В арцахе успешно прошла перепись населения. Население нагорного карабаха Население нагорного карабаха на год составляет

На вопросы «Ноева Ковчега» отвечает председатель Национальной статистической службы Нагорно-Карабахской Республики, кандидат экономических наук Карен Нерсисян.

– С 1 по 9 декабря в Нагорно-Карабахской Республике состоялась вторая за время независимости перепись населения. Расскажите, пожалуйста, как прошло это знаковое во всех отношениях мероприятие общереспубликанского значения. Помог ли опыт первой переписи, проведенной 10 лет назад?

– Согласно принятому в декабре 2001 года закону о переписи населения, перепись в Нагорно-Карабахской Республике проводится раз в десять лет. Основной задачей переписи является получение необходимой информации о населении в целях разработки направлений социально-экономического развития республики, проведения демографических и социальных исследований, оптимального распределения и использования трудовых ресурсов, текущего учета и прогнозирования численности и состава населения и т.д. Проведение переписи представляет собой ряд разноплановых и взаимосвязанных мероприятий. Согласно закону НКР «О переписи населения», граждане обязаны принять участие в этом общереспубликанском мероприятии, давать точные и исчерпывающие ответы на вопросы, содержащиеся в переписном листе.

В организации переписи оказывают содействие правительство с его структурными подразделениями, различные министерства, ведомства и организации. В соответствии с законом НКР «О переписи» и решением правительства были созданы общереспубликанская, районная и Степанакертская городская комиссии по организации и проведению переписи 2015 года. Было образовано 9 переписных, 90 инструкторских и 501 счетных участков, составлены схематические планы г. Степанакерта, районов и сельских общин.

Мы провели встречи и совещания с руководителями всех общин республики, дали необходимые методологические разъяснения, лично я побывал во всех районах, провел встречи с руководством района, с активистами в селах, жителями, объяснил важность получения достоверных и точных данных для государства и общества, ответил на интересующие вопросы.

Мы постарались сформировать у людей внутреннее убеждение в важности мероприятия. Конечно, были отдельные случаи недопонимания, кто-то даже заявлял, что откажется отвечать на вопросы, однако после соответствующих разъяснений удалось переубедить и таких граждан.

Перепись проводилась привлеченными работниками – счетчиками (переписчиками), которые обходили жилые дома и иные помещения и осуществляли непосредственно опрос проживающих в них совершеннолетних лиц. Переписчики прошли соответствующее обучение, инструкцию и аттестацию. При этом мы делали акцент не только на их профессиональной подготовке, но и на человеческом подходе к делу. Выполняя свои обязанности, они старались не причинять неудобства гражданам, предварительно договаривались, когда удобно приходить к ним для опроса.

В целом поставленную задачу считаю выполненной, каких-либо эксцессов в ходе переписи не было зафиксировано. Очень важно, что люди с пониманием отнеслись к необходимости проведения данного мероприятия общереспубликанского значения, осознали его суть и значение и полноценно исполнили свой гражданский долг.

Опыт первой переписи, конечно, помог нам. Вместе с тем считаю, что организационно нам удалось продвинуться еще дальше – люди стали больше информированы. В этой связи хотел бы отметить четкую и грамотную работу Управления переписи населения во главе с Михаилом Согомоняном.

Добавлю, что с целью апробации методологических, организационных принципов, программ и технологии разработки материалов переписи населения в первом квартале мы организовали пробную перепись в двух крупных селах республики – Атерк Мартакертского района и Тог Гадрутского района.

– Предварительные итоги переписи будут представлены весной 2016 года, а окончательные – в конце того же года.

Необходимо учесть, что индивидуальные данные переписи населения являются конфиденциальными и не подлежат публикации. Собранная о гражданах информация будет закодирована, а опубликованы будут только обобщенные данные.

– Известно, что перепись населения не ограничивается чисто механическим подсчетом количества населения, в ходе нее, по сути, проводятся различного рода социальные исследования. Расскажите, пожалуйста, о них в общих чертах.

– По результатам переписи, как Вы правильно заметили, будет уточнена не только численность населения, но и такие показатели, как возраст и пол, гражданство, место рождения, вероисповедание, образовательный ценз, научная степень, основной источник существования, занятость, хозяйственная активность, бытовые условия семьи, род занятий и т.д. Опросный лист переписи населения состоял из 55 вопросов, 22 из которых касались имущества и доходов граждан.?То есть мы пытаемся определить реальные условия проживания домашних хозяйств. В листе были такие вопросы, как, например, получали ли опрашиваемые за последние 12 месяцев денежные средства из-за границы, были ли зафиксированы в указанный период роды или случаи смерти в семье, есть ли в семье инвалиды.

Результаты переписи имеют большое значение для разработки государственной и экономической политики, программирования и управления. Перепись населения даст возможность изучить произошедшие изменения и определить новые направления и принципы развития. Оценка потенциала государства особенно важна для такой страны, как наша – находящейся в сложной геополитической ситуации и постоянно сталкивающейся с многочисленными вызовами.

– Азербайджанская пропаганда пытается представить численность населения НКР гораздо ниже, чем наши официальные данные. Как бы Вы прокомментировали это?

– Наш профессиональный долг – представить реальную ситуацию. Основополагающие принципы, которыми?руководствуются статистические органы, это точность, целостность и достоверность. Не знаю, как в Азербайджане, но в нашем случае нет повода не верить? официальной статистике. Мы не обманываем себя. Этому научили нас наши деды и отцы, и наш долг – быть честными в отношении своего народа.

Понятно, что бакинским властям невыгодна правда об Арцахе, а потому они и пытаются представить международному сообществу информацию в искаженном виде. Но это их проблема.

– Как бы Вы оценили демографическую ситуацию в Арцахе в целом?

– Демографическую ситуацию в Арцахе я бы назвал положительной и стабильной. В республике наблюдается последовательная динамика роста населения. В период с 2007 по 2014 год население НКР ежегодно увеличивалось в среднем на 1 тысячу 400 человек, или примерно на 1%. Естественный прирост в указанный период в среднем составил 1 тысячу 200 человек. Это обнадеживает.

– Какие новшества Вы отметили бы в деятельности Национальной статистической службы НКР? Каковы планы на ближайшую перспективу?

– Все новшества в деятельности Национальной статистической службы НКР продиктованы современными требованиями и основаны на международных нормах.

С 1 января 2014 года мы реализуем программу?исследования домашних хозяйств. Исследование будет носить продолжительный и последовательный характер и позволит определить уровень жизни домашних хозяйств, составить полноценное представление о социально-экономической ситуации в республике, правильно распределять государственные средства, контролировать миграционные потоки, по новому методу производить расчет ВВП и т.д.

В 2015 году мы приступили к?подсчету показателей хозяйственной активности населения в?течение месяца. Проводятся работы по?оценке уровня бедности, определению реальных размеров потребительской и?продовольственной корзины и т.д. В нынешнем году был совершен переход на новую международную методологию расчета индекса потребительских цен, согласно которой предусматривается более частый пересмотр удельного веса потребительской корзины.

Ведутся также работы по пересмотру определенных показателей в природоохранной статистике, приведению их в соответствие с международными нормами и классификацией. Впервые будет составлен статистический сборник «Окружающая среда и природные ресурсы в НКР».

В 2017 году предусматривается осуществить сплошной сельскохозяйственный учет с охватом всех физических и юридических лиц, производящих сельхозпродукцию.

Многое предстоит сделать для подготовки квалифицированных кадров, внедрения современных технологий, и в этом нам помогает Национальная статистическая служба Республики Армения, с которой мы подписали меморандум о сотрудничестве. Такое сотрудничество помогает эффективнее осуществлять реформы, направленные на модернизацию и совершенствование системы.

– Что бы Вы пожелали коллективу и читателям газеты «Ноев Ковчег» в наступающем году?

– Пусть Новый год принесет всем материальное благополучие и процветание, душевную гармонию, радость и счастье!

Желаю коллективу газеты новых профессиональных успехов и побольше интересных материалов!

Беседу вел Ашот Бегларян, Степанакерт

Здесь возникло военное столкновение, так как армянские корни имеет подавляющее большинство жителей, населяющих Суть конфликта в том, что Азербайджан предъявляет к этой территории вполне обоснованные требования, однако жители региона больше тяготеют к Армении. 12 мая 1994 года Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом был ратифицирован протокол, установивший перемирие, в результате приведший к безоговорочному прекращению огня в зоне конфликта.

Экскурс в историю

Армянские исторические источники утверждают, что Арцах (древнеармянское название) впервые упоминается еще в VIII веке до н.э. Если верить этим источникам, то Нагорный Карабах являлся частью Армении еще в период раннего Средневековья. В результате завоевательных войн Турции и Ирана в эту эпоху значительная часть Армении перешла под контроль данных стран. Армянские княжества, или меликства, на тот момент располагавшиеся на территории современного Карабаха, сохранили полунезависимый статус.

Свою точку зрения в этом вопросе занимает Азербайджан. По мнению местных исследователей, Карабах является одним из самых древних исторических регионов их страны. Слово «карабах» по-азербайджански переводится так: «гара» означает черный, а «баг» — сад. Уже в XVI веке вместе с другими провинциями Карабах находился в составе государства Сефевидов, а после стал независимым ханством.

Нагорный Карабах во времена Российской Империи

В 1805 году Карабахское ханство было подчинено Российской Империи, а в 1813 по Гюлистанскому мирному договору в состав России вошел и Нагорный Карабах. Затем, по Туркменчайскому договору, а также соглашению, заключенному в городе Эдирне, производилось переселение армян из Турции и Ирана и размещение их на территориях Северного Азербайджана, в том числе и в Карабахе. Таким образом, население этих земель имеет преимущественно армянское происхождение.

В составе СССР

В 1918 году контроль над Карабахом получила только что созданная Азербайджанская Демократическая Республика. Практически одновременно на эту местность выдвигает претензии Армянская Республика, но АДР данные притязания В 1921 году территория Нагорного Карабаха с правами широкой автономии включается в состав Азербайджанской ССР. Еще через два года Карабах получает статус (НКАО).

В 1988 году Совет депутатов НКАО ходатайствует к властям АзССР и АрмССР республик и предлагает передать спорную территорию в состав Армении. не было удовлетворено, вследствие чего по городам Нагорно-Карабахской АО прокатилась волна протеста. Демонстрации солидарности проводились также и в Ереване.

Провозглашение независимости

В начале осени 1991 года, когда Советский Союз уже начал разваливаться, в НКАО принимается Декларация, провозгласившая Нагорно-Карабахскую Республику. Причем помимо НКАО, в ее состав вошла часть территорий бывшей АзССР. По результатам референдума, проведенного 10 декабря того же года в Нагорном Карабахе, более 99% населения региона проголосовало за полную независимость от Азербайджана.

Вполне очевидно, что властями Азербайджана данный референдум признан не был, а сам акт провозглашения обозначили как незаконный. Более того, в Баку приняли решение упразднить автономию Карабаха, которой он обладал в советское время. Однако разрушительный процесс уже был запущен.

Карабахский конфликт

За независимость самопровозглашенной республики встали армянские отряды, которым попытался противостоять Азербайджан. Нагорный Карабах получил поддержку от официального Еревана, а также от национальной диаспоры в других странах, поэтому ополчению удалось отстоять регион. Впрочем, властям Азербайджана все-таки удалось установить контроль над несколькими районами, которые изначально были провозглашены частью НКР.

Каждая из противоборствующих сторон приводит свою статистику потерь в карабахском конфликте. Сопоставив эти данные, можно сделать вывод, что за три года выяснения отношений погибло 15-25 тысяч человек. Раненых насчитано как минимум 25 тысяч, еще более 100 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть места проживания.

Мирное урегулирование

Переговоры, в ходе которых стороны пытались урегулировать конфликт мирным путем, начались практически сразу после того как была провозглашена независимая НКР. Например, 23 сентября 1991 года состоялась встреча, на которой присутствовали президенты Азербайджана, Армении, а также России и Казахстана. Весной 1992 года ОБСЕ была учреждена группа по урегулированию карабахского конфликта.

Несмотря на все попытки международного сообщества остановить кровопролитие, прекратить огонь удалось лишь весной 1994 года. Пятого мая в был подписан Бишкекский протокол, после чего участники прекратили огонь уже спустя неделю.

Стороны конфликта так и не сумели договориться по поводу итогового статуса Нагорного Карабаха. Азербайджан требует уважать его суверенитет и настаивает на сохранении территориальной целостности. Интересы самопровозглашенной республики защищает Армения. Нагорный Карабах выступает за мирное разрешение спорных моментов, при этом власти республики подчеркивают, что НКР способна постоять за свою независимость.

, Республика Арцах (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Հանրապետություն Արցախ — Лернаин Гарабаги Анрапетутюн, Анрапетутюн Арцах) — непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Климат

Климат Нагорно-Карабахской Республики мягкий и умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха — +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21-22° С.

Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) - около 0° С.

Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.

Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм. В высокогорной зоне выпадает 560—830 мм осадков в год. Большая часть осадков выпадает в мае-июне. В этот период также часты проливные дожди и град.

Нагорно-Карабахская Республика

10 декабря 1991 года был проведён референдум о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.

В 1991—1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.

Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.

Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.

Политическая жизнь

Нагорно-Карабахская Республика является президентской республикой.

Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики

Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.

В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
партия «Свободная Родина»
«Демократическая партия Арцаха»
партия «За нравственное возрождение»
Коммунистическая партия
блок «АРФ Дашнакцутюн — Движение-88»
партия «Наш дом — Армения»
партия «Социальная справедливость»

На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам»). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве».

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из Премьер-министра НКР, Вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом Президента НКР в присутствии Премьер-министра.

Премьер-министром является Араик Владимирович Арутюнян, а вице-премьером Спартак Апетнакович Тевосян.

В правительстве есть 12 министерств, из которых 4 (Министерства Юстиции, Социального обеспечения, Культуры и по делам молодёжи и Градостроительства) возглавляют женщины.
Постоянные представительства НКР

  • Армения — Ереван
  • Россия — Москва
  • США — Вашингтон
  • Франция — Париж
  • Австралия — Сидней
  • Ливан — Бейрут
  • Германия — Берлин
География

Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов.

Административно-территориальное деление

Территориально Нагорно-Карабахская Республика разделена на 7 районов и столицу Степанакерт.

Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.

Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.

Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто называются поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом.
9 мая 1992 — установление контроля над Шушей.
июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом.
март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом.
13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов.
31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом.
23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов.

Население

По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0.01 %), азербайджанцев — 6 человек (0.005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %). В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек.

Статус

Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций: в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты 4 резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль армянами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами, в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов ООН (без США, России, Франции — государств-членов Минской группы ОБСЕ), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана».

В настоящий момент Нагорно-Карабахская Республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.

Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».

По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством.

По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. В 2006 году Президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна признает независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.

Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями. В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признает конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «Это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта».

20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса.

Экономика

Экономика НКР была полностью уничтожена во время Нагорно-Карабахского конфликта 91-94 гг. На данный момент усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и Диаспоры появляются новые заводы, фабрики, маленькие и крупные предприятия, которые значительно оживляют рост экономики. На сегодняшний день в Арцахе действует предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и д.р. Активно развивается туристическая инфраструктура, строятно новые тур. центры, гостиницы, маршруты и т.д.
Экономический форум Bridge Artsakh

Форум организован совместно бизнесами Армении, Арцаха и армянской диаспоры, появился сравнительно недавно и сегодня его посещают многие политики и бизнесмены, заключается много договоров.

Религия

Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики в качестве традиционной религии имеют Армяно-Григорианскую Церковь, которая имеет на территории НКР Арцахскую епархию.

В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова Богородицы.

Достопримечательности

  • Азыхская пещера — наиболее известная пещера в республике. Расположена в Гадрутском районе.
  • Руины древнего города — предположительно, Тигранакерта — древнеармянского города, основанного Тиграном II в I веке до н. э. Расположены в Аскеранском районе.
  • Амарас — армянский монастырь IV века. Расположен в Мартунинском районе.
  • Цицернаванк — армянский монастырь IV века. Расположен в Кашатагском районе.
  • Гандзасарский монастырь — армянский монастырь XIII века. Расположен в Мартакертском районе.
  • Дадиванк — армянский монастырь IX века. Расположен в Шаумяновском районе.
  • Монастырь Гтчаванк — армянский монастырь XIII века. Расположен в Гадрутском районе.
  • Монастырь Ерек Манкунк — армянский монастырь XVII века. Расположен в Мартакертском районе.
  • Каганкатуйк — руины древнего армянского поселения. Расположены в Мартакертском районе.
  • Шушинская крепость — одна из наиболее известных крепостей Карабаха. Расположена в Шуше.
  • Аскеранская крепость — одна из наиболее известных крепостей исторического Арцаха. Расположена в Аскеранском районе.
  • Хоханаберд (крепость) — одна из лучших крепостей Средневекового Хачена, построил Гасан-Джалал Дола. Была центром Хаченского княжества.
  • «Мы — наши горы» — монумент на вершине холма при въезде в Степанакерт.
  • Андаберд (крепость)
  • Андаберд (монастырь)
  • Тигранакерт (крепость) — крепость г. Тигранакерта
  • Качагакаберд (крепость)
  • Кармираван (монастырь) — армянский монастырь начала XIII века
  • Княжеский дворец меликства Дизака — в с. Тох, Гадрутского района.

    История Нагорного Карабаха - Доисторический период Азыхская пещера … Википедия

    Флаг Нагорного Карабаха - Флаг Нагорно Карабахской Республики Флаг Нагорного Карабаха. Дизайн флага разработан на основе армянского триколора три равновеликие горизонтальные полосы: красная, синяя и оранжевая, символизирующий историческое и культурное единство с Арменией … Википедия

    Вооружённые силы Нагорного Карабаха - Армия Обороны Нагорного Карабаха арм. ԼՂՀ ինքնապաշտպանական ուժեր Эмблема вооружённых сил НКР Год формирования 9 мая 1992 года Страна Нагорно Карабахская Республи … Википедия

    «Пояс безопасности» Нагорного Карабаха - «Пояс безопасности» НКР (обозначен жёлтым цветом). Заштрихованы территории Шаумяновского района и бывшей НКАО, которые считаются властями НКР «территориями НКР, оккупированными Азербайджаном». «Пояс (Зона) безопасности» («Буферная зона») Нагорно… … Википедия

    Пояс безопасности Нагорного Карабаха - «Пояс безопасности» НКР (обозначен жёлтым цветом). Заштрихованы территории Шаумяновского, Мартакертского и Мартунинского районов НКР, которые считаются властями НКР территориями НКР, оккупированными Азербайджаном. «Пояс б … Википедия

    Конфликт вокруг Нагорного Карабаха - Нагорный Карабах (Арцах) область в Закавказье, входит в состав Азербайджана. Численность населения 138 тысяч человек, подавляющее большинство армяне. Столица - город Степанакерт (население около 50 тысяч человек). Нагорный Карабах ранее… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Государственные награды Нагорного Карабаха

    Государственные награды республики Нагорного Карабаха - Государственные награды Нагорно Карабахской Республики награды, которыми награждаются граждане непризнанной Нагорно Карабахской Республики за исключительные заслуги перед Отечеством. Высшим званием республики Нагорный Карабах является звание… … Википедия

16:21 — REGNUM

Согласно официальным статистическим данным, население Нагорного Карабаха на сегодня составляет порядка 150 тысяч человек.

Первая со времени провозглашения независимой республики (1991 год) перепись населения Нагорного Карабаха была проведена в 2005 году и, согласно данным Национальной статистической службы НКР, численность постоянно проживающего в республике населения тогда составила 137 тыс. 737 человек, из коих армян - 137 тыс. 380 (99,74 %), русских - 171, греков - 22, украинцев - 21, грузин - 12, азербайджанцев - 6, представителей других национальностей - 125. В столице республики - г.Степанакерте - на тот момент проживало 49 тыс. 986 человек.

До этого, в годы советской власти, переписи населения края проводились в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. Во время первой переписи численность населения Нагорного Карабаха составляла 125 тысяч человек, из коих 112 тысяч были армянами, около 12 тысяч - азербайджанцами. В 1989 году население НК составляло 189 тысяч 29 человек, из коих 145 тыс. 450 - армяне, 40 тысяч 632 - азербайджанцы, а 2 тыс. 417 - представители славянской национальности.

Со времени последней переписи в Нагорном Карабахе, проведенной в рамках Всесоюзной переписи в 1989 году, на постсоветском пространстве произошли серьезнейшие трансформации, которые не могли не сказаться и на Карабахе. Распад Советского Союза, провозглашение республики и развязанная Азербайджаном жестокая, почти четырехлетняя война (1991-1994 гг.), имевшие место вследствие всего этого миграционные процессы, переход к рыночным отношениям в корне изменили социально-демографическую и экономическую структуру края. Примерно 40 тысяч из 540 тысяч бежавших в 1989-1992 годах из Азербайджана армян нашли приют в Нагорном Карабахе. Однако не все смогли обосноваться здесь в условиях продолжающихся военных действий и экономической разрухи, были вынуждены ехать в Армению и Россию. В настоящее время общее число беженцев в Нагорном Карабахе достигает 30 тысяч человек.

Перепись 2005 года охватила всех прописанных в Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) граждан, в том числе тех, кто на тот момент находился вне пределов республики, служил в армии или пребывал в местах заключения, а также не имеющих гражданства лиц и иностранцев, находившихся в момент переписи в республике. В ходе переписи было проведено своеобразное социальное исследование, изучалась социально-экономическая ситуация в республике, ресурсы в той или иной сфере. Опираясь на эти данные, правительство получило возможность прогнозировать социально-экономическое развитие страны, разрабатывать реалистичные и прагматичные программы. В частности, анализ результатов переписи дал возможность улучшить государственное регулирование социально-экономических и демографических процессов. Полученная в ходе переписи информация позволила придать большую адресность мерам правительства по поддержке наименее защищенных слоев населения - пенсионеров, инвалидов, семей погибших, многодетных семей, молодежи и т.д.

Согласно закону "О переписи населения" в Нагорном Карабахе, перепись будет проводиться раз в 10 лет, то есть, следующая будет организована в 2015 году.

Сегодня в Нагорно-Карабахской Республике, включающей в себя 10 городов и 322 сельских населенных пунктов, проживает свыше 145 тысяч человек. Соотношение городского и сельского населения соответственно примерно 53% и 47%, мужчин и женщин - примерно 49% и 51%. Таким образом, по сравнению с 2005 годом численность населения республики увеличилась примерно на 8 тысяч человек. Естественный прирост населения в 2011 году составил 1 тыс. 289 человек. Рост населения обеспечен в основном за счет увеличения числа рождений: число рождений вдвое превысило число смертей. Кстати, 74,1% скончавшихся в первом полугодии текущего года были старше 70 лет. На первом месте по причинам смертей остаются болезни, связанные с системой кровообращения, на втором месте - злокачественные опухоли. Рождаемость в республике в первом полугодии 2012 года в 1,9 раз превысила смертность, в результате естественный прирост составил 596 человек.

Улучшение демографической ситуации в Арцахе объявлено приоритетом государственной политики и важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности. В этой сфере государственные и общинные органы власти НКР руководствуются концепцией демографической политики, согласно которой, много лет осуществляется правительственная программа стимулирования рождаемости и многодетности: при рождении первого ребенка семье выдается 100 тыс. драмов ($250), второго - 200 тыс. драмов ($500), третьего - 500 тыс. драмов ($1250), четвертого и каждого последующего - 700 тыс. драмов ($1750). Кроме того, в государственном банке открываются срочные вклады на имя третьего и каждого последующего ребенка в семье. На третьего ребенка открывается вклад в размере 500 тыс. драмов, четвертого и каждого последующего - 700 тысяч драмов. Для семей с 6 и более детьми строится или приобретается жилье. В рамках программы государственного содействия молодым семьям новобрачным предоставляется единовременное пособие в размере 300 тыс. драмов ($ 750).

Следует отметить, что 16 октября 2008 года в Нагорно-Карабахской Республике имело место беспрецедентное мероприятие - коллективная свадьба почти 700 новобрачных пар. Инициатива проведения коллективного бракосочетания принадлежала известному российскому благотворителю и бизнесмену, уроженцу Нагорного Карабаха Левону Айрапетяну, который и являлся главным спонсором свадьбы. Каждой паре молодоженов было выделено по $2500 в виде "золотой карты". При рождении первенца родителям предоставляется $2 тыс., второго ребенка - $3 тыс., третьего - $5 тыс., четвертого - $10 тыс., пятого - $20 тыс., шестого - $50 тыс., седьмого - $100 тысяч.

Молодым карабахским семьям помогает и известный предприниматель и благотворитель, председатель Совета директоров ЗАО "Америабанк" Рубен Варданян, являющийся крестным 250 новобрачных пар. По словам премьер-министра НКР Ара Арутюняна, данная акция не является простым выделением денег, а политикой, идеологией и в целом одним из завоеваний современной истории Карабаха.

Любопытно, что в течение последних нескольких лет среди родившихся в Нагорном Карабахе детей преобладают мальчики. В первом полугодии текущего года они составили 53,5%. Самыми распространенными именами среди новорожденных мальчиков являются Тигран, Давид и Гор, а среди новорожденных девочек - Нарэ, Мариам и Ани. Кроме традиционных армянских имен, армянские родители предпочитают давать своим детям такие иностранные имена, как Алекс, Эрик, Артур, Александр, Даниель, Милена, Мария, Элен, Ангелина.

Надо отметить, что если в послевоенные годы в Нагорном Карабахе в год в среднем рождалось 2 тыс. детей, то есть, 15 детей в расчете на 1000 жителей, то в последние 4 года данный показатель достиг 2 тыс. 600 детей. Национальная статистическая служба НКР приводит следующие сравнительные характеристики. Если в 2003-2007 годах среднегодовое число родившихся в НКР составляло 2081 человек, то в 2008-2011 годах - 2630. При этом среднегодовое число родившихся в сельской местности выросло с 894 до 1188 человек. Если в 2003-2007 число родившихся в расчете на 1000 жителей составляло 15,1 промилле, то 2008-2011 годах - 18,5 промилле. Данный показатель уступает на постсоветском пространстве лишь странам Средней Азии. Число родившихся в семье третьего и последующего ребенка увеличилось с 495 в 2003-2007 годах до 787 в 2008-2011 годах. В 2011 году суммарный коэффициент рождаемости в республике, необходимый для воспроизводства населения, составил 2,3 ребенка (вместо необходимого 2,15 ребенка), в сельских населенных пунктах - 2,5 ребенка. Если в 2003-2007 году среднегодовое число браков составило 714, то 2008-2011 годах данный показатель увеличился более чем вдвое.

В 2011 году в Нагорный Карабах прибыло 1109 человек, что на 372 человека больше по сравнению с 2010 годом. По районам удельный вес прибывших следующий: заселяемый Кашатагский район - 55,7%, столица - г.Степанакерт - 10%, Шаумянский район - 8,8%. При этом 94% прибыло из Армении, 4,2% из России. В то же время в 2011 году из НКР убыло 663 человека. Механический прирост населения составил 446 человек. 94,4% из 663 убывших из НКР выехало в Армению.

В январе-марте 2012 года, согласно данным Национальной статистической службы НКР, естественный прирост населения составил 276 человек. Соотношение количества официально зарегистрированных прибывших и отбывших из Нагорного Карабаха людей в первом полугодии 2012 года также положительное. Механический прирост населения составил 186 человек, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 13,4 %. Надо отметить, что в связи с войной в Сирии в Кашатагский район НКР переехало на постоянное проживание несколько семей сирийских армян.

Премьер-министр НКР Ара Арутюнян утверждает, что улучшение демографической ситуации достигнуто не только благодаря правительственной программе стимулирования рождаемости и многодетности, но и улучшению жилищных условий населения, созданию рабочих мест и т.д. Вместе с тем более высоким темпам демографического развития республики мешает все еще достаточно трудное социальное положение, малые доходы или отсутствие постоянного заработка у значительной части населения. Безработица по-прежнему остается актуальной для Нагорного Карабаха проблемой. Национальная статистическая служба НКР провела выборочное исследование на рынке труда с целью выяснения реального уровня безработицы. По итогам исследования был определен 22,3-процентный уровень безработицы. Особенно высок он среди граждан возрастной категории до 24 лет - 31,1%, женщин - 29,1%, неграмотных граждан (имеющих неполное начальное образование) - 51,7%, граждан, живущих вместе без заключения брака - 57,1%, жителей сельских населенных пунктов - 24,8%. 26,3% прекратили трудовую деятельность из-за семейных обстоятельств, 16,3% - из-за сокращения и увольнения с работы.

41,9% опрошенных безработных потеряли свою работу более 4 лет назад. Около 46% безработных в прошлом имели опыт работы. Как отметили в Национальной статистической службе НКР, среднестатистического безработного в Нагорном Карабахе можно охарактеризовать следующим образом: 39-летняя женщина, жительница села, состоящая в браке, имеющая среднеспециальное или неполное высшее образование.

По утверждению представителей властей Нагорного Карабаха, природный и экономический потенциал республики позволяет увеличить численность населения НКР до 300 тысяч человек. Желающих переехать в Нагорный Карабах на постоянное жительство много, в частности, из стран СНГ, в особенности из Средней Азии. Однако для обеспечения их минимальными жилищными условиями требуются большие средства, которыми на сегодня правительство НКР не располагает и поэтому вынужденно ограничивает поток переселенцев. Совершенно очевидно, что данный вопрос невозможно решить без активной поддержки мирового армянства.

Ашот Бегларян, Степанакерт



Читайте также: