Третьяковская галерея руководитель отдела скульптур. Третьяковская галерея сменила руководителя

З ельфира Трегулова – искусствовед, куратор международных музейных проектов, назначена руководителем одного из ведущих музеев страны.

До нового назначения она возглавляла музейно-выставочный центр .

Зельфира Исмаиловна родилась 13 июня 1955 года в Риге. В 1977 году окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, а в 1981-м – аспирантуру. В 1993–1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1998–2000 годах была заведующей отделом зарубежных связей и выставок в . C 2002 по 2013 год была заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям в .

За 11 лет в Кремле состоялся ряд крупных международных проектов, познакомивших россиян с сокровищами оттоманских султанов, китайских императоров и представителей рода Медичи, а также искусством ювелира Рене Лалика и короля моды Поля Пуаре, произведениями скульптора Генри Мура.

Кроме того, Зельфира Трегулова не раз выступила куратором еще ряда международных проектов. Так, на выставке «Бубновый валет: между Сезанном и авангардом», показанной в Монте-Карло, жители Монако впервые увидели живопись русских авангардистов Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Александра Куприна, Роберта Фалька. В свою очередь, экспозиция «Виденье танца», посвященная 100-летию «Русских сезонов» Сергея Дягилева, привезенная из Монако в Россию, впервые продемонстрировала зрителю не только эскизы декораций Александра Бенуа, Льва Бакста и Пабло Пикассо к постановкам Дягилева, но и настоящие костюмы к балетам «Шехеразада» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова и «Весна священная» И.Ф. Стравинского, в которых блистали великие танцовщицы Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн.

Также в ее кураторском багаже – выставки «Амазонки авангарда», показанные в Музеях Гуггенхайма в Берлине, Венеции, Нью-Йорке и Королевской Академии в Лондоне, «Казимир Малевич и русский авангард», проходившая в стенах Музея Стеделик в Амстердаме и галерее Тейт Модерн в Лондоне.

«Людей такого уровня компетенции в стране – единицы»

Владимир Мединский

Так министр культуры сказал при назначении Зельфиры Трегуловой руководителем центра «РОСИЗО» полтора года назад. И это – не преувеличение.

За это время центр реализовал 82 выставочных проекта, среди которых признанная всеми СМИ лучшей экспозиций «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах» и несколько зарубежных: «Виктор Попков. 1932–1974», показанная в Венеции и Лондоне, «Палладио и Россия. От барокко до модернизма» (Венеция) и «Русская Швейцария» (Женева). Кроме того, в ушедшем году «РОСИЗО» совместно с Министерством культуры РФ провел фестиваль «Интермузей 2014», собравший рекордное количество посетителей – за неделю работы более 14 тысяч человек.

Увлеченный искусствовед, влюбленная в свое дело Зельфира Исмаиловна считает, что «музей – это не то, что обычно представляется: традиционное и консервативное. Сегодня музеи – живые институции, идущие в ногу со временем, обращенные к молодежи, детям, всем желающим». Специалист самого высокого уровня и обширных знаний, она любит воплощать в жизнь самые необычные проекты: «мне интересно делать не только выставки на экспорт, но и здесь, в России, причем выставки несколько иного плана, чем сейчас делаются», - говорит она.

Зельфира Трегулова хорошо представляет, что значит возглавить институцию с именем Третьякова, но трудности ее не пугают.

«Галерея всегда аккумулировала самое современное искусство, которое очень точно выражало свое время, и одновременно тщательно собирала и изучала искусство предшествующих поколений. Развивать оба эти направления сегодня очень важно, поскольку это не просто следование традиции, заложенной в основе собрания. Если точно следовать этим двум направлениям, мы можем получить новое качество и нового зрителя. Важен вопрос, как привлекать людей в музей с тем, чтобы это были не только выставочные залы, но и вся среда побуждала человека остаться подольше и воспользоваться новыми способами получения информации».

Зельфира Трегулова

Предыдущий директор , Ирина Лебедева, была уволена с формулировкой «по инициативе работодателя».

«Затянуто строительство 2-го корпуса, скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром. В планах - снижение (!) посещаемости на 15 процентов», - говорит директор Департамента культурного наследия Министерства культуры Михаил Брызгалов.

«Насколько я знаю, Ирине Владимировне предлагали остаться в музее в качестве научного сотрудника. Министерство предлагало Лебедевой достаточно высокие должности и в других подведомственных учреждениях культуры, так как ее опыт как искусствоведа, безусловно, не вызывает никаких претензий. Давно возникали претензии к ней как к менеджеру, претензии организационно-правового характера, как к руководителю, отвечающему за стройки, реставрацию», - сообщил советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой.

Руководителем назначена Татьяна Волосатова - заместитель гендиректора этого музейно-выставочного объединения по развитию и связям с общественностью.

Дочь известных деятелей киноискусства - кинооператора, который прошел всю войну, снимая уникальные военные кадры, а после окончания Второй Мировой снимал Потсдамскую конференцию, и звукорежиссера - Зельфира Трегулова, биография которой описывается в этой статье, сегодня является выдающимся деятелем культуры РФ, директором знаменитой во всем мире Государственной Третьяковской галереи - одного из самых известных музеев живописи во всем мире.

На эту должность она была назначена в 2015 году. С тех пор музей стал освобождаться от "советских оков", устаревшего подхода организации выставок. Зельфира Исмаиловна доказала всем, что является настоящим профессионалом в своем деле, а также человеком, который всецело предан искусству.

Исмаиловна: биография

Родилась она в 1955 году в Риге, столице Латвии, в семье известного кинооператора Исмаила Трегулова. Здесь же, в чопорной прибалтийской стране, прошло ее детство. Она посещала одну из русских школ города, была прилежной ученицей. Чуть ли не с младенчества интересовалась искусством. Ее мама, как и отец, была деятелем киноискусства.

Оба родителя работали в Рижской киностудии, однако девочку больше интересовала живопись и она была готова дни напролет проводить в музеях, изучая каждую картину до мельчайших подробностей. Так, в возрасте семи лет она попала в Эрмитаж, и это событие, пожалуй, определило ее дальнейшую судьбу.

Национальность и биография Зельфиры Трегуловой ввиду ее азиатской внешности часто становилась предметом для обсуждения среди ее одноклассников. Сама она чувствовала себя космополитом, ее интересовала мировая культура в целом, в частности живопись и скульптура. И в мире для нее существовала всего лишь одна национальность - люди, сопричастные к культуре.

Зельфира Трегулова: путь к становлению

В 1972 году девушка решила уехать из Риги в Москву и учиться на искусствоведа. Для этого она подала документы в с целью поступления на исторический факультет. Естественно, девушка была лучшей студенткой в своем отделении. Большую часть свободного времени проводила за изучением культурного наследия Москвы.

Рига, безусловно, культурный город, он в ее глазах до конца жизни будет считаться малой родиной - местом, откуда берет начало ее биография. Зельфире Трегуловой, семья которой продолжала жить в Латвии, Москва показалась настоящей кладовой культуры, и именно благодаря бесчисленным музеям, она преисполнилась к нему невероятным уважением и любовью. Затем она открыла для себе Ленинград, после чего при первой же возможности совершала турпоходы в северную столицу.

Профессиональная деятельность

В 1977 году, окончив университет, Зельфира Трегулова, о биографии которой мы рассказываем в этой статье, решила учиться в аспирантуре главного вуза страны. Через год она уже имела диплом младшего научного сотрудника СССР. Серьезно профессиональной деятельностью она занялась в 1984 г, в Художественно-производственном объединении имени Е. В. Вучетича, которое имело всесоюзное значение.

Здесь она поработала в течение 13 лет. Та работа ее очень захватывала и воодушевляла. Она была куратором и координатором международных выставок советского искусства за границей. После 1998 года она занималась международными связями по вопросам организации выставок в музее имени А. С. Пушкина.

Стажировки и новые позиции

Зельфира Трегулова, биография которой, начиная с 90-х, то есть, после падения железного занавеса, резко меняется, причем, в лучшую сторону, уже в 1993 году отправляется в Нью-Йорк на стажировку. Здесь она пробыла около года и научилась множеству более новых подходов. Вернувшись в Москву, она получает новое назначение - руководитель отдела внешних связей в музее им. А.С.Пушкина.

Далее она стала выступать как выставочный куратор, ее приглашали различные музеи, в том числе Нью-Йоркский Соломона Р. Гуггенхайма. С 2002 по 2013 гг. она была на посту генерального директора по выставочной работе, а также ответственного за налаживание международных связей в Кремлевском музее г. Москва. Последующие два года, то есть, до 2015 г. она находилась на должности заведующей «РОСИЗО» - Русского музейно-выставочного объединения.

2015 год стал для нее знаковым. Зельфира Исмаиловна была назначена директором одного из самых известных музеев не только в России, но и в мире - Государственной Третьяковской галереи. С этого момента музей зажил новой, совершенно другой жизнью. А для самой Трегуловой данное назначение стало настоящей удачей.

Деятельность вне музея

Кроме музейной, то есть, основной деятельности, З. Трегулова является преподавателем факультета «Арт-менеджмента и галерейного бизнеса» в бизнес-школе RMA г. Москва. Она свободно владеет следующими языками: английским, владеет французским, немецким и итальянским. Является членом при Министерстве культуры Российской Федерации.

Кураторская деятельность

Трегулова является куратором крупных выставок международного уровня в лучших музеях как России, так и мира. Одним из последних ее проектов были «Виктор Попков. 1932-1974 гг.» и «От барокко до модернизма. Палладио в России».

Награды

За вклад в отечественную культуру Зельфира Исмаиловна была награждена Почетными Грамотами от Министерства культуры РФ, является кавалером Ордена Звезды Италии за проведение Года итальянской культуры и языка в России. Ей также была вручен крест с короной - орден за Заслуги pro Merito Melitensi. Трегулова также является лауреатом премии «Честь и достоинство профессии», которую получила в рамках 7-го Всероссийского фестиваля «Интермузей».

В ноябре 2016 года была награждена Золотой медалью им. Льва Николаева. В том же году стала лауреатом премии РБК-2016. Ее номинация называлась "Государственный деятель".

Зельфира Трегулова: биография, национальность, семейное положение

Итак, многих интересует, кто по национальности директор Третьяковской Галереи? Конечно же, у нее характерная да и имя тоже. В ее метрике написано, что родилась она в столице но то, что она не латышка, ни у кого не вызывает сомнений. Отец у нее из Татарстана, а мать из Киргизии. Родители познакомились в институте кинематографистов в г. Москве.

Затем они устроились на работу в Рижскую киностудию и на долгие годы обосновались там. Здесь же родилась Зельфира. Когда девушка выросла и захотела учиться на искусствоведа в Москве, родители, естественно, не были против. А когда девушка смогла обосноваться в столице страны Советов, то родители и сами переехали к ней. На данный момент в Москве проживает множество родственников Зельфиры Трегуловой, семейное положение и жизнь которой находится за семью замками. Она не любит говорить о супруге, о том как они познакомились, где жили, куда вместе ходили и т. д.

Дети и внуки

Зельфира Трегулова, о биографии, семье и детях которой мы знаем совсем немного, не любит рассказывать о своем муже (если он у нее есть - это тоже секрет). О детях, вернее, о дочери, она говорит с чуть большей охотой, а вот о внуках она готова рассказывать часами. Итак, ее дочка также является искусствоведом, а это значит, что она пошла по ее стопам. Родилась дочь в Москве. И это единственный ребенок Трегуловой.

Несмотря на то, что в азиатских семьях принято иметь много детей, Зельфира всецело посвятила себя искусству, музейной деятельности. Для того чтобы за дочкой было кому ухаживать, молодая женщина вызвала из Риги родителей в Москву. Сейчас ее дочь замужем и у нее растут двое прекрасных ребятишек - старший сын и младшенькая дочка. Старший внук Зельфиры Трегуловой, о биографии и личной жизни которой идет повествование в этой статье, уже несколько лет как ходит в школу.

Он так же, как и его мама, бабушка - очень креативная личность. Любит рисовать, лепить, строить из кубиков огромные города, играть в "Лего". Бабушка Зельфира в нем она часто берет его к себе в музей, где ребенку очень нравится. А младшая тоже очень любит рисовать, конечно же, у нее пока получаются лишь каракули (ей всего 2 года), но она также является частым посетителем музея, в котором ее бабушка Зельфира является самым главным начальником.

Кроме Третьяковки, дети также бывали и во многих других музеях, как Москвы и других городов России, так и за рубежом.

Их родители являются большими поклонниками не только живописи, но и изобразительного искусства вообще, а поскольку у детей нет няни, то они всюду их берут с собой. Недавно Зельфира Трегулова, о биографии и семейном положении которой многие хотели бы узнать, решила организовать филиал Третьяковской Галереи в столице Татарстана г. Казань. Именно здесь многим стало понятно, что она по национальности считает себя татаркой.

Впервые в Могилеве в только что открывшемся после реставрации музее В.Бялыницкого–Бирули представлены 9 полотен из коллекций Третьяковской галереи, а также произведения из собрания Национального художественного музея. Совместный проект «Бялыницкий–Бируля и художники его окружения» стал возможен благодаря неуемной энергии генерального директора НХМ Владимира Прокопцова, способного, по словам генерального директора «Третьяковки» Зельфиры Трегуловой, «снести на своем пути любое препятствие». Зельфира Исмаиловна побывала на открытии выставки в Могилеве, восхитилась новым музеем - похожий особняк Третьяковых после ремонтных работ скоро откроется в Москве и будет принимать первых посетителей. С директором Третьяковской галереи мы поговорили о новых совместных проектах с НХМ, статусе Марка Шагала и вспомнили один ленинский завет.

- Зельфира Исмаиловна, не могу не выразить восторга по поводу тех выставок, которые вы делаете в последнее время в «Третьяковке» на Крымском Валу, в галерее современного искусства. От Бьорк Digital до тотальных инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых, вам удается собирать в своих стенах самые актуальные проекты.

ФОТО RU.WIKIPEDIA.ORG

- Это правда, в последние годы мы действительно стараемся не лениться и позитивно отвечать на все запросы, участвовать в обменных выставках, представлять себя в крупнейших музеях мира. Но есть серьезная проблема. Вот мы сейчас ходим с вами по замечательному могилевскому музею Витольда Бялыницкого–Бирули, и за каждой картиной, за каждым предметом стоит история о том, как это все собиралось, приводилось в порядок, музеефицировалось. И все делалось ради того, чтобы имя большого белорусского художника сохранить для потомков, чтобы произведения его находились в самых лучших из возможных условий. Среди 9 полотен, которые мы привезли на сегодняшнюю выставку, есть одно из самых ранних произведений Бялыницкого–Бирули «Из окрестностей Пятигорска», работа тогда еще 20–летнего студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества, купленная немедленно Павлом Третьяковым. И есть множество примеров тому, что солидный коллекционер Третьяков, который никогда не отличался какими–то эксцентричными эскападами, покупал работы совсем молодых художников с удивительной прозорливостью, предвидя в их ранних полотнах в будущем очень серьезных мастеров. Так вот, повторюсь, у нас есть проблема: в девяностые годы и нулевые наша галерея не покупала картин современных художников - традиция Павла Третьякова пополнять коллекции была утрачена. У нас до сих пор в собрании нет ни одной инсталляции Ильи Кабакова, говорю об этом с огромным сожалением, нет произведений Эрика Булатова, также картин чрезвычайно плодовитого дуэта современных художников Дубосарского - Виноградова.

О, я видела прямой эфир телепрограммы «Агора», где вы лично предлагали Владимиру Дубосарскому подарить Третьяковской галерее несколько работ, и, по–моему, он замялся.

Да, он замялся со всей очевидностью. В девяностые, когда проходили их первые сногсшибательные выставки с Виноградовым, их работы нарасхват раскупали все частные коллекционеры, тогда с невероятным энтузиазмом формировавшие свои первые собрания современного искусства. У нашей галереи в то время не было ни сил, ни средств соперничать с молодыми, энергичными и состоятельными.

- А на какие средства вы стали приобретать произведения в последние годы?

Сейчас на деньги дарителей и меценатов. Таким образом, например, нам недавно была подарена феноменальная коллекция работ Гелия Коржева, долгое время считавшегося представителем «официального искусства», и только сейчас мы начинаем осознавать, что в его работах, как, например, и в произведениях живописца Виктора Попова, зашифровано серьезное раздумье о том, что происходит.

В вашей недавней выставке «Некто 1917» многие художники прозвучали иначе, в частности, я открыла там для себя нового Марка Шагала - дачные зарисовки в столь лихую годину - 1917 год, неожиданный эскапизм.

Да, это была потрясающая выставка, посвященная тому, как художники отреагировали на революционные события - и те из них, кто оставался в рамках фигуративной живописи, и те, кто шел по пути беспредметничества. Зрительский получился проект. А сейчас, к моей радости, у нас стоит очередь на выставку Архипа Куинджи, которую мы сделали совместно в том числе и с вашим Национальным художественным музеем - 4 работы из вашей коллекции. Все это свидетельствует о том, что мы научились отечественное искусство преподносить так, что оно вызывает интерес, и не тем, что это нечто экзотическое, знаете, некий курьез, а тем, что мы действительно с помощью современных приемов и кураторской работы открываем новые горизонты, имена и художественные явления.

Проект «Бялыницкий–Бируля и художники его окружения» объединил профессионалов - музейщиков из России и Беларуси.

- Ваша боль - Булатов и Кабаков, а наша - Шагал. Сегодня во всех крупных музеях мира и Европы встречаются его работы, везде, кроме Витебска.

Ну вот так случилось, да. Зато у вас есть работы Юдэля Пэна, его учителя. К сожалению, могу сказать, что, если бы не цикл панно Шагала для Еврейского театра, которые в какой–то момент оказались в запасниках Третьяковской галереи, наша коллекция его работ тоже была бы не столь впечатляюща.

Зная вашу творческую смелость и энергию Владимира Прокопцова, может быть, стоит сделать такой вызов самим себе и открыть интересную выставку в Витебске: Шагал, Лисицкий, Малевич, чтобы в трамваях «путешествовали» их работы, плакаты вышли на улицы, как встарь, а в музее были бы выставлены самые значимые произведения.

Это очень интересная идея. На самом деле мы - вместе и уже работали с НХМ в любопытнейшем проекте, который открылся в марте этого года в центре Помпиду в Париже - выставка «Шагал, Малевич, Лисицкий. Витебская школа». На нее были собраны действительно лучшие работы этих художников, созданные в период УНОВИСа в Витебске. Было очень приятно с коллегами из Беларуси участвовать в этом проекте наравне с крупными музеями мира. Сейчас несколько сокращенная версия той парижской выставки проходит в Еврейском музее в Нью–Йорке, и насколько я знаю - с большим успехом.

- Да, но снова не у нас. Зельфира Исмаиловна, а вы лично считаете Шагала белорусским художником?

Вы знаете, нет. Наверное, я отвечаю на ваш вопрос политически некорректно, но я не считаю Шагала витебским художником, точно как ни московским, ни парижским. Я думаю, что в отношении таких мастеров попытка их локально к чему–то привязать - это самый неправильный путь. Художники его уровня говорят об общечеловеческих проблемах, поэтому их произведения волнуют всех. Говоря о Шагале, я могу с уверенностью отметить, что ранний парижский период и русский период с 1914 по 1921 год - были самыми значимыми в его творчестве, думаю, с этим никто не будет спорить. И еще раз повторяю, я против пришпиливания любого великого художника к какой–то точке на карте мира.

Адрес нового музея в Могилеве: Ленинская улица, 37.
ФОТО ОЛЬГИ КИСЛЯК.


- Недавно вы были награждены орденом Франциска Скорины, стала ли наша высокая награда для вас неожиданностью?

Честно - да, неожиданностью, хотя и очень приятной. Мы действительно серьезно сотрудничаем с НХМ. До моего прихода в Третьяковскую галерею сделали замечательную выставку «Пленники красоты». Затем православные иконы. В 2015 году - пейзажи: от реализма к импрессионизму. Сейчас вот в Могилеве показываем картины Бялыницкого–Бирули и готовы продолжать разговор о сотрудничестве. Хочу сказать, что ваш Национальный художественный музей обладает фантастической коллекцией русского искусства и каждый раз, когда бываю в Минске и меня спрашивают, чем бы я хотела заняться до открытия выставки, я всегда отвечаю: «Посмотреть вашу экспозицию». За последние годы Третьяковская галерея сделала много ретроспектив больших русских художников, и почти в каждой из них, за редчайшим исключением, принимал участие ваш музей - это выставки Михаила Нестерова, Ивана Шишкина, Александра Головина, Валентина Серова, Архипа Куинджи. Не было случая, чтобы нам в чем–то отказали минские коллеги, и мы готовы отвечать им тем же.

Я заметила здесь, в Могилеве, что многие наши современные художники пытаются оказаться в орбите вашего внимания. Дайте совет, как им попасть в коллекцию Третьяковской галереи или хотя бы выставиться у вас на время?

Совет простой, ленинский: работать, работать и еще раз работать.

Зельфира Трегулова родилась 13 июля 1955 года в городе Рига, Латвия. Ее мать работала звукорежиссером, а отец - кинооператором, в годы войны был фронтовым оператором, снимал Потсдамскую конференцию.

Со студенческих лет жизнь Трегуловой тесно связана с художественным творчеством. В 1977 году Зельфира окончила искусствоведческое отделение Исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а в 1981 году - аспирантуру МГУ.

В 1984 году начинается профессиональная деятельность Зельфиры Исмаиловны. Около 13-ти лет Трегулова посвятила себя работе во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича. Была координатором и куратором международных выставок русского искусства за рубежом, в последние годы - помощником генерального директора.

В 1993-1994 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. С 1998 года по 2000 год заведовала отделом зарубежных связей и выставок в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Затем была приглашенным выставочным куратором, в том числе в Музее Соломона Р. Гуггенхайма.

С 2002 года по 2013 год Трегулова Зельфира являлась генеральным директором по выставочной работе и международным связям музеев Московского Кремля. Последующие пару лет, с 14 августа 2013 года, была руководителем Государственного музейно-выставочного объединения «РОСИЗО».

Зельфира Исмаиловна 10 феврале 2015 года Трегулова возглавила один из трех ведущих музеев российской столицы - ФГБУК «Всероссийское музейное объединение - Государственная Третьяковская галерея». Это стало новым этапом в карьере музееведа.

Помимо основной деятельности, Трегулова Зельфира преподает на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA в Москве. Свободно владеет английским языком, владеет французским, немецким и итальянским языками. Является членом Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.

Куратор крупных международных выставок в ведущих музеях России и мира, в том числе «Амазонки авангарда», «Художники «Бубнового валета», «Россия!», «Красноармейская студия», «Удиви меня!», «Социалистические реализмы», выставки «Казимир Малевич и русский авангард» и другие. Среди последних проектов, осуществленных под руководством Трегуловой - «Виктор Попков. 1932-1974» и «Палладио в России. От барокко до модернизма».

Зельфира Исмаиловна награждена Почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации, Орденом Звезды Италии степени кавалера за заслуги в проведении Года итальянской культуры и итальянского языка в России, крестом с короной ордена Заслуг pro Merito Melitensi. Лауреат премии «Честь и достоинство профессии» VII Всероссийского фестиваля «Интермузей».

Трегулова Зельфира имеет огромный опыт организации выставочной деятельности. Занималась этим и в Пушкинском музее и в музее Кремля и до этого, в Советские времена, в других учреждениях. Кандидат искусствоведения, авторитетный специалист международного масштаба. Людей такого уровня в стране единицы. Человек с подобным опытом действительно может многое «предложить Третьяковской галерее».

Биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой сегодня интересна многим. Ведь жизненный путь этой женщины заставляет восхищаться ею и удивляться многочисленным достижениям. Дама с необычной внешностью является кандидатом искусствоведения, авторитетным специалистом международного класса, руководителем неповторимых проектов, которые представляют отечественное искусство за границей. А с 2015 года Трегулова Зельфира Исмаиловна заняла должность генерального директора Третьяковской галереи. В новом амплуа женщина сумела доказать всем окружающим собственный профессионализм и свою преданность искусству.

Биография Зельфиры Трегуловой

Родилась Зельфира 13 июля 1955 года в латвийском городе Рига. Правда, несмотря на место рождения, обозначенное в метрике девочки, она не является латышкой по национальности. Пожалуй, ее яркая сейчас - самое убедительное тому подтверждение. В действительности по национальности Зельфира Трегулова - татарка. Ведь отец ее родом из Татарстана, а мать - из Киргизии. Родители девочки познакомились в российской столице, куда приехали, чтобы поступить в институт кинематографистов. Спустя некоторое время Трегуловы устроились работать в Рижскую киностудию и надолго остались там. Тут и родилась у них дочь, которую счастливые родители назвали Зельфирой.

Детские годы и юность

Отец девочки в те годы был военным оператором на фронте, снимавшим Потсдамскую конференцию, а мать занимала должность звукорежиссера. Так что воспитывалась девочка в довольно-таки творческой атмосфере. Может быть, именно это и подтолкнуло ее отдать предпочтение интеллигентной творческой профессии. С успехом окончив школу, Зельфира Трегулова поступила на искусствоведческий факультет в Московский государственный университет имени Ломоносова. Родители девочки полностью поддержали ее в желании стать искусствоведом и всячески помогали ей во время обучения. С ранних лет биография директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой тесно переплетается с художниками и их работами. В 1981 году девушка окончила аспирантуру МГУ.

Начало карьеры

Профессиональная деятельность Трегуловой Зельфиры Исмаиловны началась в 1984 году. В это время девушка начинает работу во Всесоюзной художественно-производственной ассоциации. Здесь Трегулова проявила свои координаторские и кураторские качества, занимаясь организацией выставок русского искусства за границей. Чуть позже Зельфире доверили пост ассистента генерального директора компании. Этой деятельности Зельфира посвятила 13 лет своей жизни.

В 1993 году Зельфира Исмаиловна отправилась на заграничную стажировку в Музей Соломона Р. Гуггенхайма, находящийся в столице США. Вернувшись на родину, в 1998 году Зельфира стала заведовать отделом международных связей в Пушкина. Чуть позже Трегулова получила предложение стать куратором музея, в котором несколько лет назад стажировалась.

Деятельность Трегуловой

Всего через несколько лет Зельфира получила новое назначение и заняла пост генерального директора Московского Кремля. На этой должности женщина занималась международными связями и выставочной работой. В Кремле Трегулова проработала целых 11 лет, после чего стала куратором Государственной музейно-выставочной ассоциации "РОСИЗО".

А вот качественно новым этапом своей жизни сама Зельфира Трегулова считает полученную возможность возглавить один из ведущих столичных музеев - Государственную Третьяковскую галерею. Новую перспективную должность искусствовед получила 10 февраля 2015 года.

Кроме основной работы в галерее, Зельфира занимается преподаванием в московской школе бизнеса, обучая галерейной деятельности и арт-менеджменту. Помимо этого, Трегулова состоит в при Министерстве культуры РФ. Вдобавок, кроме навыков искусствоведения и ведения коммерческой деятельности, женщина свободно владеет немецким, итальянским и французским языком.

Творческие достижения

В свое время Зельфира Исмаиловна проявила свое мастерство, будучи куратором самых масштабных выставок в крупнейших музеях мира. Руководила Трегулова такими известными проектами, как "Красноармейская студия", "Казимир Малевич и русский авангард", "Удиви меня", "Россия", "Амазонки авангарда", "Социалистические реализмы" и другими. В каждой своей выставке Зельфира демонстрирует зрителям собственное мировоззрение, лишенное советских оков и стереотипов. За последние годы аудитория смогла насладиться гениальными работами в выставках "Палладио в России" и "Виктор Попков", которые также прошли под руководством талантливого искусствоведа - Зельфиры Трегуловой.

За своими плечами женщина имеет не только множество знаменитых работ, но и многочисленные творческие достижения и награды. К примеру, Зельфира Исмаиловна удостоилась почетных грамот от Министерства культуры РФ, Ордена Звезды Италии за проведение Года итальянской культуры, Ордена Заслуг в виде креста с короной и стала лауреатом премии "Честь и достоинство профессии", вручаемой на Всероссийском фестивале "Интермузей".

Осенью 2016 года Трегулова была награждена золотой медалью имени Николаева. В этом же году Зельфира стала лауреатом премии "Государственный деятель".

К сожалению, женщина предпочитает скрывать свою частную жизнь от прессы и довольно-таки неохотно рассказывает истории из личной жизни. Но кое-что о ее семье все же известно.

Несмотря на то что женщина с малых лет хотела иметь большую семью и множество детишек в лучших традициях азиатских стран, ее мечте не суждено было сбыться. Ведь большую часть своей жизни Трегулова посвятила собственной карьере и любимому делу. Так что в браке Зельфиры на свет появился всего один ребенок - девочка.

Не так давно родители Зельфиры переехали из Риги и сейчас живут с дочерью, помогая растить внуков.

Дочь известного в Москве искусствоведа пошла по стопам матери и выбрала такую же профессию. Сейчас девушка состоит в браке и воспитывает двоих детишек - младшую дочь и старшего сына. Кстати, каждый член семьи наделен творческим талантом и хороший потенциал виден даже у внучки Трегуловой, которой всего лишь 2 года.



Читайте также: