Старт в науке. Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья Методы бактериологического исследования воздуха

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Задачи:

Расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

2. беседа

Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорее
прибыть сюда.
Ваш Доктор ЗОЖ.

Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)

Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко.А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Иллюстрация солнца на доске.

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

Что мы любим делать на солнышке?

1. Загорать
2. Греться.
3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.

Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи. 1. Даёт тепло растениям и животным.
2. Солнечный удар. 2. Загораем.
3. Гибнут растения, животные. 3. Солнце, как лекарство.

Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

На доске вывешивается картинка с изображением воздуха .

Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

Показываю детям веер. - Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.

Зачем нам нужен воздух?

Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

Давайте проведём опыт. Зажмите все - нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

3. Опыт . У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа)

Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

Должны проветривать помещение.

Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,
Поскорее свежий воздух в дом пустить.
(Дети проходят и садятся за столы)

Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1. Черный дым из труб 1. Дышать свежим воздухом
2. Выхлопные газы от машин 2. Сажать деревья
3. Гниение мусора 3. Строить очистительные сооружения

Воздух - это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

Это вода!

Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде.
- В луже, море, океане.
- И водопроводном кране.

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

4.Опыт .

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

Какого она цвета? Безцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

5.Опыт .

Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1. Экономить воду 1. Пить чистую воду
2. Не засорять воду 2. Соблюдать правила личной гигиены

Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

6.Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

7.Итог : Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее

Синяева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №30
Населённый пункт: Г.о. Балашиха, Московская область
Наименование материала: Проектно-исследовательская деятельность
Тема: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Дата публикации: 26.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30» города Балашиха

«Веснушки»

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

краткосрочный педагогический проект

Разработала: воспитатель

МАДОУ «Детский сад

№30«Веснушки»

Синяева Екатерина Алексеевна

Балашиха, 2018

1.Теоретическая обоснованность и актуальность проекта…………………..3

2. Солнце, воздух и вода – как естественные источники закаливания……...5

3. Описание проекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» ........11

4.Заключение………………………………………………………………...….17

5. Список используемой литературы……………………………………..…...18

1.Теоретическая обоснованность и актуальность проекта

Полное наименование проекта: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие

Тип проекта : воспитательно-оздоровительный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1,5 месяца)

Проблема и актуальность

современном

развития

общества

проблемами

являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость,

снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его

физического, психического и социального компонентов.

проблемы

затрагивают

дошкольном

возрасте.

Следовательно,

необходимо

использовать

здоровьесберегающие

технологии,

оптимальную

рациональную

организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-

профилактических задач.

природы",

древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель. О целебной силе воздуха,

воды и солнца знали египтяне, римляне и греки. Сильное, бронзовое от

загара тело почиталось, а бледный цвет лица и слабые мышцы считались

неприличными.

недостаточное

количество

солнечного света в осенне-зимний период, поэтому очень важно весной и

летом более длительное пребывание детей на солнце. В это время также

увеличивается возможность для игр с водой, с песком, купание и обливание,

игр на воздухе.

Солнечные

являются

сильными

раздражителями.

воздействием

человека

вырабатывается

эндорфин,

происходят

определенные

изменения

физиологических

повышается

температура

учащается

углубляется

расширяются

кровеносные

усиливается

потоотделение, при котором из организма выводятся вредные вещества,

активизируется обмен веществ.

Воду по праву можно назвать эликсиром жизни. Систематические

обливания,

сочетаемые

интенсивными

физическими

упражнениями,

являются

стимулятором

бодрости,

хорошего

настроения, источником здоровья.

Длительное пребывание на свежем воздухе повышает устойчивость

организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний,

улучшает

Весной и летом особенно важно больше находиться в лесу, парке и у

водоемов,

фитонцидами

активными

веществами,

выделяемыми

растениями.

последнее

средствах

массовой информации все больше внимания уделяется здоровому образу

С наступлением весенне-летнего оздоровительного периода дети все

больше времени будут проводить на улице, выезжать с родителями за город,

ходить в парк, в лес. Однако, проведенная с детьми беседа, позволила

выявить несформированность представлений детей о значении природных

факторов

укрепления

здоровья,

родители

затрудняются

правильно организовать деятельность детей, направленную на сохранение и

укрепление их здоровья.

Таким образом, работа над проектом направлена на систематизацию и

расширение знаний детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни и

здоровье

человека,

укрепление

здоровья

посещающих

детский сад.

создание

оптимальных

сохранения

укрепления физического здоровья воспитанников ДОУ и формирование у

детей представлений о значении природных факторов в жизни человека.

1) Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

2) Развивать познавательный интерес детей к окружающей природе.

3) Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств

4) Формировать навыки безопасного поведения в природе.

5) Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к

людям, ведущим здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты:

1.У детей сформируется начальное представление о здоровом образе

2.Совершенствуется

двигательная

активность

повысится

общий тонус организма.

3.Детско-родительские отношения будут носить партнерский характер

в совместной творческой деятельности.

4.Расширяются знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца.

2. Солнце, воздух и вода – как естественные источники закаливания.

Закаливание –

использование

совершенных,

созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и

адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности

организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым

устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

а) Систематичность использования закаливающих процедур.

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день

в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных

перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами

будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается

определенная

стереотипная

применяемый

раздражитель:

изменения

организма

воздействие

развивающиеся

результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при

строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают

приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям.

В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции.

Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их

прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-

4 недели, а у детей через 5-7 дней.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если

сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться

постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом

или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

применения

закаливающих

процедур

организма

возникает

определенная

ответная

дыхательной,

сердечно-

сосудистой

центральной

неоднократного

повторения

процедуры

организма

постепенно

ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего

изменить

длительность

воздействия

закаливающих процедур на организм.

в) Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Необходима

предварительная

тренировка

организма

щадящими

процедурами.

обтирания,

приступить

обливаниям,

соблюдая

постепенности

снижения температур.

проведении

закаливания

придерживаться

известного

медицинского

раздражители

способствуют

отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные – губительны.

г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно

на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к

закаливающих

процедур,

обратиться

Учитывая

состояние

организма,

правильно

подобрать

закаливающее

средство

посоветует,

применять,

предупредить нежелательные последствия.

д) Комплексность воздействия природных факторов.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются

для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение.

закаливающих

процедур

объективных

состояния

здоровья,

климатических

географических

условий места жительства.

Закаливание воздухом. Воздух - это среда, постоянно окружающая человека.

Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со

слизистой

оболочкой

дыхательных

исключительной

особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является

доступны

различного

возраста

применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми

заболеваниями.

заболеваний

(неврастения,

гипертоническая

стенокардия)

процедуры

назначаются

лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему

значение

укрепления

здоровья

прогулки.

Закаливающее

действие

организм

способствует

повышению

эндокринной

влиянием

воздушных

улучшаются

процессы

пищеварения,

совершенствуется

деятельность

сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический

повышается

количество

эритроцитов

гемоглобина).

Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма,

оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости,

свежести. Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом

комплексного

воздействия

физических

факторов:

температуры,

влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на

берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха,

температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн:

индифферентные

прохладные

умеренно

холодные

холодные

очень холодные (ниже 4С).

Немаловажное

значение

воздушных

подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания

скорости,

значение

направление.

способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую

Воздушные

процедуры

закаливания

применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе

(прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых

происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры

на обнаженную поверхность тела человека.

Закаливание

Солнечные

инфракрасные

обладают

выраженным

тепловым

действием

организм.

способствуют

образованию

дополнительного

организме.

результате

усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с

поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает

гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение

воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает

влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно

химическое

действие.

облучение

обладает

биологическим

эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который

оказывает

выраженное

антирахитическое

действие;

ускоряет

обменные

процессы;

влиянием

образуются

высокоактивные

продукты

белкового

биогенные

стимуляторы.

способствуют

улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая

тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и

инфекционным

заболеваниям;

оказывают

тонизирующее

действие

практически

организма.

обладает

разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с

толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её

к пигментации.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно,

иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный

Принимать

солнечные

особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда

солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13

и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо

принимать при температуре воздуха не ниже 18С. Продолжительность их не

доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя

спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными

Закаливание

водой. Мощное

средство,

обладающее

выраженным

охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во

много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам

холодней

Показателем

закаливающих

процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое

бледнеет,

краснеет,

положительном

воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции

справляются

охлаждением.

выражена

побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность

воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить

длительность

процедуры.

побледнение

сильного

холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае

уменьшить

холодовую

нагрузку,

повысить

температуру

сократить время процедуры.

Различают

организма

действие

пониженной

температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более

глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в

связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация,

кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются

тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с

высвобождением

биологически

активных

интерфероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением

самочувствия, увеличением активности. Третья фаза (неблагоприятная) -

исчерпываются

приспособительные

возможности

организма,

возникает

спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется

систематическом

использовании

закаливания

сокращается

наступает

наступила

процедуры

традиционные

нетрадиционные, или интенсивные.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

а) Обтирание - начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех

процедур.

применять

возрастах,

младенческого.

проводят

полотенцем,

смоченной водой. Обтирают сначала верхнюю половину тела (руки, шею,

вытирают

растирают

полотенцем

красноты, а затем проделывают то же с нижней половиной тела (живот,

поясница, нижние конечности). Конечности растирают от пальцев к телу.

Туловище

растирают

круговыми

движениями

направлению

подмышечным

впадинам.

Продолжительность

процедуры

превышает 4-5 мин, включая растирание тела. Для обтирания применяют

прохладную

постепенно

переходят

холодной (ниже 16 С).

б) Обливание - следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее.

Местное обливание – обливание ног. Для первых обливаний целесообразно

применять воду с температурой около + 30С, в дальнейшем снижая ее до +

обливания

проводится

энергичное

растирание

полотенцем. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры

преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так,

чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем

грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть

полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем

обливание.

оказывает

массирующее

действие,

ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

в) Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания

температура воды должна быть около +30-32С и продолжительность не

более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и

увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При

хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя

2-3 раза воду 35-40С с водой 13-20С на протяжении 3 мин. Регулярный

прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости,

повышенной работоспособности. При купании осуществляется комплексное

влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания

можно при температуре воды 18-20С и 14-15 С воздуха.

Местное закаливание холодом. Для закаливания рекомендуется наряду с

применять

процедуры.

Наиболее

распространенные из них обмывание стоп и полоскание горла холодной

водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения

части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед

сном водой с температурой вначале 26-28С, а затем снижая ее до 12-15С.

После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения.

Полоскание

проводится

используется вода с температурой 23-25С, постепенно каждую неделю она

снижается на 1-2С и доводится до 5-10С.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее

купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все

функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца,

возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции.

Таким образом, закаливание естественными природными источниками – это

приучение

организма

переносить

перемену

ветер, сквозняки, сырость. Если человек хочет быть здоровым и

крепким, надо привыкать сносить капризы погоды, не поддаваться лени,

бодро переносить трудности, формировать характер.

3. Описание проекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Проект разделен на три блока, в которых дети в увлекательной форме,

без заучивания и повторения правил приобретают знания о свойствах воды,

взрослого,

самостоятельно участвую в различных экспериментах.

Перспективный план по реализации проекта

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Мероприятие

Цель

Подбор художественной литературы,

скороговорок,

считалок

исследования.

Проанализировать

литературу

ознакомления

природой с помощью сказок, стихов,

скороговорок, считалок.

Создание условий для опытов и игр с

водой, воздухом и солнцем.

Мотивировать

дошкольников

познанию неживой природы.

Выставка

рисунков

«Солнце, воздух и вода», «Осенний

Побудить

родителей

совместному

творчеству

Пополнение картотек стихотворений,

исследуемой

Систематизировать

использовать

картотеки как основу для проведения

исследовательской работы.

сюжетно-ролевых

дидактических игр, иллюстраций по

Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и я

творчески развивать сюжет игры.

П р и в л е ч е н и е

р о д и т е л е й

пополнению

мини-лаборатории

п р е д м е т а м и

п р о в е д е н и я

экспериментов.

Анкетирование

родителей

«Закаливание

дома и в ДОУ».

Привлекать

внимание

родителей

детскому

творчеству

созданию

у с л о в и й

п р о в е д е н и я

э к с п е р и м е н т о в.

Д о н е с т и

родителей

важность

закаливания

природными источниками.

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Деятельность

родителей

1 блок. «Солнышко лучистое»

НОД «Что произойдёт,

если не будет солнца?». Цель и

з а д а ч и:

р а з в и в а т ь

Изготовление

информационной

познавательный

с о л н ц у,

с и м в о л у

источнику

повышать

р е ч е в у ю

а к т и в н о с т ь;

в о с п и т ы в а т ь

у м е н и е

уд и в л я т ь с я,

л ю б о в а т ь с я

окружающим миром.

Самостоятельная

д е я т е л ь н о с т ь

«Солнечные зайчики».

«Чтение художественной

литературы».

потешек, закличек о солнышке,

загадывание загадок о неживой

«Художественное

творчество».

Рисование

г о с т я х

с о л н ы ш к а » .

Конструирование

«Солнышко лучистое».

«Безопасность». Беседа с

детьми о том, для чего нужно

солнышко,

правильно

одеваться

солнечную

жаркую погоду.

«Музыка». Разучивание

песен «Солнечный круг»

«Социализация».

Дидактические

картинки»,

«Собери солнышко» и т..д.

закличек;

г о с т я х

солнышка»,

труирование

«Солнышко

лучистое»,

обсуждения

детей по теме.

«Закаливание.

Воздух, солнце и

2 блок «Царство воды»

водичка». Цель и задачи: учить

проводить

несложные

закрепить

з а п а х а,

воспитывать у детей бережное

отношение

воде; развивать

логическое

мышление,

рассуждать;

активизировать

словарный запас.

Закаливающие процедуры.

Умывание

прохладной

лица и шеи; мытьё рук до локтя.

«Художественное

творчество».

Рисование

царстве».

з а д а ч и:

продолжать знакомить детей со

свойствами

воды; закреплять

о сновных

ц в е т о в,

знакомить с новыми цветами и

о т т е н к а м и;

ф о р м и р о в а т ь

полож ит ельно е

тие в занятиях,

ю д е н и е

самостоятельное

проведение

опытов с водой;

дидактических,

ролевых играх;

енировка сцен в

прочитанных

произведениях;

оформлении

Анкетирование.

отношение к рисованию.

«Чтение художественной

литературы».

Разучивание

воды», «Водичка-водичка, умой

стихотворений

р еч к а » ,

«Берегите воду»).

«Безопасность». Беседы с

ч е л о в е к а,

о п а с н о с т и

употребления грязной воды.

упражнение «Вымоем посуду»,

«Польем цветы».

«Музыка».

Разучивание

песни «Дождик, дождик».

«Социализация». С/р

театрализованная

деятельность

« Р у ч е е к

р е ч к а » ;

дидактические

« С о бе р и

картинку» и т.д.

3 блок «Воздух - невидимка»

НОД «Воздух, которым мы

задачи: способствовать

расширению знаний о воздухе;

развивать

п озн авател ь н ую

активность

процессе

экспериментирования;

активизировать

воспитывать умение добиваться

результатов.

«Художественное

творчество».

«Осенний

рисовать

используя

нетрадиционный

рисования

бу м а го й)

п о д ч е р к н у т ь

значение лесов в жизни людей.

Эксперимент «Где чище

«Чтение художественной

литературы».

З а г а д ы в а н и е

стихов о природе, пословиц и

выражений о воздухе.

О б р а зо ват е л ь н а я

о б л а с т ь

« Ф и з и ч е с к а я

к у л ь т у р а » .

П р о в е д е н и е

з а н я т и я

физкультуре

свежем воздухе.

«Безопасность». Беседы с

детьми на тему «Нам полезен

ч и с т ы й

в о з д у х » ,

правильно себя вести на улице».

Закаливающие процедуры.

Принятие

воздушных

гимнастика

п р о буж д е н и я;

проветривание

помещения,

рассматриван

иллюстраций

занятиях;

разучивание

пословиц,

наблюдение

самостоятель

проведение

обсуждение

результатов.

П р о г у л к и

детьми на свежем

с п а с т и

в о з д у х

загрязнения».

Б е с е д а

родителями

«закаливание

организма.

закаливания».

прогулка

хождение босиком по коврикам-

массажёрам.

наши лучшие друзья».

Обобщить знания детей о свойствах

с о л н ц а,

в о з д у х а

сформировать у детей представление

об их пользе.

Здоровья

«Спортивная

эстафета».

Привлекать

здоровому

спортивные

развлечения.

Выставка

фотографий

мероприятий

Показать

проделанную

посредством фотографий.

Таким образом, в ходе проведения проекта «Солнце, воздух и вода –

наши лучшие друзья» были получены следующие результаты:

Сделана выставка фотографий тему: «Солнце, воздух и вода – наши

лучшие друзья!»;

С помощью инструктора по физической культуре организовали и

провели «День Здоровья»;

д е т е й старшей

группы появился

вести здоровый образ жизни ;

Дети с удовольствием принимают воздушные ванны , ходят босиком

коврикам

массажерам,

умываются

прохладной

испытывая при этом удовольствие, моют руки по локоть, полощут рот,

играют с водой;

Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают,

прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе , но и на

Воспитательная ценность проекта :

значительно

повысился

заниматься

гимнастикой,

физкультурой,

принимать

закаливающих

процедурах.

Познавательная ценность проекта :

У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни .

Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.

Проявилось

творчество

фантазия

изготовлении

рисунков,

поделок и экспериментов по данной теме.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо

продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и

реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием

интегрированного

направлении.

Продолжать

внедрять

педагогическую

практику здоровье

сберегательные

технологии ,

направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников .

Заключение

Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо

активного

процессе

педагогов

персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только

изменением

реальных

результатов

изменении

отношения дошкольников и

р о д и т е л е й

собственному здоровью .

Потребность

в здоровом образе

необходимо

формировать

раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям

окружающей среды . При профессиональном подходе к вопросам здоровье

сбережения у

укрепляется

быть здоровым ,

вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не

причинить вреда себе и другим.

Именно поэтому нами был выбран и разработан проект «Солнце, воздух и

вода – наши лучшие друзья», который смог объединить детей, родителе и

педагогов,

организовать

совместную

получить

положительный

результат по данному направлению.

Список используемой литературы.

1. Болонов Г. П., Н.В. Болонова. Сценарии спортивно- театрализованных

праздников. Москва «Школьная Пресса», 2004 г.

2. Кузнецова М.Н. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ».

Практическое пособие, 2011г.

3. Кудрявцева В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления» программно –

методическое пособие, 2010г.

4. Коновалова И. Т., Г.И. Кулик «Организация воспитательной и

оздоровительной работы в ДОУ», 2011 г.

5. Моргунова О.Н. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ», 2015 г.

6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни

«Мозаика- синтез». Москва, 2010 г.

7. Павлова М. А. «Основы здорового образа жизни». М., 2009 г.

8. Шебеко В. Н., Ермак Н.Н. физкультурные праздники в детском саду.

Москва. «Просвещение», 2001 г.

Лидия Черкесова
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

Солнце , воздух и вода – наши лучшие друзья .

Цели :

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

Расширить знания детей о свойствах воздуха , воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

Ввести в словарь детей слова : источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал : посылка, в которой лежат : письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны , воздушный шарик , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки» ; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка : стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

Дети, здесь письмо. Написано : «От Незнайки» . Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья ! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки» .

Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце ) .

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке , пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку .

А мы сможем прожить без света и солнечного тепла ? Что с нами произойдет?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

Что мы делать любим летом на солнышке ? (загорать, греться) . От солнышка всем светло , весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке , поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Делаем разминку :

Во дворе растет подсолнух ,

Утром тянется он к солнцу . (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже .

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)

Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух . Зачем нам нужен воздух ? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха ? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом .

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

А кому ещё для жизни нужен воздух ? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди , животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух , услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух ? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха . Значит, мы можем воздух видеть .

А как мы можем почувствовать воздух ? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух , чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице ? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух . Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика , что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим , он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.

А где мы можем увидеть грязный воздух ? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин) . Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом ? (заболеем) . Лучший лекарь для воздуха – деревья . Они очищают воздух , поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки) .

Воспитатель достает бутылку с водой.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

Это вода !

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

Человек может ли жить без воды?

Кому ещё нужна вода ?

Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода ?

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода ! Зачем нам нужна вода ? Расскажите.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая . Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода . Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит, какая вода ? Прозрачная.

Какого она цвета? Бесцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

Какая бывает вода ? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус ? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода ? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар , если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце , воздух и вода . Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья :

Солнце , воздух и вода !

Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки» .

Добрый день! Я думаю, вы сюда заглянули ненадолго? Ведь на улице лето! И сейчас надо не за компьютером сидеть, а с на улице гулять! Ведь там солнце греет, свежий ветер веет, а если вы на речку или к водоему пойдете, там еще и водичка тепленькая! Да-да, не зря появилась фраза:

Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!

Они на самом деле наши лучшие друзья! У меня сами собой складываются новые строки:

Солнце – это мамина ласка,
Теплая и приятная!

Воздух – от папы прохлада,
Легкая и слегка непонятная…

Вода – как любовь родителей —
Жизнь дарит всему вокруг!

Среди стихий нет вредителей!
Они – на пользу! Стихия – наш друг!

К чему это? Сейчас я расскажу вам о пользе солнца, воздуха и воды для человеческого организма, а также о том, как эти полезные стихии не сделать своими врагами. Почитаете и идите на улицу пользу себе и своим деткам приносить.

Польза солнца

С лучами солнца до нас доходят тепло и свет. Уже только за это можно любить наше солнышко!

Солнечные лучи свои теплом стимулируют кровообращение и во много крат улучшают общее самочувствие.

Солнце также воздействует на нервную систему, снимает стресс, улучшает настроение. У меня не раз бывало, что на улицу идешь без настроения, а после прогулки возвращаешься домой с широченной улыбкой!

Вы не замечали, что летом все ранки и ссадины у нас затягиваются быстрее, чем зимой? Так вот, происходит это благодаря солнцу! Под влиянием солнечных лучиков в коже у нас образуются биологически активные соединения. Они усиливают восстановительные процессы в поврежденных тканях, улучшают защитные свойства кровяных клеток. Таким образом, солнце обладает бактерицидным (дезинфицирующим) действием.

А еще летом быстрее растут волосы, ногти, укрепляется костная ткань. Дело не только в том, что мы летом потребляем больше витаминизированной пищи. Опять-таки солнце – наш помощник!

Вот детям очень важен для косточек витамин Д. Ведь без витамина Д в крови не будет поддерживаться постоянный уровень кальция, будет вымываться кальций из косточек, а они будут истончаться. А в итоге – остеопороз, рахит. Вот для профилактики рахита этот витамин врачи и рекомендуют даже здоровеньким деткам до года принимать этот витамин зимой по одной капельке каждый день, а летом – через день-два. Летом под влиянием ультрафиолетового излучения солнечных лучей в организме витамин Д синтезируется (вырабатывается) самостоятельно. Так что принимайте с детками солнечные ванны – это уже профилактика рахита.

Вот такая польза человеку от солнца. Теперь перейдем к свежему воздуху.

Польза воздуха

Здесь я начну с того, что главная польза воздуха – это насыщение нашего организма кислородом. Дышим же мы чем-то!

А продолжу тем, что большая польза от воздуха идет к нам, когда мы прогуливаемся и двигаемся. Недаром говорится: Жизнь – в движении!

Во время прогулки на свежем воздухе у нас в организме происходит немало изменений. Мы двигаемся, и в связи с этим увеличивается частота наших дыхательных движений, следом – увеличивается частота сердечных сокращений. Происходит это не резко, а постепенно, и таким образом наше сердце тренируется переносить физические нагрузки. А это – уже профилактика заболеваний сердца.

Также во время прогулки улучшается кровоснабжение организма, что хорошо сказывается на его общем состоянии.

А если касаться пользы воздуха не во время прогулки, то мне на ум сразу приходят воздушные ванны. Для детей это и отдых от подгузников, и питание кожи кислородом, и профилактика + лечение опрелостей. А для кормящих мам показаны воздушные ванночки для профилактики трещин на груди.

Уж теперь вам понятно, почему прогулка на свежем воздухе – это один из важнейших пунктов в режиме дня?Ну раз понятно, давайте перейдем к воде…

Польза воды

О воде и ее полезных свойствах можно говорить бесконечно. Но я буду говорить быстро и коротко, чтобы вы быстро это в себя впитали, как губка, и пошли гулять.

Вода – живительная влага, наш источник жизни.

Вода замедляет увядание кожи, увлажняя и питая ее. Так что тем, кто выпивает достаточное количество обычной воды в день, не страшны преждевременные морщины.

Вода – это природное средство от боли в спине и головной боли! Дело в том, что эта боль часто бывает вызвана обезвоживанием организма. Так что надо просто попить воды!

Вода также повышает производительность, питая мозг, который в основном из нее и состоит. Человек который не испытывает жажду, будет и активнее.

Также вода регулирует нашу температуру тела, что очень важно, когда мы занимаемся спортом или играем на солнце.

Кроме того, вода не только питает наш организм, но и очищает его, выводит из него шлаки, токсины, канцерогенные вещества, уменьшая риск заболеваний. Да и для лечения используется тоже: ингаляции паром, ванночки для ног и др. А еще водичка прогоняет на время чувство голода и способствует похудению.
Вода снимает дневную усталость и бодрит (вспомните бодрящий утренний душ и нежную ванну).

А еще вода замечательно поднимает настроение. Вы только вспомните, с каким удовольствием мы плаваем и с какой радостью дети играют в игры с водой! Чего только стоит один День Нептуна в детском летнем лагере!

Вот сколько пользы от солнца, воздуха и воды! Берите детей в руки и – бегом эту пользу получать!

Только помните, что надо быть осторожным и выполнять некоторые правила, чтобы и не навредить себе и ребенку.

Правила пользования дарами природы без вреда для организма:

— не находитесь на солнце долгое время и в пик солнечной активности;

— используйте солнцезащитные крема;

— не оставляйте ребенка до 3-х лет под прямыми солнечными лучами, повязывайте ему косыночку, надевайте панамку;

— пейте больше воды (обычной, а не газированной или напитков);

— вода, которую вы даете пить ребенку, не должна быть холодной;

— старайтесь не гулять на сквозняках;

— не курите и не позволяйте другим курить рядом с вами и вашим ребенком;

— после купания обязательно вытрите ребенка насухо.

Пусть каждая прогулка будет вам на пользу и приносит удовольствие! Будьте здоровы!

Вот посмотрите, кстати, как вода хорошо организм омолаживает!

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


И моя благодарность останется с вами!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной

на тему: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Выполнила: студентка 402 группы

Яшина Ольга

Проверила: преподаватель оториноларингологии

Ежова Галина Георгиевна

Самара 2013

1.1 В чем польза

1.2 В чем опасность

1.3 Меры предосторожности

Список литературы

1. Солнце

Воздействие солнца на человека крайне велико. Без его света трудно представить нашу повседневную жизнь. Однако солнечные лучи - это не только тот свет, который мы видим, а также ультрафиолетовые лучи.

1.1 В чем польза

солнце воздух вода иммунитет

Солнце, несомненно, полезно для здоровья. Под воздействием ультрафиолетовых лучей активизируется обмен веществ, улучшается работа желез внутренней секреции и кровеносной системы, увеличивается количество гемоглобина, в коже синтезируется витамин D, необходимый для полноценного развития зубов, костей и других органов, нормализуется фосфоркальциевый обмен, давая запас сил для долгих осени и зимы. Ультрафиолетовые лучи воздействуют на мозговые центры, управляющие половой и эндокринной системами. Даже недолгое пребывание человека на солнце способствует выбросу в кровь особых веществ -- эндорфинов, которые поднимают уровень настроения и в целом положительно влияют на эмоциональное состояние. Но каждый должен помнить, что солнечные ванны приносят пользу только в том случае, когда принимаются в адекватных дозах. Для организма полезно лишь небольшое количество ультрафиолетовых лучей.

1.2 В чем опасность

Длительное воздействие на организм прямых солнечных лучей вызывает раннее старение кожи, появление глубоких морщин, которые не разглаживаются, и пигментных пятен, а также солнечные ожоги.

Помимо сугубо «эстетических» проблем, злоупотребление солнцем приводит и к более опасным последствиям -- раку кожи и груди, а также генным изменениям. В группу риска входят люди с большим количеством родинок на теле, страдающие некоторыми заболеваниями кожи, а также люди с очень светлой кожей и женщины, предпочитающие загорать топлес.

Неуемная страсть к загару вызывает повышение артериального давления, учащение пульса, аритмию, головную боль и слабость, не проходящую и после отдыха в тени. Под действием палящих лучей солнца обостряются многие хронические заболевания: ревматоидный артрит, системная красная волчанка и даже язва желудка.

Избыток ультрафиолетовых лучей вызывает ослабление иммунной системы, проявляющееся постепенно: к любителям загара вдруг начинают липнуть болезни, о которых они раньше и знать не знали. Снижение иммунитета после долгого пребывания на солнце повышает риск заболеть туберкулезом.

Сильное солнечное излучение оказывает негативное воздействие и на глаза, повреждая роговицу, хрусталик и даже сетчатку. Кроме того, довольно часто солнце вызывает аллергический конъюнктивит.

1.3 Меры предосторожности

1. В солнечный день не выходите на улицу без солнцезащитных очков. Приобретать их лучше в салоне оптики, консультируясь со специалистом. Выбирайте стекла коричневого, дымчатого, желто-зеленых цветов. Синие, голубые, серые и фиолетовые тона лишь создают иллюзию защиты.

2. Находиться под прямыми лучами солнца без головного убора вредно для всех, а для людей пожилых и для тех, кто склонен к гипертонии, -- крайне опасно. Перегрев головы может привести к солнечному удару и даже к инсульту.

3. Принимайте солнечные ванны в то время, когда тепловое воздействие солнца минимальное, а ультрафиолета достаточно, чтобы получить красивый загар. Это часы вскоре после восхода солнца и непосредственно перед его закатом. Из тени пляжного тента выходите на открытое солнце для загара не чаще, чем 1 раз в 2 часа. Не принимайте солнечные ванны дольше 20 минут подряд.

4. Если у вас чувствительная кожа, загорайте в тени. Около 65% ультрафиолетовых лучей все равно достигнут вашей кожи, и вы получите мягкий загар.

5. Не загорайте натощак и сразу после еды. Лучше всего делать это через час-полтора после еды. Перед походом на пляж съешьте что-нибудь соленое или выпейте чай с лимоном. Благодаря этому вы предотвратите потерю минеральных веществ, которые выводятся из организма при потоотделении.

6. Загорать лучше всего в движении. Если вы загораете в лежачем положении, голова должна быть чуть приподнята. Во время загорания нельзя спать, не рекомендуется также читать.

7. Намереваясь пойти на пляж, не мойте тело мылом, не пользуйтесь лосьонами, тониками, одеколонами, туалетной водой. Мыло разрушает защитное покрытие кожи и обезжиривает ее. Лосьон, туалетная вода делают кожу чувствительной к ультрафиолетовым лучам. В результате у вас могут возникнуть стойкие коричневые пятна, прыщи и зуд.

8. Для защиты кожи от солнца и для ее смягчения нельзя применять минеральные жиры (вазелин, глицерин), так как это может привести к солнечному ожогу. Отправляясь загорать, смажьте губы гигиенической помадой. Не рекомендуется покрывать ногти лаком.

9. Используйте солнцезащитные средства (кремы, бальзамы). Людям со светлой кожей, «обладателям» родинок и жертвам аллергии на солнечные лучи следует пользоваться средствами с высокой степенью защиты (SPF-фактором) в течение всего пляжного периода. Шатенам, редко страдающим от солнечных ожогов, можно использовать средства со средней степенью защиты.

Не забывайте обновлять защиту, особенно после пребывания в воде. Уделяйте особое внимание чувствительным участкам тела: нос, губы, уши, шея.

10. После плавания тщательно вытирайте кожу, так как каждая капелька воды подобно увеличительному стеклу усиливает действие солнца и вызывает более сильный ожог.

Воздух

Воздух окружает нас со всех сторон. Посредством него мы общаемся, ведь звуковые волны - это всего лишь чередующиеся с разной частотой разрежения и уплотнения воздуха. Он заполняет нас изнутри при дыхании и, отдавая свой кислород, поддерживает жизнь.

Аэротерапия - закаливание воздухом. Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.

Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках, так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.

Влияние воздуха на организм человека очевидно. Благоприятные условия воздушной среды - важнейший фактор сохранения здоровья, работоспособности человека. Поэтому, постарайтесь обеспечить наилучшую очистку воздуха в помещении. А также при первой возможности старайтесь покидать город. Поезжайте в лес, к водоему, гуляйте в парках, скверах.

Дышите чистым, целебным воздухом, необходимым для сохранения вашего здоровья.

Вода

Казалось бы, чем полезна вода, если в ее состав не входят ни витамины, ни микроэлементы, ни минералы (исключением является минеральная вода)? Ответ прост, вода - основа всего, более 70% земного шара покрыто водой, человеческий организм приблизительно на 80% состоит из воды. Вода - важнейшая составляющая каждой живой клетки. При дефиците воды возникает дисбаланс, нарушающий жизнедеятельность, и нередко приводящий к гибели клетки.

Уже давно известно, что вода играет важнейшую роль для человека.

Являясь универсальным растворителем, вода улучшает питание клеток, растворяя нужные минералы, микроэлементы и витамины, она транспортирует их от клетки к клетке (межклеточная жидкость и есть вода), обеспечивая их нормальное функционирование и жизнедеятельность. Недостаток воды приводит к затруднениям в транспортировке полезных веществ и вызывает «голод» клеток, от чего они погибают. Употребляя чистую воду без добавок (не чай, не кофе, не компоты и кисели, а обычную воду) мы обеспечиваем хороший тургор кожи, здоровый цвет лица, нормальный обмен веществ, стройную фигуру, безупречную работу мозга.

Вода - очиститель, в ней также растворяются различные шлаки, токсины и прочие ненужные организму вещества, с водой они и выводятся наружу (через мочу, пот).

Вода - один из главных регуляторов в организме, при повышении температуры повышается потоотделение, охлаждая поверхность кожи. Вода выводится из организма и при дыхании (особенно это заметно на морозе, мы выдыхаем пар).

Закаливание водой. Закаливание водой - это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Закаливание водой можно разделить на несколько видов:

Обтирание. Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой. Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.

Обливание. Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным - обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Душ. Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.

Лечебное купание и моржевание. Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции. Этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Будьте здоровы!

Список литературы

1. http://bodyperfection.ru/

2. http://www.ecoteco.ru/

3. http://www.sovetus.ru/krasota-zdorovje/

4. http://polzavred.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация и гигиеническая характеристика физических факторов воздушной среды. Влияние комплекса метеорологических факторов на организм человека. Принципы гигиенического нормирования и оценка микроклимата помещений. Анализ степени ионизации воздуха.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Воздействие на организм природных факторов. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаливание водой, воздухом и солнцем. Контрастное и нетрадиционное закаливание. Дозировка и формы проведения процедур.

    реферат , добавлен 12.12.2011

    Иммунитет и иммунокомпетентные клетки человека. Характер и основные типы повреждений ДНК. Свойства изотопов водорода. Влияние воды с измененным изотопным составом на биологические объекты. Выявление и выделение лимфоцитов из цельной крови человека.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2015

    Симптомы и болезни человека, употребляющего мало воды. Роль воды при снижении веса. Мифы о недостатке воды в организме. Способы определения необходимого количества выпитой воды. Важнейшие качества воды - чистота, кислотно-щелочное равновесие, структура.

    реферат , добавлен 05.05.2014

    Сказки и правда о "живой" и "мертвой" воде. Ознакомление с историей использования "живой" и "мертвой" воды в медицинских целях. Рассмотрение действия приборов электроактивации. Магическое влияние крещенской и купальской воды на организм человека.

    реферат , добавлен 11.09.2015

    Основные цели, задачи и методы исследования влияния атмосферного воздуха на состояние здоровья населения. Определение источников загрязнения и основные мероприятия, направленные на ограничение воздействия загрязнения, охрана атмосферного воздуха.

    методичка , добавлен 19.04.2009

    Удивительные свойства воды. Роль воды в жизни человека. Питьевой режим и баланс воды в организме. Источники загрязнения питьевой воды. Способы очистки воды. Характеристика бальнеологических ресурсов Беларуси. Важнейшие минеральные источники страны.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Исследование генетики, окружающей среды, медицинского обеспечения, условий, образа жизни людей как основных факторов, влияющих на здоровье человека. Определение роли пищевых веществ (белки, жиры, углеводы, вода, витамины) в поддержании жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Аэроионотерапия – лечение ионизованным воздухом. Пути влияния аэроионов на организм человека. Механизм физического воздействия аэроионотерапии. Аэроионный массаж как метод климатотерапии. Показания и противопоказания к применению аэроионотерапии.

    реферат , добавлен 15.04.2009

    Определение роли гигиены атмосферного воздуха, воздушной среды, климата и погоды в профилактике донозологических состояний и обострений болезней человека. Метеопрофилактика и осуществление медицинского климатического районирования Республики Беларусь.



Читайте также: