Сублимация проблемы. Сублимация - что это такое, определение в психологии

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Ежедневно каждый из нас испытывает желания и подвержен нежелательным стимулам, которые заставляют нас принимать определенные решения и вызывают эмоциональный ответ. Данные эмоциональные реакции могут быть как положительными, так и отрицательными. Действовать согласно всем побуждениям неверно и неуместно – поэтому так необходимо совладать с ними. Одним из вариантов решения, с помощью которого люди справляются с такими желаниями, является процесс, известный в психологии как сублимация. Благодаря сублимации люди трансформируют нежелательные импульсы во что-то менее негативное, а чаще всего, даже полезное для себя. Обретая решение – мы приходим к пониманию разницы между неприемлемым и приемлемым поведением.

Сублимация в психоанализе

Впервые ввел термин сублимации Зигмунд Фрейд, после прочтения книги Генриха Гейне. В книге рассказывалась история мальчика, который издевался над собаками, а позже стал уважаемым хирургом. Фрейд назвал это сублимацией и описал как один из защитных механизмов. Он считал, что энергия, которая однажды привела к садизму ребенка, была в конечном итоге сублимирована на позитивные и социально верные действия, приносящие пользу окружающим. В последующем, его дочь, Анна Фрейд, более детально описала и расширила понимание термина – в своей книге «Эго и защитные механизмы».

Сублимация – это тип защитного механизма психики, бессознательная , уменьшающая беспокойство, вызванное неприемлемыми побуждениями или нежелательными стимулами.

Согласно психоаналитической теории Фрейда, есть три составляющие личности. Ид является первой – формирующей и служащей источником либидо или энергии, стимулирующей поведение. Ид примитивен и прост – состоит из всех побуждений и желаний, подчиняющихся принципу удовольствия и в большинстве своем недопустимых для общества. Является иррациональным и бессознательным. Эго – возникает позже в детстве и является частью личности, господствует над Ид и приводит в соответствие к требованиям реальности. Вместо того чтобы просто инстинктивно действовать относительно наших позывов, Эго заставляет нас справляться с желаниями более реалистичными способами. Третья составляющая – Супер-Эго, компонент личности, состоящий из всех моральных норм, правил, стандартов и ценностей, которые мы усвоили от родителей и общества. И заставляет нас вести себя в соответствии с ними. Выступая посредником между требованиями реальности, примитивными побуждениями Ид и стандартами морали Супер-Эго, в Эго возникает чувство беспокойства и тревожности.

Сублимация – это один из способов, посредством которого Эго уменьшает беспокойство, работая путем направления негативных импульсов в поведение, являющееся положительным и социально удовлетворительным. Фрейд считал сублимацию признаком зрелости, которая позволяет людям вести себя цивилизованными и оптимальными способами. Этот процесс побуждает людей заниматься позитивной, продуктивной и творческой деятельностью.

Но иногда сублимация происходит на подсознательном уровне и мы не подозреваем как это осуществляется. Гарри Салливан, основатель межличностного психоанализа, описывал сублимацию, когда говорил о возникающих нюансах между взаимодействующими людьми. Для него сублимация – это невольное и единственно частичное удовлетворение, получаемое нами благодаря социальному одобрению и как возможность добиться прямого удовлетворения, несмотря даже на то, что это противоречит нашим собственным идеалам или социальным нормам. Салливан понимал, что сублимация в психологии гораздо сложнее, чем полагал Фрейд. Замена отрицательных эмоций на позитивное поведение является не совсем тем, чего мы добиваемся. Мы не можем полностью удовлетворить себя, но в цивилизованном обществе, участниками которого являемся, это вероятно единственный наш способ. Когда используем сублимацию в качестве защитного механизма, мы не сознательно принимаем решение и не задумываемся над результатом, по причине потребности в удовлетворении и необходимости вписаться в социум, хотя внутренне можем столкнуться с конфликтом.

Как работает сублимация?

Что происходит в тот момент, когда вы ? Эмоциональный взрыв – это как раз один из вариантов борьбы с таким чувством. Но проявляя так свои эмоции, вы более чем вероятно нанесете себе вред. Вы, скорее всего, навредите себе в межличностных отношениях и заработаете репутацию вспыльчивого человека.

Но что, если вместо того, чтобы взрываться от приступа ярости, вы направите распаленные эмоции на какую-то физическую активность, к примеру, на уборку квартиры? Вы могли бы провести несколько часов, убирая кухню, спальню и ванную. Как только ваше чувство фрустрации, несоответствия желаний с имеющимися возможностями, исчезнет, вы получите положительный результат – сверкающую и чистую квартиру. Это один из немногих примеров того, как сублимация трансформирует негативные импульсы в поведение, которое не только не разрушительно, но и продуктивно.

Примеры сублимации

Участие в спортивных соревнованиях иногда является примером действия сублимации. Вместо того чтобы вступать в конфликты под влиянием непозволительных побуждений противостоять другим людям, человек занимается спортивными состязаниями, ради получения удовлетворения от чувства победы и доминирования. Также распространяется и на активные физические упражнения. Предположим, что вы со своим соседом или другом. Вас обуревают чувства гнева и раздражения, и возникает желание ударить оппонента. Так как такое действие неуместно, у вас есть возможность справиться со своими чувствами, отправившись на пробежку или на занятия в тренажерный зал. Благодаря сублимации вы превратите свои нежелательные импульсы в действия, которые рассеют ваш гнев и принесут пользу вашему физическому здоровью.

Некоторые другие примеры сублимации:

  • У вас потребность контролировать все, даже самые незначительные детали в вашей жизни. Вы сублимируете эту энергию, чтобы стать успешным администратором, или лидером.
  • Вы испытываете чувство глубокого разочарования после завершения отношений с другим человеком. Чтобы справиться с негативными эмоциями, вы переносите свое эмоциональное расстройство в творческую деятельность.
  • Вы получаете выговор на работе. Испытывая чувство страха, что можете ее потерять, возвращаясь домой – решили прогуляться пешком. Это даст вам возможность и время чтобы остыть, привести мысли в порядок, к тому же положительно скажется на .

Как сублимация влияет на вашу жизнь

Итак, какова роль процесса сублимации в вашей жизни? Как предполагал Фрейд, сублимация обычно считается здоровым и зрелым способом борьбы с побуждениями, которые нежелательны или недопустимы. Вместо того чтобы действовать методами, которые навредят нам или другим людям, сублимация позволяет направлять энергию в полезное русло.

Важно помнить, что сублимация не всегда очевидна, так как она работает на подсознательном уровне. Хоть иногда мы наблюдаем, как наши негативные чувства побуждают нас действовать определенным образом – мы часто не замечаем подобные вещи. Но несмотря на это, она оказывает сильное влияние на наше поведение. Какой бы способ сублимации своих глубоких и мрачных мыслей вы бы не выбрали, будьте уверены, что вся эта отрицательная энергия, устремится на что-то продуктивное и положительное для вас.

Выражение «сублимировать» многие употребляют к месту и не к месту, желая казаться образованными и произнося красивые слова, не понимая их значения.

Сублимация — это термин из психологии, который впервые использовал Зигмунд Фрейд в своих научных публикациях. В них он говорил о способности человеческой психики задействовать внутренние защитные механизмы и переносить напряжение на активную деятельность, чтобы переключиться с достижения низменных целей на цели, приемлемые обществом, «высокие».

Фрейд советовал сублимировать – вкладывать скопившуюся энергию в творчество , созидание, позитивную деятельность. Он рассматривал сублимацию как направление биологических энергий на социальные цели. В переводе с латинского sublimare значит одухотворять, возносить ввысь.

Где искать объяснение

Термин сублимация описан в различных словарях:

  • Словарь литературоведческих терминов;
  • Философский энциклопедический словарь;
  • Медицинская энциклопедия.

Современная трактовка

Если оценивать термин «сублимация» с современной точки зрения, то он означает способность переключать инстинктивные стремления в контролируемые формы поведения и деятельность, которая положительно оценивается обществом. Источником этих инстинктивных стремлений служит либидо — сексуальная энергия человека. Направление этой энергии в русло достижения конкретных целей, чаще всего творческого характера, и называется сублимацией.

Сублимация в повседневной жизни понимается как способ от состояния неудовлетворенности, угнетенности, тоски перейти к положительным эмоциям, активной деятельности, ощутить вдохновение, ощутить наслаждение от созерцания результатов своего труда. Именно поэтому все советуют «сублимировать» в творчество. Даже самый скромный результат творческой деятельности позволяет насладиться чувством достижения цели. Психолог-исследователь Т. Адорно обнаружил, что непрямые эффекты сублимации позволяют эффективно управлять человеческим сознанием.

Согласно учению Фрейда, на эффекте сублимации созданы многие великие художественные произведения , книги, картины, музыка. Напрямую все эти виды деятельности не имеют отношения к либидо и сексу, но вдохновляются именно такими устремлениями. Нередко это происходит неосознанно, на волне одушевления, под впечатлением от случайной встречи или ненароком услышанного слова.

Плоды сублимации

Если посмотреть под углом зрения дедушки Фрейда, то в окружающей нас действительности можно найти немало примеров сублимации гениев. Самый яркий — картина «Неизвестная» Ивана Крамского. Сам Зигмунд наиболее ярким примером естественной сублимации считал жизнь Леонардо да Винчи, который все, к чему прикасалась его мысль или рука, превращал в чудо человеческой мысли.

Более простые примеры сублимации можно легко обнаружить рядом с собой. Люди, склонные к насилию, идут работать в силовые органы, испытывающие нездоровый интерес к смерти — в морги и в патологоанатомы, имеющие задатки вуайеризма — в пол-дэнс и стриптиз, пироманы — в цирк и организации, устраивающие праздничные фейерверки.

Конечно, это очень примитивное и приближенное объяснение. У полицейского или дрессировщика могут быть совершенно несвязанные с подавляемыми низменными порывами мотивы для выбора профессии. Однако Зигмунд Фрейд, а затем и Карл Гюстав Юнг дали всем дилетантам повод заподозрить сексуальную подоплеку в любом виде деятельности, которым занят человек.

С точки зрения современной науки

С точки зрения современной психологии термин сублимация не так прост и гораздо более глубок. Известна фраза гениального режиссера Альфреда Хичкока о том, что победить собственные страхи он может единственным оружием — превратив их в фильм. Те, кто видел фильмы Хичкока, согласятся — сексуального в них крайне мало.

Современные психологи сошлись во мнении, что сублимация – это, прежде всего, защитный механизм, благодаря которому снимается внутренне напряжение. Сублимация дает выход энергии в спорте, науке, конечно же, творчестве, религии. Можно вложить энергию даже в мытье полов, главное, чтобы это приносило моральное удовлетворение .

Но и это еще не все. Термин сублимация применим также в других областях человеческого знания:

  • в химии (процесс перехода вещества из твердого в газообразное состояние, минуя жидкость);
  • в пищевой промышленности (удаление водяного льда из свежезамороженных овощей и фруктов);
  • в полиграфии (перенос изображения с одной поверхности на другую).

Таким образом, сублимация — это не только перенос сексуальной энергии в творчество , но и еще множество различных понятий. Большинство из них используются специалисты в своей профессиональной области.

Систематизация и связи

Онтология

" Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество" - определение Википедии представляет психику страдательно и мистически [энергия] , видимо так и у Фрейда, и где связь творчества и социально приемлемых целей с сублимацией явно надумана. Статья в энциклопедии конкретна, где сублимация трактуется как возвышение , что правильно, так как сублимация связана только с бесполым Тела, как и либидо, но либидо никак с возвышением прямо не связано и притянуто за уши Фрейдом, а вот бесполое Тела необходимо стремится вверх как природно детерминированное . Откуда тогда творчество? оно связано только с объектом сопротивления при эффекте потери Тела Матери, а либидо тут не причём. Почему заподозрили либидо? объект сопротивления принимает просто более активную форму при нереализованном либидо , но прямой связи либидо с творчеством нет, иначе женский биопол не творил бы. Вера в сублимацию как "защитный механизм психики" никак не обоснованная, она скорее наступательная. Войны и драки тоже ведь сублимация , и что в них защитного для психики , если после войн люди лечатся. Женский биопол не возвышается [сублимация] как мужской из-за самодостаточности бесполого Тела его.

Сублимация (позднелат. sublimatio - возвышение , от лат. sublimo - высоко поднимаю, возвышаю) - в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда - особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при котором первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологических механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологического детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. - как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологическим детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов основных влечений и их патологических отклонений. Например, согласно работам Т. Рейка, творчество Гёте, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гёте, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского - чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитический очерк, пер. с нем., Л.-М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеятельной. психотерапии.
Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психических механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии - превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфических функций Эго.
Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологическим процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психические и психосоматические процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному - влечениям и их материалу; при этом сам творческий акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования.
http://dic.academic.ru/…/%D0%A1%D0%A3%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%… Д. Ляликов Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М. 1960—1970.

Проблема сублимации обсуждалась в работах Фрейда. Он исходил из того, что в процессе своей деятельности человек руководствуется принципом удовольствия. В основе человеческой деятельности лежат сексуальные влечения, требующие своего удовлетворения. Отказ от удовлетворения сексуальных влечений чреват такими негативными последствиями, которые могут обернуться психическими расстройствами.
Однако вынужденный отказ не обязательно ведет к неврозу. Существуют иные пути, не ведущие к заболеванию. Так, среди процессов, защищающих человека от заболевания, имеется такой, который приобрел особое культурное значение. Этот процесс заключается в том, что сексуальное стремление отказывается от своего частичного удовлетворения и направляется на социальную цель. Фрейд назвал данный процесс сублимацией.
Впрочем, как замечал Фрейд, сублимация является лишь специальным случаем присоединения сексуального стремления к другим, несексуальным. Это означает, что в процессе сублимации может освободиться только часть сексуальной энергии. Кроме того, не все люди в равной степени обладают способностью к сублимации.
Таким образом, под сублимацией Фрейд понимал способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую. Суть сублимации - в отвлечении от сексуального. Это своего рода десексуализация. В процессе сублимации сексуальная энергия находит выход за пределы телесного удовлетворения.
Фрейд исходил из того, что процесс сублимации начинается в сексуальный латентный период детства. Этот процесс может быть связан с реактивными движениями, создающими психические плотины для подавления неприятных чувств, например отвращения, стыда. В этом случае сублимирование сексуальных влечений идет по пути реактивных образований. Однако сублимация и реактивные образования - это два различных процесса. Сублимация возможна также посредством других, более простых механизмов.
В понимании Фрейда, сублимация оказывается источником научного познания, исследовательского интереса, художественного творчества. По его собственному выражению, вместо того, чтобы любить, люди исследуют и творят.
Сексуальное влечение способно менять свою ближайшую цель на более высоко оцениваемую в обществе.
В конечном счете, с точки зрения Фрейда, многие достижения культуры - результат сублимации сексуальных влечений человека. Сквозь призму сублимации он рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, развитие искусства и появление общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества.
По мнению К. Хорни, в классическом психоанализе нет четкого различия между сублимацией и сдерживанием влечения в направлении цели. В результате чего трудно сказать, является ли такая трансформация использования нарциссической любви для формирования Я-идеалов сублимацией или сдержанной в отношении цели формой любви к себе.
http://bookap.info/…/leybin_psihoanaliz_uchebnoe_…/gl19.shtm Лейбин. Психоанализ. Сублимация

Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.
Описание
Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление её к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).
На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы.
https://ru.wikipedia.org/…/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D… Сублимация (психология). ВИКИПЕДИЯ

Сублимация - один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности.

Иными словами, сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например, у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм - в дружбе, в творчестве и т.п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Сублимация - это психологическая защита путем десексуализации импульсов и превращения их в социально желательные формы активности.

По мнению З.Фрейда, сублимация - это механизм психологической защиты, благодаря которому энергия влечений направляется на другие, высшие, уже несексуальные цели. Например, сексуальная энергия может сублимироваться в творчестве (как у художников и поэтов), в шутках, остротах, анекдотах. Именно компоненты сексуального влечения отличаются способностью к сублимации, т.е. замещению сексуальной цели другой, более отдаленной и более ценной в социальном отношении.

З.Фрейд объяснял творчество личности через сублимацию. Переключение энергии либидо на процесс творчества или шутки, что вызывает разрядку напряжения в форме, разрешенной обществом, - одна из важных особенностей сублимации.

Идентификация

Когда мальчик ощущает себя слабым и беспомощным, он "хочет быть таким, как папа", т.е. идентифицируется, отождествляется с отцом.

Когда подросток взволнован, он пытается быть таким же уравновешенным и сильным, как киногерой (идентифицируется с киногероем).

Идентификация - это процесс неосознаваемого отождествления себя с другим субъектом, группой, образцом, идеалом.

По мнению Фрейда, с помощью идентификации маленькие дети усваивают модели поведения значимых для них людей, формируют Сверх-Я, принимают мужскую или женскую роль.

Идентификация - это неосознаваемое перенесение на себя чувств, черт, особенностей, которые присущи другому человеку или живому существу.

З.Фрейд утверждал, что идентификация - это защита от объекта (который вызывает страх) путем уподобления ему. Так, мальчик бессознательно наследует сильного и строгого отца и этим стремится заслужить его любовь и уважение. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. Благодаря идентификации достигается также символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. В широком значении идентификация - это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.

Идентифицироваться можно с любым объектом, человеком, животным, идеей, организацией.

Идентификация приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у других людей. Идентифицируясь с киногероем, подросток приобретает смелость; отождествляясь с отцом, малыш стремится быть или ощущает себя таким же сильным и могущественным, "как папа".

Проекция

Проекция - это приписывание собственных вытесненных переживаний, потребностей, особенностей другим людям.

Проекция - это механизм защиты от своих неосознанных асоциальных желаний и влечений с помощью приписывания другим людям социально нежелательных влечений, склонностей и особенностей.

Агрессивный человек и других людей воспринимает агрессивными (т.е. проектирует на них свою агрессивность), жадный - жадными, коварный - коварными, а лгуну все люди кажутся лгунами.

Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.

Таков, например, механизм детского и религиозно - мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу (приписывая им собственные мотивы, желания, чувства).

Называют проекцией и своеобразное отождествление художника со своим творением (Флобер писал: "Эмма - это я"). Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.

Индивидуум может проектировать на других не только нежелательные или негативные аспекты своего реального "Я", но и подавлять в себе и проектировать на других свои позитивные особенности.

Психологи выделяют такие виды проекции:

1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

Современного человека ежедневно 21 столетие поджидает с сюрпризом в виде различных стрессовых ситуаций, конфликтов, которые требуют от него защиты и снятия напряжения, как, на пример, сублимация.

Процесс сублимации

Если говорить научным языком, то это один из видов защитных механизмов личности, благодаря которому она снимает с себя в конфликтной ситуации напряжение с помощью превращения своей инстинктивной энергии в ту форму общественной деятельности, которая желательна и для человека, и для окружающего мира. Зигмунд Фрейд описывал данную теорию как некое отклонение биологической энергии человека. То есть сексуальной влечений индивида от их несомненной прямой цели, перенаправляя их к тем целям, что общество не отвергает.

Важно отметить, что процесс сублимации помогает человеку не игнорировать свои внутренние конфликты, а направить всю свою на поиск способов их разрешения.

Примеры сублимации в психологии

Сублимация может принимать различные формы. Так, к примеру, садистские стремления личности могут перевоплотиться в желание быть хирургом. Также сексуальная энергия имеет возможность сублимироваться в творчестве (поэты, художники), в анекдотах, шутках. Агрессивная энергия способна трансформироваться в спорте (бокс) или в строгом воспитании (требовательность по отношению к собственным детям). Эротизм, в свою очередь - в дружбе.

То есть, когда человек не может найти естественную разрядку своим инстинктивным влечениям, он подсознательно находит тот род занятий, ту деятельность, благодаря которой данные импульсы высвобождаются.

Фрейд находил объяснение творчеству каждой личности именно через сублимацию именно, как переключение энергии ее непосредственно на процесс творчества.



Читайте также: