К72 - ракета - Р-17 / 8К14 / 8К14-1 - СПУ 9П117 / 9П117М / 9П117М1 / 9П117М1-1 / 9П117М1-3 на шасси МАЗ-543 "Ураган". Головной разработчик по наземным системам комплекса - ГСКБ (главный конструктор В.П. Петров, ведущий конструктор С.С. Ванин), приборы прицеливания - КБ завода №784 Киевского СНХ (главный конструктор С.П. Парняков), по СПУ - ЦКБ ТМ (главный конструктор - Н.А.Кривошеин). Серийное производство СПУ 9П117 / 9П117М и др. велось с 1965 г. на заводе "Баррикады", а с 1970 г. (как минимум) на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (г.Петропавловск).

На западе комплекс получил обозначение "Scud"-B. Ракета 8К14 может оснащаться головными частями телеметрического варианта или головными частями в боевом снаряжении. Первоначально ракета 8К14 разрабатывалась для применения с головными частями в обычном снаряжении 8Ф44 (фугасная) и в ядерном снаряжении 8Ф14 (269А) с урановым зарядом типа РДС-4 мощностью до 10 кт. Когда встал вопрос про возможность оснащения ракеты 8К14 головной частью с химическим зарядом, то выяснилось, что данная ракета не может быть оснащена такой головной частью, так как головная часть должна иметь на борту мощный источник питания длительного хранения (например ампульную батарею). Кроме того возникли проблемы с размещением баллона с отравляющим веществом в габаритах ГЧ. Разработанная головная часть 3Н8 получилась более тяжелая (1016 кг) и другой формы (подкалиберная, но более длинная). Для использования данной головной части была разработана ракета 8К14-1. Чтобы нести более тяжелую и длинную ГЧ вместо алюминиевого стали использовать стальной стыковочный шпангоут, а для возможности задействования ампульной батареи головной части одновременно с ампульными батареями СУ и САПР ракеты - подвели воздухопровод низкого давления к срезу приборного отсека (плоскости стыковки ракеты с БЧ). Позже вместо головной части 3Н8 на вооружение была принята ГЧ 8Ф44Г, которая имела обычные габариты и вес. Дальнейшей модернизацией химических боевых частей стала 8Ф44Г1. Аппаратура управления химической боевой части позволяет устанавливать высоту срабатывания заряда.

Компоновочная схема комплекса 9К72 (рисунок из книги Zaloga Steven J., Scud Ballistic Missile and Launch Systems 1955-2005. Osprey Publishing. 2006 г.):

Цифрами обозначены:

1 - Отражатель стартового стола

20 - Отсек экипажа / радиостанция

2 - Стартовый стол 9Н117

21 - Захваты подъемной рампы ракеты (открыты)

3 - Стабилизирующая опора СПУ

22 - Подъемная рампа ракеты (опущена)

4 - Контрольная панель системы стабилизации и запуска

23 - Кабина управления насосами

5 - Огнетушитель

24 - Бак окислителя

6 - Контрольная панель подъема/опускания стола

25 - Бак горючего

7 - Контейнер с инструментами

26 - Отсек приборов системы управления 1

8 - Места для персонала в кабине упраления

27 - Взрывчатое вещество БЧ

9 - Кабина управления предстартовой подготовкой

28 - БЧ 8Ф44Ф

10 - Решетка забора воздуха

29 - Контактный взрыватель

11 - Места экипажа

30 - Донный взрыватель

12 - Баллоны сжатого воздуха для запуска двигателя СПУ

31 - Отсек приборов системы управления 2

13 - Ступени для подъема в кабину

32 - Кабельный канал

14 - Место водителя

33 - Шланг подачи горючего к двигателю

34 - Труба подачи окислителя

16 - Моторное отделение

35 - Турбокомпрессор двигателя

17 - Верхняя часть подъемной рампы

36 - Двигатель 9Д21

18 - Воздухозаборник двигателя

37 - Сжатый воздух для запуска топливной системы

19 - Антенна радиостанции

На смену ядерной боевой части 8Ф14 пришла головная часть в ядерном снаряжении 9Н33 с зарядом РА-17 (плутониевый заряд имплозивного типа). Дальнейшей модернизацией ядерных боевых частей стала 9Н33-1 с зарядами различной мощности (РА104 - ядерный заряд мощностью до 50 кт, РА104-1 - ядерный заряд мощностью до 100 кт, РА104-2 - термоядерный заряд). Все головные части в ядерном снаряжении оснащались системами внутреннего подогрева, позволявшими производить дистанционный контроль температуры заряда и подогрев заряда. Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Фугасная боевая часть 8Ф44 подрывается при ударе о землю.

В составе ракетной бригады, имеющей на вооружении комплекс 9К72, среди подразделений обеспечения имеется метеорологическая батарея. По результатам запуска метеозонда составляется метеорологический бюллетень "Метео-44", который используется в дальнейших расчётах. Если ракетный дивизион действует в отрыве от основных сил (из-за отдалённости нельзя воспользоваться результатами "Метео-44"), то возможно использование "Метео-11" - артиллерийского метеорологического бюллетеня, полученного от ближайших артиллерийских частей, при этом производится пересчёт "Метео-11" в "Метео-44". Метео-44 включает в себя: дату и время измерения, высоту метеостанции над уровнем моря, давление и температуру на метеостанции, температуру, направление ветра и его скорость на высоте 24 км и 34 км, температуру на высоте 44 км, 54 км и 64 км.

При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось пол тонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя. И эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.

Поставленный на вооружение ряда государств комплекс 9к72 принимал активное боевое участие в многих локальных войнах.

В 1973 г. египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.

Разработанные в Ираке на базе 8К14 баллистические ракеты «Эль Хуссейн» и «Эль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250 и 500 кг соответственно. За счет снижения полезной нагрузки и благодаря усовершенствованным двигательным установкам эти ракеты имеют максимальную дальность полета 550 и 850 км, однако на этих дальностях также заимствованная у 8К14 система наведения уже не обеспечивает приемлемую точность стрельбы.

В 1980-1988 гг., во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.

Во время операции "Буря в пустыне" Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. В ходе этого конфликта выявилась недостаточная эффективность использовавшихся средств ПВО даже против устаревших к тому времени ракет типа Р-17.

Технические характеристики ракетного комплекса 9К72 ( Scud - B ):

Дальность стрельбы, км 50-300

Стартовая масса, кг 5862

Масса незаправленной ракеты, кг 2076

Длина, мм 11164

Диаметр корпуса, мм 880

Размах стабилизаторов, мм 1810

Вес пусковой установки 9П117 с ракетой, т 37

Запас хода без дозаправки, км 500

Боевой расчет пусковой установки 9П117, чел 8

Баллистическая ракета Р-11 и её последующие модификации до сих пор продолжают наводить ужас на большинство стран мира. И вот почему.

Баллистические ракеты Р-11 «Скад» являются одними из самых известных представителей своего класса. Причём завоевали свою дурную славу они уже в середине прошлого века, когда поступили на вооружение Советскому Союзу. Оперативно-тактические комплексы 9К72 «Эльбрус», которые являлись стартовой площадкой для этих ракет, были практически невидимы для самолётов противника, а также были способны нести ракеты с ядерной боевой частью. Всё это делало «Эльбрус» грозным противником, появление которого вызывало определённый дискомфорт.

На сегодняшний день, спустя шесть десятилетий после принятия на вооружение ракет Р-11, «Скады» разбросаны практически по всему миру. ОТРК «Эльбрус» были обнаружены даже в Северной Корее и Иране. Более того, даже сейчас «Скады» активно применяются в йеменской гражданской войне между хуситами и Саудовской Аравией. Повстанцы регулярно обстреливают позиции вооружённых сил королевства с помощью этих баллистических ракет. Причём, согласно заявлениям йеменских повстанцев, одна из последних модификаций «Скада» будет способна долететь даже до .

Так откуда берёт начало столь грозное вооружение? Баллистическая ракета Р-11 является прямым потомком трофейной немецкой ракетной техники военного времени. Советские эксперименты с захваченными нацистскими ракетами «Фау-2» позволило существенно продвинуться в этом направлении, что в итоге привело к созданию нового оружия, которое было продемонстрировано во время парада в честь 40-летия Октябрьской революции в ноябре 1957 года.

Впрочем, Р-11 была жидкотопливной баллистической ракетой, которая мало чем отличалась от северокорейского Pukkuksong-2 . Дальность стрельбы составляла около 300 километров для ракет с фугасной боевой частью и 150 километров для ракет с ядерной боевой частью. При этом точность оставляла желать лучшего - ракета падала в любую точку в радиусе 3 километров от цели. В связи со столь низкой точностью применение Р-11 было весьма малоэффективным.

Однако «Скады» неоднократно дорабатывались и улучшались, что в итоге и привело к появлению модификации Р-17 и ОТРК 9К72 «Эльбрус» в 1965 году, которые и прославились на весь мир. Да, советским учёным пока так и не удалось сделать эти ракеты высокоточными - радиус кругового вероятного отклонения не превышал 1 километра. Точность по-прежнему была невысокой, но теперь ракеты «Скад» представляли реальную опасность, поскольку взрыв ядерной боеголовки даже в километре от цели может нанести весьма ощутимый ущерб. Также у баллистических ракет этого класса до сих пор остаётся нереализованный потенциал, который и предопределил развитие «Скада» даже после окончания холодной войны.

В то время как к началу 80-х годов вооружённые силы Советского Союза, а впоследствии и России, сосредоточились на развитии высокоточного оружия, менее финансово обеспеченные государства продолжили развивать платформу «Скад», чему способствовала относительная дешевизна исследований и создания ракет этого класса. Впервые «Скады» были использованы во время ирано-иракской войны, когда иранские ракеты, приобретенные в Ливии, были использованы против иракских городов. При этом Ирак столкнулся с неспособностью нанести ответный удар из-за недостаточной дальности ракет собственной модификации. Это побудило Хусейна начать программу по разработке «Скадов» с увеличенным радиусом поражения, что привело к появлению ракет Р-17М «Аль-Хусейн» с дальностью до 650 километров. Заполучив улучшенную модификацию «Скада» вооружённые силы Ирака начал наносить ответные удары. В результате за 8 лет войны только Ирак выпустил более 500 баллистических ракет. Данные с иранской стороны отсутствуют.

Однако известно, что иранская модификация «Скада» - «Шахаб-3» - обладает дальностью поражения в 800 километров. Дальнейшее развитие ракетной программы Ираны привело к появлению более глубокой модификации - Ghadr-1, дальность которой, по данным некоторых источников, достигает уже практически 2 000 (!) км. Правда, полностью отсутствует информация о радиусе вероятного отклонения. Что не позволяет говорить о точности этой модификации. Впрочем, судя по тому, что в Йемене применяют баллистические ракеты именно иранского производства, то точность весьма высокая. Это, в свою очередь, позволяет хуситам поражать находящиеся на большом расстоянии военные базы вооружённых сил Саудовской Аравии и уходить от ответного удара безнаказанными.

Еще одним активным разработчиком платформы «Скад» является Северная Корея. Пхеньян получил две баллистические ракеты от Египта где-то в промежутке между 1976 и 1981 годом, после чего учёные начали работу над созданием собственных модификаций этого вооружения. Первым результатом стала ракета Hwasong-5 с дальностью 320 километров, вслед за которой появился Нодон с радиусом поражения около 1 500 километров. Однако стоит отметить, что северокорейские ракеты отличаются крайне низкой надёжностью и пока реальной угрозы не представляют. Впрочем, не стоит исключать случайного падения ракеты в густонаселённых районах, что также принесёт серьёзный ущерб.

В итоге ракеты «Скад» по иронии судьбы стали самой главной военной угрозой в эпоху после холодной войны. Да, в мире появилось огромное количество высокоточного оружия, однако эти старые ракеты оказались в руках государств-изгоев, которые получили возможность создавать собственное, пусть и ненадёжное, ракетное вооружение. В то время как Россия постепенно отказывается от не осуществившей ни одного пуска во время холодной войны ракеты, наследие «Скада» будет будоражить мировую общественность ещё несколько следующих десятилетий.

Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.

Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ

В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км.
Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.

«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.

Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)

Р-17 (8К14) («Скад-В») фото

В марте 1962 года на вооружение Советской армии был принят оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». За прошедшие с тех пор полвека комплекс, получивший натовское обозначение SS-1C Scud-B (Scud – «Порыв ветра», «Шквал»), успел поучаствовать в ряде военных конфликтов, от Войны судного дня (1973 год) до второй чеченской кампании 1999-2000 годов. Более того, ракета Р-17, являющаяся основой комплекса «Эльбрус», на протяжении нескольких десятилетий за рубежом является своеобразным эталоном баллистической цели для систем тактической противоракетной обороны – почти всегда способности ПРО оцениваются именно по возможностям перехвата ракет Scud-B.


комплекса «Эльбрус» началась в 1957 году, когда отечественные военные пожелали получить модернизированную версию баллистической ракеты Р-11. По результатам проработки перспектив улучшения решили, что разумнее будет воспользоваться имеющимися наработками и создать на их основе совершенно новую конструкцию. Такой подход сулил двукратное повышение дальности полета ракеты. В конце февраля 58-го Военно-промышленная комиссия при Совете министров и Совмин выпустили постановления, необходимые для начала работ в этом направлении. Создание новой ракеты было поручено СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр, г. Миасс), а главным конструктором назначили В.П. Макеева. В сентябре того же года был готов эскизный проект, а к концу ноября собрана вся конструкторская документация. До конца 1958 года на Златоустовском машиностроительном заводе началась подготовка к изготовлению первых прототипов ракет. В мае следующего 1959 года ГАУ Минобороны утвердило требования к новой ракете и присвоило ей индекс 8К14, а всему комплексу – 9К72.

Сборка первых ракет началась в середине 1959 года, а в декабре на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Первый этап испытаний закончился 25 августа 1960 года. Все семь пусков прошли успешно. Вскоре после этого начался второй этап испытаний, в ходе которого было произведено 25 пусков. Два из них закончились аварией: во время первого полета ракета Р-17 с двигателем С5.2 полетела в противоположную от цели сторону, а третий закончился самоликвидацией ракеты из-за короткого замыкания на активном участке полета. Испытания были признаны удачными и оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) рекомендовали к принятию на вооружение. 24 марта 1962 года рекомендация была выполнена соответствующим постановлением Совмина.

Состав комплекса

Основой комплекса 9К72 является одноступенчатая баллистическая ракета 8К14 (Р-17) с неотделяемой боевой частью и жидкостным двигателем. Одной из мер по повышению дальности полета ракеты стало введение в топливную систему ракеты насоса для подачи горючего и окислителя. Благодаря этому давление внутри баков, необходимое для оптимальной работы двигателя, снизилось в шесть с лишним раз, что, в свою очередь, позволило облегчить конструкцию за счет более тонких стенок агрегатов топливной системы. При помощи отдельных насосов горючее (пусковое ТГ-02 «Самин» и основное ТМ-185), а также окислитель АК-27И «Меланж» подается в однокамерный ракетный двигатель С3.42Т. Для упрощения конструкции двигателя его запуск производится с помощью пускового топлива, которое самостоятельно загорается при контакте с окислителем. Примерная тяга двигателя С3.42Т равняется 13 тоннам. Первые серии ракет Р-17 комплектовались ЖРД С3.42Т, однако с 1962 года они стали получать новую силовую установку. Однокамерный двигатель С5.2 получил иную конструкцию камеры сгорания и сопла, а также ряд других систем. Обновление двигателя повлекло за собой небольшое (примерно на 300-400 кгс) увеличение тяги и выигрыш в весе порядка 40 кг. ЖРД С5.2 работал на том же топливе и окислителе, что и С3.42Т.

За траекторию полета ракеты Р-17 отвечает система управления. Инерционная автоматика стабилизирует положение ракеты, а также вносит поправки в направление полета. Система управления ракеты условно разделена на четыре подсистемы: стабилизации движения, управления дальностью, коммутации и дополнительного оборудования. Система стабилизации движения отвечает за сохранение запрограммированного курса, для этого гирогоризонт 1СБ9 и гировертикант 1СБ10 собирают информацию об ускорениях ракеты по трем осям и передают ее на счетно-решающий прибор 1СБ13. Последний выдает команды на рулевые машинки. Кроме того, автоматика управления может выдать команду системе автоматического подрыва ракеты, в случае если параметры полета значительно отличаются от заданных, к примеру, отклонение от необходимой траектории превышает 10°. Для парирования возникающих сносов ракета была оснащена четырьмя газодинамическими рулями, установленными в непосредственной близости от сопла двигателя. Система управления дальностью имеет в своей основе прибор-вычислитель 1СБ12. В его задачи входит слежение за скоростью полета ракеты и подача команды на выключение двигателя по достижении нужной. Эта команда прекращает активный режим полета, после чего ракета по баллистической траектории достигает цели. Максимальная дальность полета ракеты – 300 километров, максимальная скорость на траектории – порядка 1500 метров в секунду.

В носовой части ракеты монтировалась боевая часть. В зависимости от тактической необходимости мог применяться один из нескольких вариантов. Список основных боеголовок для Р-17 выглядит так:
- 8Ф44. фугасная головная часть весом в 987 кг, примерно 700 из которых приходилось на взрывчатое вещество ТГАГ-5. Фугасная боевая часть для Р-17 комплектуется сразу тремя взрывателями: носовым контактным, донным барометрическим для подрыва на определенной высоте, а также взрывателем системы самоуничтожения;
- 8Ф14. Ядерная головная часть с зарядом РДС-4 мощностью в десять килотонн. Выпускалась учебная версия 8Ф14УТ без ядерного боезаряда;
- химические головные части. Отличались друг от друга количеством и типом отравляющего вещества. Так, 3Н8 несла порядка 750-800 кг ипритно-люизитной смеси, а 8Ф44Г и 8Ф44Г1 по 555 кг газа V и VX соответственно. Кроме того, планировалось создание боеприпаса с вязким зоманом, но отсутствие производственных площадей не позволило закончить разработку;
- 9Н33-1. Термоядерная боеголовка с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн.

Главный элемент наземного оборудования комплекса «Эльбрус» – стартовый агрегат (пусковая установка) 9П117, разработанный в Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). Колесная машина предназначена для перевозки, предстартовой проверки, заправки пусковым горючим и непосредственно запуска ракеты Р-17. Все агрегаты пусковой установки смонтированы на четырехосном шасси МАЗ-543. Пусковое оборудование машины 9П117 состояло из стартового стола и подъемной стрелы. Эти узлы закреплены на оси и могут поворачиваться на 90°, переводя ракету из горизонтального транспортного в вертикальное пусковое положение. Подъем ракеты осуществляется при помощи гидравлического цилиндра, прочая механика стрелы и стола приводится в движение электромеханическими приводами. После подъема в вертикальное положение ракета Р-17 упирается задней частью на детали стартового стола, после чего стрела опускается обратно. Стартовый стол имеет каркасную конструкцию и оснащен газоотбойным щитом, который предотвращает повреждение конструкции ходовой части машины 9П117 раскаленными газами двигателя ракеты. Кроме того, стол может вращаться в горизонтальной плоскости. В средней части стартового агрегата 9П117 устанавливается рубка с дополнительным оборудованием и рабочими местами для трех человек из расчета комплекса. Аппаратура в рубке главным образом предназначена для обеспечения пуска и контроля за работой различных систем.

1 балансир; 2 захваты; 3 бак гидросистемы; 4 стрела; 5 ДК-4; 6 два мерных бака с пусковым горючим; 7 пусковой стол; 8 пульт управления стрелой, домкратами и упорами; 9 упоры; 10 опоры; 11 пульт СПО 9В46М; 12 4 воздушных баллона высокого давления; 13 рубка оператора с пультовой аппаратурой РН, ЩУГ,ПА, 2В12М-1, 2В26, П61502-1, 9В362М1, 4А11-Э2, ПОГ-6; 14 АКБ; 15 ящик выносного пульта 9В344;16 в кабине 2 баллона воздушного запуска маршевого двигателя; 17 под кабиной ГДЛ-10; 18 в рубке АПД-8-П/28-2 и приборы из комплекта 8Ш18; 19 эквивалент СУ 2В34; 20 эквивалент САПР 2В27; 21 приборы из комплекта 8Ш18

Помимо ракеты и пусковой установки в состав комплекса «Эльбрус» входило несколько прочих машин различного назначения. Из-за этого состав ракетного дивизиона выглядел следующим образом:
- 2 пусковые машины 9П117;
- 5 командно-штабных машин на базе ГАЗ-66;
- 2 топопривязчика 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66;
- 3 обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311 на базе грузовиков «ЗиЛ»;
- 2 заправщика 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) с двумя заправками основного топлива и четырьмя пускового на каждом;
- 4 автоцистерны для окислителя АКЦ-4-255Б на базе грузовика КрАЗ-255,каждый несет по две заправки «Меланжа»;
- 2 автокрана 9Т31М1 с комплектом соответствующего оборудования;
- 4 грунтовые тележки 2Т3 для перевозки запаса ракет и 2 контейнера 2Ш3 для боевых частей;
- 2 специальных автомобиля на базе «Урала-4320» для транспортировки головных частей;
- 2 машины технического обслуживания МТО-В или МТО-АТ;
- 2 мобильных пункта управления 9С436-1;
- взвод материального обеспечения: топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, вспомогательные грузовики и т.д.

Модификации

Не дожидаясь принятия комплекса на вооружение, в ЦКБ ТМ стали разрабатывать альтернативную пусковую установку 2П20 на базе шасси МАЗ-535. По причине недостаточной прочности конструкции этот проект был закрыт – никто не видел смысла в усилении одного шасси с целью замены другого, имеющего достаточную прочность и жесткость. Чуть более удачным оказался «Объект 816» на гусеничном шасси КБ Ленинградского Кировского завода. Однако производство этой самоходной пусковой установки ограничилось лишь опытной партией в несколько единиц. Еще один оригинальный проект альтернативной пусковой установки дошел до стадии опытной эксплуатации, однако так и не был принят на вооружение. Установка 9К73 представляла собой легкую четырехколесную платформу с подъемной стрелой и стартовым столом. Подразумевалось, что такая пусковая установка может быть доставлена самолетом или вертолетом соответствующей грузоподъемности в нужный район и оттуда произвести пуск ракеты. Во время испытаний экспериментальная платформа показала принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако в случае с Р-17 не было возможности использовать весь потенциал платформы. Дело в том, что для осуществления пуска и наведения ракеты расчету необходимо знать ряд параметров, как то координаты пусковой установки и цели, метеорологическую обстановку и т.п. В условиях середины шестидесятых годов для определения этих параметров требовалось участие специализированных комплексов на автомобильном шасси. Кроме того, подобная подготовка значительно увеличивала необходимое для пуска время. В результате 9К73 не была принята на вооружение и к идее «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки не возвращались.

Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)

Похожим образом дело обстояло и с новыми модификациями ракеты Р-17. Первой ее модернизированной версией должна была стать Р-17М (9М77) с баками увеличенной емкости и, как следствие, большей дальностью. Последняя, согласно первоначальным расчетам, должна была достигать 500 километров. В 1963 году в КБ Воткинского машиностроительного завода под руководством Е.Д. Ракова началось проектирование этой ракеты. За основу была взята исходная Р-17. Для повышения дальности предлагалось заменить двигатель и тип топлива, а также провести ряд переделок конструкции самой ракеты. Расчеты показали, что при сохранении имеющегося принципа полета к цели и дальнейшем увеличении дальности уменьшается угол между вертикалью и траекторией ракеты на подходе к цели. При этом конический носовой обтекатель ракеты создавал ощутимый момент на кабрирование, из-за чего ракета могла значительно отклоняться от цели. Во избежание такого явления была сконструирована новая головная часть с перфорированным обтекателем и цилиндрическим кожухом аппаратуры и боезаряда внутри. Такая система позволила совместить и хорошую аэродинамику в полете, и почти полностью ликвидировать склонность ракеты к кабрированию. В то же время, пришлось изрядно повозиться с подбором сорта металла для обтекателей – применявшиеся ранее не выдерживали температурных нагрузок на конечном участке полета, а нанести защитное покрытие не давала перфорация обтекателя. Под названием 9К77 «Рекорд» обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. Испытательные пуски проходили в целом удачно, но все же проблем хватало. Испытания завершились только в 1967 году, когда проект Р-17М был закрыт. Причиной этого стало появление ракетного комплекса «Темп-С», способного поражать цели на расстоянии до 900 километров.

В 1972 году конструкторское бюро Воткинского машиностроительного завода получило задание сделать на базе ракеты Р-17 мишень для испытания новых зенитных ракетных комплексов с ограниченными возможностями по противоракетной обороне. Главным отличием мишени от оригинальной ракеты было отсутствие боевой части и наличие ряда специализированных систем для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Примечательно, что во избежание преждевременного уничтожения основная аппаратура ракеты-мишени размещалась в бронированном ящике. Таким образом, мишень даже в течение некоторого времени после поражения могла сохранять связь с наземным оборудованием. До 1977 года ракеты-мишени Р-17 изготовлялись серийно; позже, вероятно, их стали переоборудовать из серийных ракет с заканчивающимся гарантийным сроком.

Комплексы 9К72 с СПУ 9П117М на марше (фото КБМ им.В.П,Макеева)

С 1967 года специалисты Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ) и НПО «Гидравлика» вели работы по созданию фотоэталонных систем наведения. Суть этой идеи состоит в том, что в головку самонаведения загружается аэрофотоснимок цели и та, выйдя в заданный район, наводится при помощи соответствующего вычислителя и встроенной видеосистемы. По результатам исследований была создана ГСН «Аэрофон». Ввиду сложности проекта первый испытательный пуск ракеты Р-17 с такой системой состоялся только в 1977 году. Первые три пробных пуска на дальность 300 километров завершились успешно, условные цели были поражены с отклонением в несколько метров. С 1983 по 1986 годы проходил второй этап испытаний – еще восемь пусков. По завершении второго этапа начались государственные испытания. 22 пуска, большая часть которых завершилась поражением условной цели, стали причиной рекомендации принять комплекс «Аэрофон» в опытную эксплуатацию. В 1990 году военнослужащие 22-й ракетной бригады Белорусского военного округа отправились на Капустин Яр для ознакомления с новым комплексом, получившим название 9К72О. Немного позже несколько экземпляров было отправлено в части бригады. Сведений об опытной эксплуатации нет, более того, согласно разным источникам, 22-я бригада была расформирована раньше предполагаемого срока передачи ракетных комплексов. По имеющимся данным, все неиспользованные ракеты и оборудование комплексов находятся на хранении.

Служба

Первые партии комплексов 9К72 «Эльбрус» поступали на вооружение Советской армии. После укомплектования отечественных вооруженных сил «Эльбрус» был доработан для поставок за рубеж. Ракета Р-17 шла за рубеж под обозначением Р-300. Несмотря на большое количество 9К72 в странах Варшавского договора, первым на практике его использовал Египет. В 1973 году, во время т.н. Войны судного дня, египетские вооруженные силы произвели несколько пусков ракет Р-300 по израильским целям на Синайском полуострове. Большинство выпущенных ракет попало в цель, не превысив расчетное отклонение. Тем не менее, война закончилась победой Израиля.

СПУ 9П117 из состава 112-й ракетной бригады ГСВГ (Генцроде, 1970-1980-е годы, фото http://militaryrussia.ru)

Следующие факты боевого применения ракет Р-17 произошли во время войны в Афганистане. Оперативно-тактические ракеты оказались полезными при атаках душманских укреплений или лагерей. По различным данным, советские ракетчики произвели от одной до двух тысяч пусков, при этом было выявлено несколько характерных особенностей эксплуатации. Так, отклонение от цели, доходившее у ракеты 8К14 до ста метров, порой не позволяло надежно поражать цели взрывной волной и осколками. По этой причине уже в строевых частях был придуман новый метод применения баллистических ракет. Суть его заключалась в пуске ракеты на сравнительно небольшую дальность. Двигатель отключался сравнительно рано, и в баках оставалось некоторое количество топлива. Как следствие, попав в цель, ракета распыляла вокруг себя смесь горючего ТМ-185 и окислителя АИ-27К. Разлет жидкостей с последующим воспламенением значительно увеличивал область поражения. При этом в ряде случаев остатки топлива и окислителя вызывали длительный пожар на обстреливаемой местности. Этот оригинальный метод использования ракеты со стандартной фугасной боевой частью стал причиной появления слухов о существовании некой боеголовки объемного взрыва. Однако существование подобного заряда для комплекса «Эльбрус» не имеет документального подтверждения.

Вскоре после первого применения «Эльбруса» в Афганистане он принял участие в ирано-иракской войне. Стоит отметить, ракеты Р-300 запускались обеими сторонами конфликта, хотя и в разном количестве. Дело в том, что Ирак покупал экспортные версии комплекса 9К72 напрямую у СССР, а Иран приобретал их через Ливию. По различным данным, Ирак произвел от 300 до 500 пусков ракет Р-300 по целям на территории Ирана. В 1987 году начались испытания ракеты Al Hussein, являющейся иракской модернизацией Р-300. Иракская разработка имела облегченную боевую часть весом в 250 кг и повышенную дальность пуска – до 500 километров. Общее число произведенных пусков ракет «Эль-Хуссейн» оценивается в 150-200. Ответом на иракские обстрелы стала покупка Ираном у Ливии некоторого количества аналогичных комплексов «Эльбрус», однако их использование имело гораздо меньшие масштабы. Всего было выпущено порядка 30-40 ракет. Всего через несколько лет после окончания ирано-иракской войны экспортные ракеты Р-300 снова приняли участие в боевых действиях. Во время операции «Буря в пустыне» иракские военные производили атаки целей на территории Израиля и Саудовской Аравии, а также обстреливали наступающие американские войска. В ходе этого конфликта вооруженные силы США смогли опробовать на практике новые зенитные ракетные комплексы Patriot, имеющие ограниченные возможности противоракетной обороны. Результат попыток перехвата до сих пор является предметом споров. Разные источники приводят цифры от 20% до 100% уничтоженных ракет. В то же время, значительный ущерб противнику причинили только две или три ракеты.


Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum).

В девяностые годы прошлого века комплексы 9К72 «Эльбрус» почти не использовались в бою. Не более двух десятков ракет было выпущено в ходе нескольких локальных конфликтов. Одно из последних применений ракет Р-17 относится ко второй чеченской кампании. Имеются сведения о формировании в 1999 году специальной части, вооруженной «Эльбрусами». За последующие полтора года российские ракетчики произвели две с половиной сотни пусков, используя в том числе и ракеты с истекшим гарантийным сроком. Никаких серьезных проблем зафиксировано не было. По имеющимся данным, весной 2001 года комплексы 9К72 были переданы на хранение.

Если не считать бывшие союзные республики, которым комплексы «Эльбрус» достались после распада СССР, оперативно-тактические ракеты Р-17 и Р-300 состояли на вооружении 16 стран, в том числе Афганистана, Болгарии, Вьетнама, ГДР, КНДР, Ливии и т.д. После прекращения существования Советского Союза и Организации варшавского договора часть произведенных ракет оказалась в ставших независимыми странах. Кроме того, потеря Россией былых позиций на международной арене привела к тому, что при прямом содействии стран НАТО некоторые эксплуатанты комплексов «Эльбрус» сняли их с вооружения и утилизировали. Причинами этого были подходящие к концу сроки эксплуатации ракет, а также давление западных государств, которые по-прежнему считают 9К72 объектом повышенной угрозы: сказывается возможность установки на ракету даже устаревших ядерных боезарядов. Тем не менее, в некоторых странах комплексы «Эльбрус» по-прежнему стоят на вооружении и эксплуатируются. Их количество невелико и постоянно уменьшается. Похоже, в течение ближайших лет один из самых старых оперативно-тактических ракетных комплексов будет полностью выведен из эксплуатации во всем мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://militaryrussia.ru/
http://janes.com/
http://kapyar.ru/
http://rwd-mb3.de/
http://engine.aviaport.ru/
http://globalsecurity.org/



Читайте также: