Виды защитных механизмов психики человека. Механизмы психологической защиты по фрейду

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостностьличности.

Все люди подвержены влиянию факторов внешней и внутренней среды, которые отрицательно сказываются на психике человека. С помощью механизмов психологической защиты человек всегда охранял и защищал свою психику от нагрузки.

Механизмами защиты пользуется и современный человек. Именно это обстоятельство дает мне право утверждать, что эта тема актуальна и в настоящее время.

Целью данной работы является рассмотрение механизмов психологической защиты.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить несколько задач , а именно:

    раскрыть понятие психологической защиты,

    рассмотреть основные характеристики защитных механизмов,

    ознакомится с видами механизмов психологической защиты.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

"Ежедневно мы совершаем какие-то поступки, что-то говорим, о чем-то судим и как-то оправдываем свои действия. На первый взгляд, мы все это делаем сознательно, но всегда ли это так в действительности?" 1 Чаще всего в данных ситуациях проявляются механизмы психологической защиты, с помощью которых человек преодолевает конфликты, порождающие тревогу.

Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Термин "психологическая защита" был впервые введён Зигмундом Фрейдом в 1894 г., в работе "Защитные нейропсихозы" и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы "Я" против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Фрейд подразумевал под ним в первую очередь "вытеснение", но позже - в 1926 году - в приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность", он утверждает, что понятие "защитный механизм" обозначает все техники, которые "Я" использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово "вытеснение" для особого способа защиты".

Позднее этот термин был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.

2. Механизмы психологической защиты

Защитное поведение позволяет человеку защитить себя от тех проблем, которые пока он разрешить не может, позволяет снять тревогу, "уйти от угрожающей реальности". "Такие механизмы "охраняют" психику, "защищают" ее от непосильной нагрузки" 2 .

Сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами".

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

    отрицание или искажение реальности,

    действие на бессознательном уровне - в этом их отличие от различных стратегий поведения, в том числе манипулятивных.

Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: "Я" может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов" 3 .

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе. Кроме того, большинство людей имеют склонность "предпочитать" одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

2.1. Виды защитных механизмов.

Не существует общепризнанной классификации защитных механизмов психики, хотя многие авторы публиковали свои собственные. Основные претензии к большинству классификаций это либо недостаточная полнота, либо излишняя полнота.

Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными.

Рассмотрим основные психологические механизмы защиты.

    Вытеснение.

З.Фрейд считал этот механизм главным способом защиты инфантильного "Я", неспособного сопротивляться соблазну. "Вытеснение" – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, "изгоняются из сознания " и переводятся в сферу бессознательного. При этом оказывают влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

"Описывая это явление, 3. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: "В течение многих лет, - пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, - я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили основным результатам моих исследований, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные" 4 .

Намеренное подавление травмирующих чувств и воспоминаний весьма обычно, но это не вытеснение, т.к. вытеснение не совершается намеренно.

Иногда трудности сопровождают не только воспоминаниями самого травмирующего события, но и связанных с ним нейтральных происшествий, тогда вытеснение называют мотивированным забыванием .

    Замещение.

Это распространенная форма психологической защиты, которую иногда называют "смещение". Она связанна с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства, которые должны были быть направлены на тревожащий объект, переносятся на иной более доступный и не "опасный". Например, "агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника" 5 . Существует другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на противоположные. "В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворота, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии" 6 .

    Идентификация.

Это защитный механизм, при котором человек отождествляет себя с кем-то другим. В процессе идентификации один человек бессознательно уподобляется другому. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям другого человека.

Идентификация имеет и положительный момент: с ее помощь индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. "В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочка - с матерью. В трудовых отношениях молодой специалист находит для себя пример, образец для подражания, на которого он может ориентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством" 7 .

    Отрицание.

Это процесс устранения, игнорирования негативных, вызывающих тревогу обстоятельств. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, не принимаются, не признаются самой личностью. Этот механизм известен как "позиция страуса". "Первой реакций пациента, узнавшего от врача о серьезном заболевании, будет: “Не верю, не может быть!” " 8 . В случае действия данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне восприятия человека какой-либо негативной для него информации, он бессознательно отрицает существование ее.

    Проекция.

При проекции - человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. "Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе" 9 . "Скупой, как правило, видит в других людях прежде всего жадность…, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими" 10 . Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Иногда встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам приписываются позитивные мысли или действия, которые способны возвысить.

    Рационализация.

Это механизм защиты, который маскирует от сознания самого субъекта истинные мотивы его действий, мыслей и чувств, для обеспечения внутреннего комфорта, создания собственного положительного представления о себе. Часто этот механизм используется человеком для предотвращения переживания вины или стыда. После совершения каких-то действий или поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, человек пытается их понять, рационально объяснить, приписывая им более благородные мотивы. Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или самим собой.

    Регрессия.

При регрессии человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. То есть регрессия – "возврат личности от высших форм поведения к низшим" 11 .

Таким образом взрослый человек в сложных ситуациях стремиться избежать внутренней тревоги, потери самоуважения. Регрессию часто оцениваю как негативный личностный механизм (например, инфантильность). "Инфантильность – в психологии понимается как особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются черты, свойственные более раннему возрасту, такие как неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость, несамостоятельность" 12 .

    Реактивные образования.

В случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другую (например, ненависть - в любовь, и наоборот). Данный механизм весьма любопытен, т.к. свидетельствует о том, что реальные действия человека неважны, потому как они могут являться лишь следствием завуалированного искажения его истинных желаний. Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть - является следствием любви, которая испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивания негатива.

Механизмы психологической защиты применяются для адекватной самооценки личности, но они нужны не только профессиональным психотерапевтам. Их неосознанно применяют почти все люди. Знание механизмов психологической защиты помогает работать со своим сознанием, понимать поведение и сознание других людей, а так же стараться откорректировать и исправить свои действия и поступки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие "психологическая защита" было введено З. Фрейдом для обозначения борьбы "Я" против болезненных мыслей. При помощи защитных механизмов человек охраняет психику от негативных эмоций и переживаний.

Защитные механизмы имеют 2 характеристики: отрицание и действие на бессознательном уровне.

Основными видами механизмов являются:

    вытеснение – механизм, при котором неприятные мысли "изгоняются" из сознания;

    замещение – перенос эмоций от одного объекта к более приемлемой замене;

    идентификация – отождествление себя с кем-нибудь другим;

    отрицание – бессознательное отрицание существующей негативной информации;

    проекция – приписывание собственных нежелательных черт другим людям;

    рационализация – процесс, когда человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач;

    регрессия – действие этого механизма заключается в том, что человек, во избежание конфликта, бессознательно как бы возвращается в тот период прошлого, когда у него все было хорошо;

    реактивные образования – действие этого механизма заключается в бессознательной трансформации одного психического состояния в другое.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе.

В моей работе был приведен лишь краткий перечень, механизмов, который использует своей защиты. Но в тоже время, рассмотренные механизмы дают представление об особенностях межличностных взаимодействий. При этом сам факт существования защитных механизмов в психике приближает нас к пониманию механизмов воздействия одного человека на другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика. - М.: ИНФРА-М,1999.

    Годфруа Ж. Что такое психология. Том 2. - М.: Мир, 1992.

    Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: СФЕРА, 2005. С. 464.

    Лейбин В.М. Психоанализ. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

    Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.

    Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика, 1993.

    Фрейд. З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2008.

Научный анализ психологической защиты лич­ности начался в конце XIX в. с работ 3. Фрейда, который объяснил этот феномен, исходя из приоритета бессознательного инстинктивного на­чала (главным образом сексуального), которое подвергается различным преобразованиям (вытеснению, сублимации и другим) в результате его столкновения с сознательным «Я» (внутренней «цензурой»).

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологичес­кой зашиты личности 1 . Среди них основными являются следующие.

1 Вытеснение - процесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, подобно тому, как недисциплинированный студент, который мешает читать лек­цию, может быть «вытеснен» из аудитории за дверь.

2 Сублимация - преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком плане под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень. Та­кими формами могут выступать различные виды творческой дея­тельности и многообразные увлечения.

3 Регрессия (от лат. regressio - движение назад) - возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на предше­ствующие уровни психического развития. Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия. Когда в состоянии внутриличностного конфликта люди «впадают в детство», то это глубо­ко функциональное поведение. Человек, находящийся в затрудни­тельной ситуации, часто берет в рот что попало - палец, ручку, дужку очков. Значение и смысл этих действий и жестов - возвра­щение в комфортную безоблачную ситуацию младенчества, когда ребенок сосал грудь матери.

1 См.: Защита психологическая // Психология: Словарь. - М.: Политиздат. 1990. - С. 121-122.

4 Рационализация – сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного кон­фликта. Рационализация связана с объяснением своих поступков необходимостью утверждения чувства собственного достоинства и самоуважения.

5 Проекция - осознанное или бессознательное перенесение соб­ственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личнос­ти, на внешние объекты. Тем самым человек перекладывает «вину» на внешний объект, являющийся источником трудностей, приписы­вает ему негативные качества и вместе с тем снимает ее с себя. Здесь мы имеем прием, который хорошо просматривается в выражении «сам ты дурак».

6 Замещение - имеет две формы проявления:

1) замещение объекта ~ перенесение негативных чувств и дей­ствий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Это происходит, когда личность не может высказать свои мысли, проявить чувства или произвести оп­ределенные действия по отношению к прямому виновнику его оби­ды, страха или гнева по социальным или физическим причинам. Например, если нет возможности оскорбить начальника, которым вы чем-то недовольны, можно пнуть его чучело или хлопнуть дверью;

2) замещение чувства - эта форма характеризуется тем, что объект, вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное. Доцент, поста­вивший студенту «неудовлетворительно» на экзамене, может из ост­роумного моментально превратиться в «тупого». Пример замещения чувства описан в басне И. А. Крылова «Лисица и виноград». Не су­мев добраться до соблазнительных кистей винограда, лисица успо­каивает себя тем, что «На взгляд-то он хорош, // Да зелен - ягодки нет зрелой: // Тотчас оскомину набьешь».

7 Интеллектуализация - способ анализа стоящих перед челове­ком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мысли­тельного компонента при полном игнорировании чувственных эле­ментов анализа. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейт­рально, без участия эмоций, что вызывает удивление у обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно боль­ной раком или облученный, может безмятежно подсчитывать, сколько Дней ему осталось жить или заниматься математическими расчетами. Пример именно этого психологического механизма был приве­ден в случае с Сократом.

8 Идентификация - процесс отождествления субъекта с другим лицом или группой, посредством которого он усваивает образцы поведения «значимых других», формирует свое сознание и прини­мает ту или иную роль. В качестве защитного механизма идентифи­кация помогает справиться с беспокойством и чувством незащи­щенности, обеспечивает взаимную связь между членами группы и формирует чувство уверенности в себе.

9 Обособление - отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий. Выража­ется обычно словами «будь что будет», «авось пронесет» и т. д.

10 Воображение (фантазия) - создание программы поведения, когда проблемная ситуация, порождающая внутриличностный кон­фликт, неопределенна. Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Час­то воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в которое личность, находящаяся в состоянии внутриличностного кон­фликта, желает убежать.

Таковы основные механизмы психологической защиты от внут­риличностного конфликта. К этому следует добавить, что сама по себе она может быть как успешной, так и неуспешной. В первом случае прекращаются импульсы и действия тех факторов, которые вызвали конфликт, исчезает состояние тревоги, страха, невроза. При неуспешной психологической защите ничего подобного не происхо­дит. Так, у вышеупомянутых Скупого рыцаря и Акакия Акакиеви­ча если и были когда-то внутреннее беспокойство и тревога по по­воду их реальной жизненной дискомфортности, то они были ус­пешно преодолены. А вот самосознание многих героев Ф.М. Достоевского продолжает жить своей неуспокоенностью и характе­ризуется нерешенностью внутренних проблем. И в этом суть драма­тизма их существования.

Человеческая психика оснащена механизмами, которые помогают нам инстинктивно защищать собственное Я. Их использование помогает делать наш опыт менее травматичным, но при этом снижает наши шансы на успешное взаимодействие с реальностью. По мнению автора книги «Психология Я и защитные механизмы», дочери Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, каждый из нас применяет около пяти подобных стратегий ежедневно. T&P объясняют, почему сублимация не всегда связана с творчеством, как проекция заставляет нас критиковать ни в чем не повинных людей и почему аутоагрессия связана с семейными проблемами.

Отрицание: без признания проблемы

Отрицание - один из самых простых защитных механизмов психики. Это полный отказ от неприятной информации, который позволяет достаточно эффективно отгородиться от нее. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда вы на протяжении долгого времени ежедневно выпиваете по несколько бокалов вина или пива, однако при этом сохраняете уверенность, что в любой момент сможете отказаться от своей привычки. Для отрицания характерна острая реакция на постановку проблемы: если кто-нибудь в таком случае намекнет вам, что вы стали зависимы от алкоголя, этот человек, скорее всего, пострадает от вашего приступа гнева.

Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери и является первой «стадией переживания горя» по мнению ряда специалистов (впрочем, в этом случае его также называют «этапом недоверия»). Человек, неожиданно потерявший работу, скажет: «Не может быть!» Свидетель автокатастрофы, пытавшийся помочь пострадавшим, может не сразу смириться с тем, что один из них перестал дышать. В таком случае этот механизм не защищает никого, кроме человека, который его бессознательно использует, - однако в ситуациях, когда необходим холодный рассудок, отрицание опасности или собственного шока может быть очень полезным для всех участников событий.

Проекция: вынос вон

Проекция позволяет нам перенести свои разрушительные или неприемлемые мысли, желания, черты, мнения и мотивы на других людей. Цель - защищаться от себя самого или отсрочить решение проблемы. Например, человек может думать, будто партнер критически относится к его заработкам, - в то время как на самом деле со стороны партнера ничего подобного нет. Если такой человек преодолеет свою проекцию и осознает ситуацию, он увидит, что критика исходит от него самого, а в ее основе лежит, скажем, негативное мнение родителей, настаивавших на его несостоятельности.

Негативным следствием проекции может стать желание «исправить» объект, который якобы служит носителем неприятных черт, или вовсе избавиться от него. При этом такой внешний «носитель» иногда не имеет ничего общего с тем, что на него спроецировано. В то же время механизм проекции лежит в основе эмпатии - нашей способности разделять с другими их чувства, глубоко вникать в то, что происходит не с нами, и достигать взаимопонимания с окружающими.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, - весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, - все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация - один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания - и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение - в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Регрессия: возвращение в детство

Механизм регрессии позволяет приспособиться к травмирующей ситуации конфликта, тревоги или давления за счет возвращения к привычным с детства практикам поведения: крику, плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Это происходит, поскольку мы, как правило, рано усваиваем, что именно они гарантируют поддержку и безопасность. Демонстрация беззащитности, болезненности, ущербности очень часто приносит психологические «дивиденды» - ведь люди, как и другие живые существа, на нейрофизиологическом уровне склонны защищать слабых и маленьких - то есть потомство, и не только свое собственное.

Регрессия позволяет сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве вместо нас за многое отвечают родители. Этот защитный механизм можно назвать весьма эффективным и достаточно беспроблемным. Трудности возникают, когда он работает слишком долго. Злоупотребление регрессией приводит к появлению психосоматических заболеваний, ипохондрии, отсутствию успешной жизненной стратегии, разрушению отношений с окружающими людьми.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация - это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь - самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», - тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», - классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма - мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Интеллектуализация: теоретические чувства

Интеллектуализация позволяет нам нейтрализовать гнев, горе или боль за счет перенаправления внимания на совершенно постороннюю область. Человек, которого недавно бросила супруга, может все свободное время отдавать изучению истории Древнего Рима, - и это позволит ему «не так много думать» о потере. Этот механизм психологической защиты основан на стремлении абстрагироваться от чувств и интеллектуализировать их, превратив в теоретические понятия.

Поведение интеллектуализирующего человека часто воспринимается как взрослое и зрелое, и это делает такую форму защиты социально привлекательной. У нее есть и другой плюс: интеллектуализация позволяет снизить зависимость от собственных эмоций и «очистить» от них поведение. Тем не менее длительное применение этого механизма чревато разрушением эмоциональных связей с окружающим миром, снижением способности к взаимопониманию и обсуждению чувств с другими людьми.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование - это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное - и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок - это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия . Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом , а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд . Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

сайт расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт - помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение - это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать - всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация - это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации - басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.



Читайте также: