Теории возникновения искусства кратко. Основные теории возникновения искусства

Если мы от религии переходим к искусству, то отнюдь не потому, что оба эти направления духовной культуры были напрямую в своем происхождении или содержании связаны. В науке прошлого, однако, имеет весьма распространенное хождение «теория», выводящая возникновение искусства из религиозных форм, в частности из магии и тотемизма.

Вопрос об истоках искусства в различных его формах, как и о сущности первых его проявлений не лишен сложности. Однако указанную ранее «теорию» следует решительно откинуть. Достаточно вспомнить что, как мы это знаем по археологическим изысканиям, и религия и искусство, в частности изобразительное искусство, проявляются в одно время на ориньяко-солютрейской поры, или на этапе . Отклонять из религии искусство означает предположение пред-существование последней, стало быть, религию причислять к самым ранним этапам человеческого существования, причем в столь довольно уже развитом виде, что она способна вызвать новое сложное свое проявление на непосредственно следующем этапе. Не приходится озвучивать, что религия способна оказывать на искусство влияние, но это только потому, что вообще все формы идеологии тесно соприкасаются и влияют друг на друга, причем религия в большей мере, обладая крайней активностью, ищет себе выражения и оказывает влияние как на иные формы идеологии, проникая в язык, мышление, науку и пр., так и на общественные отношения.

Рисунок на камне. Ориньякская культура.

Еще одна теория, а о ней стоит упомянуть, выводит искусство из чувства красоты и эстетизма как-бы присущего человеку органически. На самом же деле в человеке чувство эстетики развивается на протяжении его развития в духовном плане, на почве восприятия совершенства, гармонии и красоты, присущих природе лишь в тот момент, когда человеком начинают воспроизводиться такие природные качества в произведениях собственного труда и во всевозможных формах выражения личных чувств и собственной мысли, т. е. в разнообразных формах уже возникшего искусства. По этому, эстетизм источником искусства являться не может, а искусство, как и природа, в человеке эстетическое чувство развивает самостоятельно.

Вообще, ни каким образом не приходится искусство выводить из какого-либо другого идеологического явления, делать его надстройкой над надстройкой. Искусство имеет общий источник со всеми идеологическими явлениями.

Общим таким источником первобытного искусства в любых его проявлениях является труд и вся трудовая деятельность человека древности. С развитием человека и человеческой общины, с усложнением идеологии этот начальный источник искусства, естественно, становится все более опосредствованным заново появляющимися видами деятельности и человеческих отношений. По существу и своему содержанию искусство первобытности в его всех разнообразных видах представляет не что иное, как форму выражения, соприкасающуюся с деятельностью труда человека, его чувствований, восприятий, настроения и мысли. Данное искусство ни как не является самоцелью, искусством для искусства, а возникает в обществе из потребности человека в общении, стремлении передать свои мысли и чувства.

Первоначальное содержание искусства, его сюжеты и мотивы в свой черед целиком определяются трудом человека в коллективе. С общественным развитием и его отношениями сюда присоединяются во всем их многообразии и во всей той сложности восприятия, чувства, мысли и пр., связанные с личными переживаниями и общественными отношениями человека.

По понятной причине, из разных видов искусства памятники археологии непосредственно сохранили отпечатки исключительно изобразительного искусства.

Памятники раннего палеолита (Шелль, Ашель, Мустье) не обнаруживают никаких признаков наличия изобразительного искусства. Зато вместе с тем подъемом в развитии общества первобытности, который представлен ориньяко-солютрейской стадией, здесь все виды изобразительного искусства появляются сразу. Мы имеем здесь рисунок, который содержит в себе контурное изображение весьма примитивного уровня, путем вырезания или высечения на камне, роге либо кости. Одинаковая примитивность в живописи, ограничивающаяся аналогично контурным наскальным изображением, в черной либо красной краской, нанесенным, по всей вероятности, при помощи пальца. В качестве сюжета преимущественно выступает какой-то вид животного - лошадь, олень, носорог, лев. Обычно дана только голова, редко - вся фигура. Строго реалистичен стиль, что в особенности относится к рисунку.

Рисунок на стене пещеры. Ориньяко-солютрейская культура.

Условные изображения ориньяко-солютрейской эпохи собою представляют ряд точек или линий. Скульптура круглой формы представлена по большей части женскими фигурками, высеченными из камня мягкой породы, известняка, мергеля, реже - из кости мамонта. Редко попадаются мужские фигурки и единичны фигурки животных. Женские фигурки выполнены в манере реализма, тем не менее, иногда туловище вытянуто и значительно подчеркнуты половые признаки. Лицо отсутствует, а руки условны. Изредка фигурка дана в сидячей позе. Обыкновенно высота этих скульптур - пять-десять сантиметров, изредка больше пятнадцати. Прекрасный образец таких фигурок, найденный в Виллендорфе, в Австрии, был прозван «Виллендорфской Венерой». Сходный характер имеют большие рельефные изображения женщины на скалах.

«Виллендорфская венера»

Следом за этими первыми, однако, уже вполне уверенными шагами мадленская культура представляет картину прекрасного расцвета в изобразительном искусстве. Правда, скульптура здесь встречается гораздо реже, причем женские фигурки почти совершенно исчезают; попадаются лишь изображения головы животного. Зато рисунок достигает уже для своего времени поистине замечательного совершенства. Попадаются, конечно, и менее удачные вещи. И здесь сюжетом в большинстве случаев становятся крупные животные - основной объект охоты той поры: бизон, лошадь, олень, изредка - мамонт, носорог, хищники же еще реже. И здесь изображения животных одиночны, композиции очень немногочисленны, иногда группа животных дается путем повторения одной детали, например, стадо оленей изображается в виде ряда ветвящихся рогов. Встречаются изображения рыбы, лосося, щуки, карпа, голавля и др., изредка - птицы. Изображения человека довольно редки, причем эти рисунки всегда менее реалистичны и менее удачны. Изображения растений столь же редки. Особое место в мадленском рисунке за изображениями, представляющими полулюдей-полу-животных.

Значительно выше по сравнению с ориньяко-солютрейским искусством стоит и живопись Мадлена. Это обычно высеченный контур прямо на скале, расписанный красками, белой, красной, желтой и черной, причем красная присутствует в большем объеме. Краски эти, как показали исследования, минеральные, размешанные с жиром или костным мозгом. На мадленских стоянках часто встречаются, очевидно, заготовленные впрок краски в растертом и смешанном виде, найден даже костяной флакон в котором сохранился порошок красной охры. Сюжетом мадленской живописи служат почти исключительно крупные травоядные животные, в особенности бизон и олень, редко - хищники. Размеры изображений по обыкновению весьма велики, доходят до 2,5 м. Судя по тому, что мадленские изображения располагаются преимущественно в глубоких пещерах, надо думать, что работа производилась при искусственном освещении теми жировыми лампами, которые находят на стоянках этой культуры. Встречаются пещеры, представляющие собой целые собрания палеолитической живописи. Живопись и рисунок Мадлена выделяются большим реализмом, в них обнаруживается нередко замечательное знание натуры. Оставаясь по большей части контурным и лишь иногда покрытый штриховкой, мадленский рисунок отлично экспрессивен. В противоположность неподвижности ориньяко-солютрейских изображений, натура в мадленском рисунке наполнена движением, отлично переданы различные позы, особенно удачно - поворот головы.

Рельеф на каменной плите. Ориньякская культура.

Не лишен мадленский рисунок и перспективности. Живопись хорошо передает объем, при этом пластичности достигают распределением светлых и темных тонов; иногда дается красочный фон. На смену неполному изображению натуры в предшествующую смену в Мадлене, и рисунок и живопись дают животное чаще полной фигурой. Наконец, гораздо выше стоит в Мадлене и условный рисунок. Мы встречаем здесь уже либо стилизованное изображение животного, либо свободный орнаментальный мотив, нанесенный на какое-нибудь орудие. На ряде образцов рисунка данной поры прослеживается переход от изображения с признаками реализма к стилизации с орнаментом.

Рисунок на камне. Мадлен.

Не стоит, конечно, преувеличивать художественных достоинств палеолитического искусства. Культурно-историческое его значение состоит, во всяком случае, в том, что перед нами первейшие образцы человеческого творчества в изобразительном направлении.

Произведения ориньяко-солютрейского и мадленского изобразительного искусства можно встретить везде, где мы находим памятники данных культур. Выдающимися памятниками палеолитической живописи являются пещеры: Фон-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Прекрасные образцы скульптуры дали памятники, найденные на территории России: Гагарино, Костенки, Мальта и др.

Особенное место по сюжету и манере за рисунком, так называемой капсийской культуры (от названия оазиса и города Гафса - римское Капса - в Тунисе). Эта культура, имеющая соответствия с европейскими культурами верхнего палеолита и раннего неолита, распространена в юго-восточной Испании, отчасти в Италии, в Северной Африке, Малой Азии, отчасти на Кавказе. Изображения представляют собой здесь главным образом силуэтный - из черной и красной красок - рисунок на скалах, но не в пещерах, а на открытых местах. Размер обычно небольшой.

Рисунки на стенах пещеры. Мадлен.

Крупнейшее достижение капсийского искусства - кроме изображений одиночных фигур переход к композиции, иногда довольно сложной. Это бытовые картины, сцены охоты, эпизоды войн. Капсийский рисунок чрезвычайно экспрессивен, изображение в основе реалистично, но стремление передать движение ведет к крайней условности.

Бизон со стрелами. Рисунок на скале. Мадлен.

Зато изобразительное искусство раннего неолита в Европе весьма бедно. Надо признать, что после прекрасного, поистине блестящего взлета изобразительного искусства в позднем палеолите, налицо явный спад. В итоге, почти единственными образцами искусства Азиля остаются раскрашенные гальки, на которых красной охрой нанесены условные, не поддающиеся приемлемому истолкованию рисунки или знаки.

В новой направленности развивается изобразительное искусство уже следующих стадий неолита. Встречаются здесь прекрасные образцы круглой скульптуры из дерева, кости и камня. Некоторые петроглифы (наскальные изображения) дают изображения животных и людей реалистические, либо условные. В целом же неолитическое искусство идет по линии декоративной, давая здесь, зато, обилие разнообразных форм. Широким образом проявляется в эту эпоху стремление к украшательству всех вещей, окружающих человека, которые ему служат, вплоть до самых обыденных и незатейливых предметов употребляемых каждодневно, в частности посуду из глины. Подобное украшение формирует орнамент (лат. ornamentum - «украшение»), от самых простых его форм - ямочного, гребенчатого или примитивно-геометрического, до весьма сложного и высокохудожественного, с различными мотивами и сюжетами, разнообразной раскраски. Разнообразным, иногда весьма богатым орнаментом покрываются также одежда, утварь, оружие. Характер декоративности имеют в эпоху неолита скульптура и рельеф. Менгиры, принимая форму человеческих изображений, дают зачатки статуе. Особую форму менгиров представляют собой «каменные бабы» - массивные, обычно высотой до 2 м и больше, статуи с примитивно изваянным лицом и еще более примитивно намеченным туловищем. Статуи эти распространены были широко на территории бывшего СССР, на большом пространстве европейской и азиатской ее частей, в особенности на южной части Европы.

Если мы обратимся теперь к материалу этнографическому, то и здесь встретимся в большинстве с декоративным направлением, дающим довольно много разнообразных форм и нередко, достигающим значительной художественной высоты. Что касается рисунка и живописи, то хотя не мало народностей обнаруживают в этом направлении замечательные способности, за одним исключением мы все же не находим здесь ничего равного либо же вообще подобного искусству Мадлена и Капсы. Исключение это составляют замечательные контурные рисунки и живопись бушменов. Мы видим здесь наскальные и пещерные изображения, сюжетом которых служат животные, птицы, люди, как в одиночку, так и группами. Натура дается в профиль, большей частью в движении. Нередки композиции - сцены охоты, культовые церемонии, военные эпизоды. Как в Мадлене, так и здесь встречаются человеческие изображения с головой животного.

Сцены охоты. Рисунки на скале. Капсийская культура. Восточная Испания.

Бушменская живопись имеет отличии от мадленской тем, что в ней контур раскрашен по поверхности часто произвольно, в два-три цвета, красной, черной, желтой или белой краской. Для раскрашивания бушмены пользовались кистями и каменной палитрой. Изображения отличаются замечательным реализмом, точностью, прекрасной передачей пропорций, экспрессией. Конечно, и здесь не все вещи одинаковы в художественном уровне.

Широкое распространение у массы племен и народностей скульптура, круглая и рельеф. Большей частью она имеет тесные связи с религией и культом, преимущественно довольно примитивна. Но и здесь мы встречаемся с произведениями - и реалистическими, и сугубо стилизованными или фантастическими,- при всем своем своеобразии, при всей своей «экзотичности», отличительными по вкусу и художественному совершенству. Такова в особенности круглая деревянная скульптура негров запада Африки и меланезийцев и декоративный рельеф полинезийцев и индейцев северо-запада Северной Америки, хайдов, тлинкитов и др.

Особой областью проявления изобразительного искусства становятся маски. Происхождение масок относится, по-видимому, к весьма архаическому прошлому: их знают уже весьма отсталые племена. Вместе с тем маска имеет различные истоки: и маскирование под зверя как прием охоты и одна из форм тотемистических процедур, и способ устрашения врага. Маски многих племен и народностей представляют собой нередко замечательные произведения скульптуры и живописи и при присутствующей гротескности без преувеличения являются выдающимися образцами изобразительного искусства.

Археологический и этнографический материал, освещающий ранние проявления изобразительного искусства, оставляет немало пробелов, ставя ряд серьезнейших вопросов. Надо сказать прямо, что и неполнота материала, и не изученность таких вопросов заставляют многие из них оставить открытыми. Мы лишь еще раз вернемся к вопросу о связи искусства первобытности с религией. Мы уже знаем, что религия проникает и в область искусства. Нет поэтому ничего неожиданного в том, что некоторые произведения искусства первобытных на себе носят печать религии, а иногда ею всецело обусловлены. Религиозное влияние сказывается особенно на этапах более поздних в развивающемся первобытном искусстве, а точнее в скульптуре и в орнаменте. Нельзя, однако, везде находить эту обусловленность искусства религией. Кстати сказать, в палеолитической живописи встречаются, очень редко, изображения животного с воткнувшимися в него стрелами. Эти изображения - излюбленный и ставший трафаретным аргумент религиозной теории искусства. Озвучивают, что мы имеем здесь магический прием: путем такого изображения художник имел в виду обеспечение собственной удачной охотой. Но вряд ли можно оспорить и иное толкование данного рисунка, а именно - как довольно реалистическое изображение зверя с попавшими в него стрелами. Столь же часто приводится и другое доказательство. Изображения полу-животных-полулюдей, встречающиеся в палеолитических памятниках и в живописи бушменов, толкуются как изображения колдунов. Но и здесь можно видеть вполне реалистические изображения особого приема охоты с маскировкой под зверя,- приема, широко практикуемого многими племенами, в том числе теми же бушменами.

Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.

Антропология, помимо всего прочего, изучает вопрос возникновения культуры и ее взаимодействие с человеком. В свое время антропологов озадачил вопрос: "почему люди начали рисовать?" В глобальном смысле этот вопрос звучит так: "Почему, зачем, человеческие существа захотели изображать нечто на стенах своих пещер, что явилось первоосновой того мира, в котором мы сейчас живем - мир, где знания о мире передаются через искусство.

Предполагаю, что озадаченность антропологов может быть непонятна. Казалось бы, что тут неясно? Это же приятно, красиво и позволяет реализовать себя. Но, это нам приятно и красиво, современным людям. А буквально сто лет назад в крестьянских избах не было никаких украшений, кроме тех, что связанны с различными культами и верованиями. Не наслаждались крестьяне красотой. Не до этого им было. Они работали и самого понятия "наслаждение красотой" не знали. Ну, радуга. Ну и что? К солнцу, значит. Они не вздыхали так, как мы сейчас, что вот, мол, красота какая. Богатые люди, те да, те понимали искусство и умели ценить прекрасное, а крестьяне нет. Им некогда было.

Вот и получается, что 25000 лет назад, в эре палеолита, а именно столько лет назад появились первые наскальные полноцветные и объемные изображения животных, у человека тем более не было времени на любование красотой. Он еще бегал с палкой и привязанным к ней камнем. У человека сознание весь день было занято одним - поиском пропитания, борьбой за выживание и продлением рода. Когда на радугу любоваться?

Но между тем рисовать человек начал и, что самое интересное, рисовать начал животных. Животные изображены очень реалистично.

Как, с чего, человек вдруг бросил все и начал рисовать? А надо сказать, что изображения нарисованы в таких местах, куда не всякий здоровый достанет, так что гипотеза о том, что это инвалиды баловались от нечего делать, отпадает.

Чтобы ответить на вопрос: "ПОЧЕМУ ПОЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО и предтечи его, наскальные рисунки?", надо представить, в чем заключалась жизнь древнего человека. Охота - для мужчин. Пещерное хозяйство - для женщин. А теперь вообразите себя древним охотником. От Вас зависит жизнь всей стаи. А Ваша способность продлить жизнь стаи зависит от зверя и Вашего искусства охоты. Зверь для Вас это неотъемлемая часть жизни, такая же, как искусство для современного человека.

Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживаясь в него, становясь им, чтобы лучше чувствовать его.

Есть предположение, что это ассоциирование с животным развивает в древнем человеке ассоциативное мышление, что позволяет ему рисовать трехмерный мир на плоской стене, штрихами придавая рисункам трехмерность. Больше никакие животные не могут создавать трехмерных изображений. Только люди - Homo Sapiens sapiens.

Возможно, древний человек так же ассоциировал животного с членами своей стаи. Получается, что, убивая животное для пропитания, он убивает члена своей семьи, но и не убивать он тоже не может - это пища.

Видимо из-за этого противоречия - надо убивать и не надо убивать, и возник ритуал поклонения убитым животным. Цель ритуала - попросить прощения за убийство, чтобы животное не обиделось и в другой раз дало себя убить. А для того, чтобы животное не боялось смерти, древний человек совершил поразительное открытие - он придумал, как можно подарить животному вечную жизнь. Он изображает его образ на скале.

Нарисованный образ дает возможность поклоняться "до того как", чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.

Обращаю внимание на то, что первые изображения, а до них разного рода каменные и глиняные фигурки, служили для поклонения и задабривания, то есть искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить кого-либо. А для того, чтобы появилось желание задобрить, какие чувства должны быть в душе? Страх и вина. Древний человек боялся голода и чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Средство для избавления - ритуал поклонения, то есть что-то похожее на религиозные ритуалы настоящего.

Одна из причин возникновения древнего искусства - страх, вина и проистекающее из этого желание задобрить, извиниться.

Надо добавить, что это не единственная причина. Если кратко, то существуют так же еще и следующие гипотезы:

1. искусство служит для привлечения полового партнера;

2. искусство рассматривается как игра, забава, отдых, оно удовлетворяет потребность в развлечении и эмоциональной разрядке ; ну и наконец прелюбопытнейшая гипотеза Я.Я. Рогинского.

3. искусство связанно с деятельностью организма, с аритмией мышления человека, но религиозный мотив в его древней интерпретации, на мой взгляд, был сильнее всего.

Истина о природе происхождения искусства скрыта в глубокой древности. Многие ученые на протяжении столетий ищут ответы на вопрос о происхождении искусства, но до сих пор о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Те произведения, которые дошли до наших дней (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости), появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Истоками искусства можно считать первобытное общество, когда появились первые попытки изобразить окружающий мир. Такая передача своих представлений способствовала возникновению новой формы общения между людьми, а также первым зачаткам обучения, т.к. давала возможность сохранять и передавать знания и навыки.

В настоящее время существует много теорий происхождения искусства, основывающихся на археологических фактах (это открытие в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей), этнографических исследованиях и исследованиях в языкознании (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры). Перечислим лишь некоторые из них:

1. Биологическая теория происхождения искусства, основывающаяся на теории Ч. Дарвина. Теория утверждает, что способность к искусству, к художественному творчеству является врожденной способностью человека, полученной им от природы. Однако "законы красоты" складывались в течение многих тысяч лет. Ведь человек, общаясь с природой, в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

2. Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием учения Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Сторонники теории считают, что произведение искусства содержит образы, рожденные фантазией человека и являющимися своеобразными "снами наяву", а художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. По мнению исследователей многие сюжеты первобытного творчества задевают такие важные темы для человека, как материнство и смерть, а в ритмичных узорах первобытности (орнаментах) они находят подсознательный эротизм.

3. Игровая теория происхождения искусства . Основоположники данной теории – Ф. Шиллер, Г.Спенсер, Г.Аллен, К.Гросс и К. Ланге – видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Поэтому они определяют игру как деятельность, связанная с избытком у человека силы, которая не направляется на конкретные цели, а выражается свободно. По мнению авторов, игра – это всегда подражание.

В какой–то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Ф. Шиллер считал игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Действительно, до сих пор для того, чтобы творить, необходимы эти условия – свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную – свободного созидания. Самые ранние образцы творчества - отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

4. Магическая теория происхождения искусства была разработана С. Рейнаком. Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах и, прежде всего, обрядах, связанных с удачной охотой. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несло на себе отпечаток гораздо более важного действа – самого магического обряда.

5.Теория прагматизма, приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации об окружающем мире от взрослых к детям. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.

Реферат

Первобытное искусство.

    Введение.

Актуальность темы. Вопрос о возникновении искусства и его значении в жизни человека принадлежит к тем проблемам, над которыми человечество еще долгое время будет задумываться в поисках ответа. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всеми по-разному, и на сегодняшний день существует немалое количество теорий, зачастую противоречащих друг другу. Первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. Для

правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры. Современная история искусства не может пренебрегать исследованием его состояния у простых, примитивных народов и у доисторических, первобытных племен.

Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то началось, зародилось, возникло. Но, шаг за шагом, добираясь до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Не только происхождение жизни на земле, человеческого рода на земле не мыслится как единовременный акт «творения», но и происхождение собственно человеческих институтов, таких как семья, собственность, государство, так же итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно «началось» - точный и простой ответ не возможен. Оно не началось в определенный исторический момент, оно возникло из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

Примерно с середины 19 века, началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе, как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, им удалось обнаружить целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему, сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности

Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества.

Рассмотреть основные теории возникновения искусства.

Рассмотреть виды палеолитического искусства.

Раскрыть особенности палеолитического искусства.

    Основные теории возникновения искусства.

К концу XIX в. большинство ученых признали «мобильное искусство» (статуэтки, рисунки на кости и роге, предметах утвари). Сложнее дело обстояло с «монументальным искусством» (настенными росписями, гравировками, рельефами). Привлекли внимание к проблеме палеолитической живописи, обнаруженные в 1879 г. Марселино Санс де Саутуолой, настенные росписи в Альтамире. Саутуола утверждал, что найденные им рисунки относятся к доисторическим временам. Однако его гипотезу встретили весьма скептически и даже обвинили в фальсификации.

Только к 1902 г. получает признание монументальное искусство палеолита. Понадобились находки 1901 г. в Фон де Гом и Комбаррель для того, чтобы сразу же был развеян миф о творческой бесплодности всего четвертичного прошлого . Здесь были обнаружены изображения мамонтов, северных оленей, бизонов, покрытые сталагмитовыми натеками, что бесспорно подтверждало их возраст.

Дискуссии развернулись и вокруг найденных в пещере Арси сюр Кюр (Франция) украшений, имеющих серию дат от 45 до 32 тыс. лет (мустьерский период) . Здесь вместе с костными останками неандертальца нашли подвески, бусины, кольца из бивня мамонта. Интересна находка на ашельском памятнике Берехат Рам (Израиль) гальки, возраст которой не менее 200 тыс. лет и чья форма напоминает скульптурные женские изображения верхнего палеолита.

Одним из родоначальников религиозной концепции палеолитического искусства считается Соломон Рейнак. В 1903 г. он предложил гипотезу о магическом значении этих изображений, утверждая, что это было не искусство ради искусства, а магическое изображение, одно из тех, которые направлены на успех в предстоящей охоте, или на размножение добычи. Магия охоты и магия плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны, естественную для магических действий.

Теория художественного инстинкта (Платон, А. Шопенгауэр) предполагает тот факт, что искусство возникло бессознательно, так как являлось неотъемлемой частью человека. В силу природного инстинкта первобытные люди получали безотчетное удовольствие, оставляя следы своей моторной активности - углубления и линии, проделанные пальцами по глине, насечки на кости, камне, отпечатки ладоней на стенах пещер.

Теория игры (Ф. Шиллер, Э. Пьетт, К. Бюхер, К. Гросс, Й. Хейзинга) исходила из положения о неразрывной связи человека с животным миром. Отсюда вытекало их стремление объяснить возникновение искусства инстинктом игры, общим у человека и животных. В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре» (1938) Хейзинг универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т. е. чем более она первобытна, тем более она игра; но, отдаляясь от своих истоков, подобно тому, как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало.

Т. Липпс, О. Конт, Ж.Л. д`Аламбер были сторонниками теории подражания (имитативной). По ней, краеугольным камнем в возникновении искусства является инстинктивная склонность человека к подражательству, заменившая древним людям слаборазвитый интеллект. Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным. Наблюдая за действиями животных, насекомых и птиц, люди научились от паука - ткачеству, от ласточки - постройке домов.

Географическая теория (Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье) стоит на позиции того, что решающую роль в возникновении искусства сыграл природный фактор, ибо условия окружающей среды влияют на все виды человеческой деятельности.

Культурно–историческая школа рассматривает возникновение искусства в тесной связи с обществом, его особенностями и исторической эволюцией. Поэтому каждый отдельный художник рассматривается как «продукт» следующих факторов:

1) этно-фамильная наследственность, передающая ему индивидуальный, уникальный облик;

2) окружающая географическая, социальная среда;

3) определение момента в жизни человека, заставляющего его действовать так или иначе.

Сторонники эноптическ ой , нейропсихологическ ой теори и - Д. Льюис-Вильямс, Р. Беднарик, Т. Доусон предположили, что палеолитические рисунки, могут быть фиксацией эноптических картин. Древний человек, встречаясь с явлением внутреннего зрения, сначала пытается объяснить содержание того, что он видит. На этой основе появляются анималистические изображения с эноптической основой или комбинация картины внутреннего зрения с животным.

Гипотеза демонстрации трофеев (М. Конки, Итон) - первобытная живопись возникла как средство демонстрации охотничьих, военных и прочих успехов. Естественный отбор благоприятствовал тем индивидам, которые выставляли на всеобщее обозрение свои трофеи, так как это демонстрировало их силу и ловкость. «Выставки» медвежьих черепов в пещерах интерпретируются подобным же образом, и предполагается, что переход к изображениям, которые, в отличие от костей, не могли быть украдены, или съедены, давал их авторам селективное преимущество. «Физиологическую» теорию происхождения искусства предложил Г. Ален. Он полагал, что в основе восприятия того или иного художественного произведения лежит чисто физиологическое раздражение. Оно переживается человеком как чувство эстетического удовольствия или неудовольствия в зависимости от того, является ли изображаемый материал данного рисунка полезным или вредным для организма.

Экологическая (демографическая) гипотеза (К. Гэмбл, Джохим, Бартон) рассматривает распространение искусства как одно из следствий крупных социальных, демографических и экологических изменений. Теория не говорит непосредственно о происхождении искусства, она лишь объясняет, почему художественная деятельность развивается в тех или иных районах Европы. Это объяснение выглядит следующим образом:

Ухудшается климат вследствие наступления ледника;

Сокращается количество территорий, пригодных для жизни человека;

Происходит отток населения в регионы с более благоприятными природными условиями;

Это приводит к большей открытости групп населения, нарушению прежних внутри- и внешнеобщинных связей, росту плотности населения на определенных территориях, увеличению значения межгрупповых границ и межгрупповых связей;

Украшения, орнамент используются для самоидентификации индивидов, рисунки - для обозначения территориальных границ, а «палеолитические венеры» в качестве визуального средства информации и стимуляции межплеменных контактов.

По этой теории изобразительная деятельность рассматривается как средство социальной коммуникации, помогающее человеку приспособиться к новым для него условиям существования, и ставшее жизненно необходимым ввиду коренных экологических и демографических изменений.

Г ипотеза информационного взрыва (Я.А. Шер, Д. Пфейфер) заключается в том, что появление в разных регионах в разное время тех или иных форм изобразительной деятельности, могло явиться следствием необходимости выработки специальных вспомогательных средств хранения и передачи культурной информации. Необходимость в этом возникала тогда и там, где культура в ходе приспособления ко все усложняющейся среде обитания сама усложнялась настолько, что ее функционирование становилось невозможным без сохранения и использования большого количества самых различных сведений об окружающем мире и о существовании в нем человека. Следы, которые оставлял человек на песке, мягкой земле неизбежно служили непроизвольным средством коммуникации. В дальнейшем он с целью ориентировки в пространстве других людей и самоориентировки мог уже намеренно фиксировать свои следы.

Гипотеза «макарон» (меандров) получила свое название от групп волнистых параллельных линий, прочерченных пальцами по глине или нанесенных на скалу острым инструментом. Предполагалось, что человек, случайно прикасаясь пальцами к глине, покрывавшей стены и пол пещер, начинает усваивать идею о возможности чертить на ней изображения.

Еще одно предположение о происхождении этих волнистых линий связано с так называемыми «гриффадами» (следами когтей пещерных медведей, оставшихся на поверхности камня). Можно предположить, что такие царапины могли стимулировать человека в свою очередь начать чертить пальцами, сначала на самом податливом материале – глине.

По мнению сторонников гипотезы «руки» , отпечаток руки стал прототипом всего палеолитического искусства, и впервые он был получен при случайном прикосновении к влажной глине на стенах пещер. Скорее всего, при изображении рук главной задачей было не отразить реальность (как в позднейших случаях при рисовании животных), а оставить след. Изображение руки – один из признаков самоидентификации человека, способ оставить свой след, обособить собственное «Я», возможно, это один из первых способов, позволявших человеку палеолита выделиться из первобытного коллектива, ведавшего фактически всеми сторонами жизни людей.

Г ипотеза «простого этапа» была введена в науку Буше де Пертом в XIX в. Она базируется на находках естественных антропоморфных, зооморфных камней. На этой основе им был сделан вывод, что человек сначала увидел в природных фигурах изображения, подобные живым существам, а затем начал дополнять и завершать естественные модели.

Вывод: Происхождение искусства может связываться либо с какой-то одной его функцией, которой придается универсальное значение, либо с разными, из которых одни могли играть решающую роль при одних обстоятельствах, а другие – при других. Этот вполне закономерно, т.к. генезис искусства происходил в течение продолжительного промежутка времени, и нет причины, почему бы его назначение и цели должны были оставаться постоянными.

Истина о природе происхождения искусства скрыта в глубокой древности. Многие ученые на протяжении столетий ищут ответы на вопрос о происхождении искусства, но до сих пор о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Те произведения, которые дошли до наших дней (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости), появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Истоками искусства можно считать первобытное общество, когда появились первые попытки изобразить окружающий мир. Такая передача своих представлений способствовала возникновению новой формы общения между людьми, а также первым зачаткам обучения, т. к. давала возможность сохранять и передавать знания и навыки.

В настоящее время существует много теорий происхождения искусства, основывающихся на археологических фактах (это открытие в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей), этнографических исследованиях и исследованиях в языкознании (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры). Перечислим лишь некоторые из них:

1. Биологическая теория происхождения искусства, основывающаяся на теории Ч. Дарвина. Теория утверждает, что способность к искусству, к художественному творчеству является врожденной способностью человека, полученной им от природы. Однако "законы красоты" складывались в течение многих тысяч лет. Ведь человек, общаясь с природой, в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

2. Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием учения Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Сторонники теории считают, что произведение искусства содержит образы, рожденные фантазией человека и являющимися своеобразными "снами наяву", а художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение. По мнению исследователей многие сюжеты первобытного творчества задевают такие важные темы для человека, как материнство и смерть, а в ритмичных узорах первобытности (орнаментах) они находят подсознательный эротизм.

3. Игровая теория происхождения искусства. Основоположники данной теории – Ф. Шиллер, Г. Спенсер, Г. Аллен, К. Гросс и К. Ланге – видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Поэтому они определяют игру как деятельность, связанная с избытком у человека силы, которая не направляется на конкретные цели, а выражается свободно. По мнению авторов, игра – это всегда подражание.

В какой–то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Ф. Шиллер считал игру вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное время, его сила начала проявляться в творчестве эстетически. Действительно, до сих пор для того, чтобы творить, необходимы эти условия – свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную – свободного созидания. Самые ранние образцы творчества - отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.

4. Магическая теория происхождения искусства была разработана С. Рейнаком. Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах и, прежде всего, обрядах, связанных с удачной охотой. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства несло на себе отпечаток гораздо более важного действа – самого магического обряда.

5.Теория прагматизма , приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира, передачу информации об окружающем мире от взрослых к детям. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.



Читайте также: