Традиционное общество: социология и история. Каковы характерные черты традиционного общества Традиционное общество характеризуется такими чертами как

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией . Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ История. Введение. От традиционного общества к индустриальному. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    ✪ Япония в эпоху правления династии Токугава

    ✪ Константин Асмолов об особенностях традиционных обществ

    Субтитры

Общая характеристика

Для традиционного общества характерны:

  • традиционная экономика , или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),
  • стабильность структуры,
  • сословная организация,
  • низкая мобильность,

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное , священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation») .

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Как отмечают, Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» показал, что в обществах механической солидарности (примитивных, традиционных), индивидуальное сознание целиком находится вне «Я».

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена , а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .

"В течение десятков тысяч лет жизнь подавляющего большинства взрослых людей была подчинена задачам выживания и потому оставляла для творчества и неутилитарного познания еще меньше места, чем для игры. Жизнь держалась на традиции, враждебной любым новшествам, всякое серьезное отступление от заданных норм поведения несло угрозу всему коллективу", - пишет Л. Я. Жмудь .

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество представляется чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский , «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции . К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование . При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма .

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом . Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам профессора А. Назаретяна , для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

(особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни .

Общая характеристика

Для традиционного общества характерны:

  • традиционная экономика , или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),
  • стабильность структуры,
  • сословная организация,
  • низкая мобильность,

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное , священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation») .

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Как отмечают, Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» показал, что в обществах механической солидарности (примитивных, традиционных), индивидуальное сознание целиком находится вне «Я».

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена , а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом .

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество представляется чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский , «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции . К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование . При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма .

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом . Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам профессора А. Назаретяна , для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

Подобный тип системы характерен для стран третьего мира. Он продолжает сохраняться в сельскохозяйственных зонах Америки, Азии и Африки. В них упор делается на натурально-общинные формы деятельности, в основе которых находится коллективное хозяйство.

Признаки традиционной экономики

В основе патриархальной системы находятся передающиеся поколениями традиции и обычаи, религиозные ценности, сословное деление. Последнее выступает одним из главных препятствий для социально-экономического прогресса.

Важная роль в традиционной экономике отводится государству. Работа политической власти направлена на извлечение выгоды в пользу высших сословий. Кастовое деление приводит к снижению производительности труда. Внедрение технологического прогресса не допускается, поскольку он разрушает фундамент традиционной экономики.

Развитие общества определяется не только политической властью, но и религиозным институтом. Он поддерживает практику государственного насилия по отношению к тем, кто желает изменить что-либо в действующей власти. Есть несколько характерных черт, по которым можно определить этот вид экономической системы:

  • применение примитивных технологий;
  • актуальность ручного труда;
  • базирование производства на ранее установленных правилах.
При традиционной экономике торговля примитивна. Из-за недостатка производственных баз и оборудования не создаются излишки, которые можно было бы обменять или продать. Такие страны оказываются в изоляции от других государств, медленно развиваются. В таких условиях легко сохраняются старые уклады на протяжении столетий.

Застойные явления связаны не только с экономическими причинами, но и подкрепляются системой неформальных институтов. Последние определяют, кого можно наделить властью, в чью пользу распределить ресурсы.

В государствах с традиционной экономикой:

  • власть поддерживается силовыми структурами, выполняет функцию главного распорядителя национального дохода;
  • отмечается высокий уровень безработицы и безграмотность населения;
  • частная собственность преобладает над государственной;
  • рыночные принципы не принимаются, а денежные знаки могут отсутствовать.
Собственниками производства являются отдельные хозяйства. Каждое вправе распоряжаться ресурсами на свое усмотрение. Иногда люди объединяются, создают условия для взаимовыгодного обмена одной продукции на другую. Акцент делается на ремесленные и крестьянские хозяйства.

Плюсы и минусы традиционной экономики

К достоинствам относится стабильность социума и высокое качество выпускаемой продукции. Подобный вид экономической системы может существовать вечно, поскольку давления из вне нет. На развитие государства не влияет и мировой экономический кризис.

Высокое качество продукции связано с тем, что она создается «для себя». Поэтому население и производители заинтересованы в ее качестве. Потеря последнего возникает из-за снижения издержек или повышения темпов производства, но такие моменты не свойственны традиционной экономике.

Плюсом является и принцип: «Один за всех и все за одного». За одного члена рода может заступиться сотня родных. Это позволяет отдельному индивидууму спастись от голода и холода.

К недостаткам относится отказ от автоматизации. Это приводит к невозможности формирования резерва. Люди вынуждены работать всегда, не имея возможности копить средства и пользоваться ими по своему усмотрению. Минимальный уровень развития промышленной отрасли приводит к низкому уровню произведенных обществом благ. Все страны с традиционной экономикой отличаются бедностью и находятся на грани выживания. Каждый индивидуум становится рабом системы.

Инструкция

Жизнедеятельность традиционного общества основана на натуральном (сельском) хозяйстве с применением экстенсивных технологий, а также примитивном ремесле. Такой общественный уклад характерен для периода древности и эпохи Средневековья. Считается, что любое , которое существовало в период от первобытной общины вплоть до начала промышленного переворота, относится к традиционному виду.

В этот период использовались ручные орудия труда. Их усовершенствование и модернизация происходили крайне медленными, почти незаметными темпами естественной эволюции. Экономическая система основывалась на применении природных ресурсов, в ней преобладало , добывающие промыслы, торговля, строительство. Люди вели в основном оседлый образ жизни.

Социальная система традиционного общества - сословно-корпоративная. Она отличается стабильностью, сохраняемой столетиями. Существует несколько разных сословий, которые не изменяются на протяжении долгого времени, сохраняя неизменный характер жизни и статичность. Многим обществам традиционного вида товарные отношения или вообще не свойственны, или развиты настолько слабо, что они ориентированы только на удовлетворение потребностей малочисленных представителей социальной элиты.

Традиционное общество имеет следующие признаки. Оно характеризуется тотальным господством религии в духовной сфере. Человеческая жизнь считается осуществлением промысла Бога. Важнейшим качеством члена такого общества является дух коллективизма, чувство принадлежности к своему роду и классу, а также тесная связь с землей, где он появился на свет. Индивидуализм людям в этот период не свойственен. Духовная жизнь для них была более значима, чем материальные блага.

Правила сосуществования с соседями, жизни в , отношение к определялись устоявшимися традициями. Человек приобретал свой статус уже . Общественное устройство трактовалось только с точки зрения религии, а потому роль правительства в обществе объяснялась народу как божественное предназначение. Глава государства пользовался непререкаемым авторитетом и играл важнейшую роль в жизни общества.

Традиционное общество в демографическом отношении характеризуется высокой рождаемостью, высокой смертностью и достаточно низкой продолжительностью жизни. Примерами такого вида сегодня являются уклады многих стран Северо-Восточной и Северной Африки (Алжир, Эфиопия), юго-восточной Азии (в частности, Вьетнам). В России общество этого типа существовало до середины XIX века. Несмотря на это, уже к началу нового столетия она была одной из самых влиятельных и крупных стран мира, обладала статусом великой державы.

Главные духовные ценности, которые отличает традиционное общество - культура и обычаи предков. Культурная жизнь преимущественно была ориентирована на прошлое: уважение своих предков, преклонение перед произведениями и памятниками предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность (однородность), ориентация на свои собственные традиции и достаточно категоричное неприятие культур других народов.

Как считают многие исследователи, традиционное общество характеризуется отсутствием выбора в духовном и культурном плане. Доминирующее в таком обществе мировоззрение и устойчивые традиции предоставляют человеку готовую и четкую систему духовных ориентиров и ценностей. А потому окружающий мир кажется человеку понятным, не вызывающим лишних вопросов.



Читайте также: